Статья "Эмоциональное развитие ребёнка в условиях семьи".
статья по теме

   В этой статьей подробно говорится об эмоциольности ребенка - как о природной возрастной ценности, о современной социальной ситуации развития детских эмоций, об эмоциональном развитии в условиях семьи, о

важных периодах развития эмоций у дошкольников.

   Эта статья будет полезна и интересна, в первую очередь для родителей, которые имеюют детей дошкольного возраста и для всех желающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Эмоциональное развитие ребенка

 в условиях семьи»

Старший воспитатель Хорошкова О.В.

План проведения:

  1. Эмоциональность ребенка – природная  возрастная ценность.

  1. Современная социальная ситуация  - как обедненная эмоциональная жизнь ребенка.

  1. Успешность эмоционального развития детей зависит и от семьи.

  1. Важные моменты, связанные с эмоциональным развитием ребенка в дошкольном периоде.

  1. Рекомендации для родителей.

   1.  Постоянно сменяющиеся переживания, каждодневные всплески эмоций – без них невозможно представить жизнь детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психологи  относят эмоциональность ребенка к природой заданной возрастной ценности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя  среди других людей. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение. Процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является весьма прочным и принимает характер установки. Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы».

  2. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников и младших школьников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями. Неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие и оставляющие неизгладимый след в душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, дающих ребенку исполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь, уходят в прошлое шумные компании сверстников во дворах, с присущей им эмоциональной насыщенностью игр, с сообща переживаемыми общественными событиями. Все больше образовательное значение придается ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребенку эмоционально – чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей.

    Нередким стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявление агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать, сорадоваться другим. Исследования показывают, что снижение многих показателей качества жизни современных детей прослеживается именно  в сфере эмоционального самочувствия, эмоционального отношения к миру.

    Обедненная эмоциональная жизнь, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы. С переходом в старшие классы во многом утрачиваются сензитивность к аффективному развитию, эмоциональная восприимчивость и впечатлительность, чувственное мировоззрение в целом.

    3. Успешность эмоционального развития детей, тонкость и выразительность аффективного самовыражения, отношение к окружающему миру зависят не только от целенаправленной работы педагогов, психологов, но и семьи. Вместе с тем, как показывает опыт научного исследования данного вопроса, далеко не всегда эмоциональная жизнь ребенка находится в поле зрения родителей и рассматривается в качестве объекта постоянной заботы и внимания. Детские радости, печали, обиды и другие эмоциональные проявления обычно не относятся к серьезным и важным переживаниям. Родители с позиции своего возраста и опыта измеряют их собственной мерой и масштабами, относя к неглавным моментам в жизни ребенка, а порой к типичным проявлениям капризов, упрямства, детской наивности и непосредственности. Эти ошибочные представления могут обернуться необратимыми последствиями, которые на более поздних этапах жизненного пути ребенка негативно проявятся в суждениях, поведении, поступках, его отношении к миру в целом. При первом впечатлении эмоции в силу неожиданности    и быстроты протекания действительно могут показаться недоступными управлению со стороны взрослых, мало поддающимися целенаправленному руководству.

    Известно, что малыш рождается с некоторыми уже «готовыми» простейшими эмоциональными реакциями. В основном отрицательными: плач, крик, когда ему жарко, холодно, мокро; испуг  в виде вздрагивания, например от резких звуков и др. Положительные эмоции поначалу выражены слабо. Обогащение эмоциональных реакций, разнообразие их проявления происходит под воздействием окружающей социальной среды, и главная роль в этой среде принадлежит взрослым. Кто, как не близкие люди – родители, могут взять на себя эту задачу?

    К ведущим психологическим факторам эмоционального развития в раннем возрасте относятся эмоциональное общение взрослых с ребенком и связанные с ним привлекающие его внимание предметы, игрушки, мелодичная музыка, незатейливые игры типа «ладушки», «ку-ку» (взрослый то прячет лицо, то появиться перед ребенком). Именно эти факторы наполняют опыт  ребенка важным социально – опосредованными эмоциональными проявлениями.  Сколько бурной экспрессии у 3-4 – месячного малыша вызывает появление близкого взрослого! К сожалению, такого  всплеска положительных эмоций не увидишь у малышей, лишенных внимания со стороны взрослых, а главное – эмоциональное общение с ними.

    Подражая мимике взрослого, повторяя за ним тот или иной комплекс жестов, телодвижений, характеризующих определенное эмоциональное состояние, ребенок привносит в багаж личного опыта все новые и новые способы выражения эмоций, которые относятся к группе социальных, то есть не данных ему в готовом виде с рождения.

    Воздействие родителей на ребенка, независимо от того, преднамеренное оно или непроизвольное (непреднамеренное), всегда очень велико и значимо.      И даже если ребенок не стал объектом, а просто свидетелем гнева, резкого проявления недовольства со стороны родственников, это обязательно найдет отражение в эмоциональной окрашенности его действий, поведения. Именно способность к подражанию особенно в сфере выразительных движений, экспрессивных действий может стать причиной закрепления недопустимых способов эмоционального самовыражения в дальнейшем. Вот почему ссоры и выяснения отношений между членами семьи при детях, разговоры в повышенном тоне не допустимы. Следует помнить об этом и не демонстрировать эмоциональных реакций, вхождение которых в эмоциональных опыт малыша явно нежелателен и даже вреден. Важно постоянно задумываться о форме выражения своих чувств и о форме воздействия на ребенка. Эмоциональная жизнь, как свидетельствуют данные психофизиологии, самым тесным образом связана с деятельностью всех органов и систем человека, следовательно, от нее зависит здоровье детей, их самочувствие  нервно – психическое и даже физическое.

