Факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения дошкольников.
консультация (подготовительная группа) на тему

Цуканова Олеся Александровна

В данном материале рассматриваются фокторы, явления, причины которые влияют на  возникновение девиантного (оклоняющегося от нормы) поведения дошкольников. Этот материал может быть интересен и поучителен не только педагогам дошкольного образования, но и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика Структурное подразделение Детский сад «Радуга»

Факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения дошкольников.

Подготовила воспитатель:

 Цуканова Олеся Александровна

2014 год.

Факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения дошкольников.

 Фактор -  момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении.

Все виды поведенческих отклонений можно разделить на две группы:

-  патологические формы, вызванные поражением ЦНС (центральная нервная система), отклонениями в психике и т.д.

- непатологические формы отклонений в поведении, возникающие по различным причинам.

 Особую озабоченность вызывают дети с так называемым – отклоняющимся (девиантным) поведением (от латинского deviatio – отклонение). Краткий психологический словарь  дает следующую его трактовку: «Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно не наказуемое (не противоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и другое и пр.).

 В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в которых он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку, к самому себе.

 Изменения, происходящие сегодня в новой России в различных сферах жизни, экологический и экономический кризис, социальная нестабильность, усиление влияния псевдокультуры, неблагоприятные семейно – бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей и т.п. приводят к деформации институтов социализации детей дошкольного возраста. В этих условиях возникают серьезные предпосылки для зарождения у детей отклоняющегося поведения, причинами возникновения которого, являются разнообразные взаимосвязанные факторы: индивидный, психологический, педагогический, социальный (исследования Ю.А. Клейберга). Социальные детерминанты отклоняющегося поведения многообразны, могут по-разному воздействовать на еще незрелую личность ребенка. Однако как показывают отечественные исследования (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.П. Кащенко, В.С. Ковалев, Т.И. Шульга и др.) причины этих возможных поведенческих отклонений следует искать именно в семье.

Семья – Группа, живущих вместе близких родственников.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправие.

 Семья как социальный институт в настоящее время значительно изменилась. Она испытывает значительные трудности в приспособлении к динамическому развитию современного общества. Семья чрезвычайно чувствительна ко всем процессам, которые происходят в обществе, она отзывается тем или иным образом на них. Сложности и противоречия исторического развития нашего общества наложили отпечаток на жизнь семьи и на её воспитательные возможности.

  Неполная семья оказывает более травмирующее влияние на детей. В семейной психологии существует утверждение, что для нормального воспитания необходимы оба родителя. Ограниченные воспитательные возможности неполно семьи порождены факторами педагогического, морально – психологического и материального порядка. И отсутствие одного из родителей лишает ребёнка целого мира нравственно – эмоциональных отношений. Неполная семья обладает ограниченными воспитательными возможностями, однако бывает, что неполная семья более полезна для развития личности ребёнка, чем неполноценная, но полная.

 К неполноценным и неблагополучным семьям, создающим условия повышенного риска для отклоняющегося поведения дошкольников относятся и другие типы семей:

- конфликтная семья, в которой существует психологическая напряжённость взаимоотношений, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, интересах, потребностях. Это семья, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах.

- асоциальная семья, где преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом.

- семья с алкогольным бытом – основные интересы членов семьи сводятся к интересу употребления спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, без выполнения социальных - положительных функций семьи.

- формально благополучная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто семья находится на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения.

 Семейное неблагополучие - одна из основных причин, определяющая состояние и динамику отклоняющегося поведения дошкольников. Понятие «семейное неблагополучие» охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты её структурного, количественного или половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами – детским садом и другими учреждениями.

 Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении происходит, как правило, в неблагополучных семьях. Неблагополучная семья – та, где имеются дефекты воспитания. Как отмечает М.И. Буянов, «здесь следует иметь в виду неблагополучное отношение к ребёнку».

 По мнению А.И. Захарова, «нарушенные семейные отношения и неправильное воспитание – причины возникновения невроза ». Захаров считал, что черты характера и поведение детей дошкольного возраста формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. И понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на неврозы у детей как на отражение проблем семьи