    4.Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, а затем и начальной школы не снимает с родителей многих задач, связанных с его эмоциональным развитием.

    Прежде всего, между родителями и детьми должны быть налажены искренние доверительные отношения. Эмоциональные откровения ребенка, желания выразить свои переживания, сокровенные чувства должны находить поддержку со стороны взрослых. Задача эта весьма не простая. В этом можно убедиться, если понаблюдать за тем, как общаются родители с детьми.

    Очень часто на детские откровения по поводу радостей и неудач, пережитых событий дети слышат слова взрослых: «Потом расскажешь», «Не мешай», «Не ябедничай», «Замолчи, пожалуйста», «Мне это не интересно». Равнодушно отвечая на детские вопросы, проявляя безразличие к волнующим ребенка сторонам жизни, взрослые прорубают трещину во взаимоотношениях, которые со временем могут перерасти в отчуждение, полное непонимание его внутреннего мира.

     Нужно всегда помнить, что мир взрослых и детей – две сильно отличающиеся друг от друга реальности. То, что родителям кажется несущественным, необязательным, для ребенка наполнено глубоким смыслом. Обычные, порой незаметные вещи, события воспринимаются детьми как загадочные и таинственные.  Дети склоны к пристрастному отражению действительности, созданию образов, преувеличивающих особенности предметов, настойчиво требуют справедливого разрешения конфликтных ситуаций.  Дети воспринимают мир в своих детских координатах и пропорциях, оценивают его через призму своей системы значений. Не случайно бытует понятие «видеть глазами ребенка»: родители обязаны постоянно поддерживать своеобразие видения окружающего мира ребенком. Практическому воплощению этого способствуют совместные обсуждения «злободневных» для дошкольников  и младших школьников проблем, сопереживание их неудачам, оптимистический настрой на преодоление трудностей, искренняя поддержка его успехов и даже маленьких достижений, самообладание в случаях, когда требуется принять срочные меры и т.д.

    5. Важно систематически организовывать эмоционально – насыщенное общение в условиях семьи, обогащать жизнь детей разнообразными впечатлениями. Вот несколько рекомендаций для родителей.

  1. Создавайте ситуации сюрпризности, побуждайте детей к песенным, танцевальным, игровым ипровизациям; продумывайте сценарии проведения дней рождения, других семейных праздников и досугов.
  2. Систематически читайте ребенку произведения художественной литературы: сказки, рассказы, стихотворения. Выразительно прочитанная или рассказанная сказка, рассказ стихотворение обогащают детей незабываемыми  эмоционально – окрашенными образами, которые в дальнейшем находят отражение в их рисунках, поделках , играх и др.

     После прочтения  художественных произведений организовывайте «живые» беседы. Анализируя тексты, обращайте внимание ребенка на переживания, внутренний мир персонажей, побуждайте к сопереживанию, выражению отношения к персонажам сказок, рассказов, их поступкам, используя вопросы: «Как ты считаешь? Каково твое мнение? Что ты скажешь по этому поводу?» Можно предложить ребенку вспомнить подобные случаи эмоциональных переживаний из его жизненного опыта. По возможности участвуйте вместе с детьми в драматизации знакомых произведений.

  1. Рассказывайте ребенку про свое детство, про свои приключения, которые приходилось переживать, с красочным описанием звуков, зрительных ощущений, движений, которые сопровождали то или иное событие.
  2. «Раздвигая рамки» прожитого, обыденного, чаще побуждайте детей к экспрессивному самовыражению, проявлению игрового творчества. Для этого привлекайте их к выполнению имитационных действий. Например, гуляя по парку, предложите ребенку показать, как падают осенние листья, как перелетает бабочка с цветка на цветок. В домашних условиях предложите показать, как радуется убежавший от кошки мышонок, как танцует веселый медведь и т.д.

          Систематически посещайте музеи, театры, цирковые представления. Обращайте внимание детей на мимику, жесты, интонацию голоса артистов, передающие различные эмоциональные состояния: радости, страха, удивления, злости, обиды, печали, хвастовства и т.д.

          Целенаправленное влияние на эмоциональную сферу создаст благоприятную основу для воспитания ребенка с продуктивным решением задач возраста: развитие образного мировосприятия, постижение окружающего через переживание, обогащение эмоционально – ценностного отношения детей к миру.

         Хочется завершить статью словами великого русского педагога К.Д. Ушинского, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть главную свою задачу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие ребёнка в условиях семьи.

В жизнедеятельности современной семьи....

Развитие речи ребёнка в условиях семьи

Cвоевременное развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышлени...

«Взаимодействие ДОУ и семьи для полноценного развития ребёнка, в условиях реализации ФГОС»

Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольного учреждения – с целью разностороннего развития личн...

"Развитие речи ребёнка в условиях семьи"

Перед современными родителями стоит задача - создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственн...

Развитие речи ребёнка в условиях семьи

Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности. Важно, чтобы свободное время было заполн...

Развитие речи ребёнка в условиях семьи

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что своевременное развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык ...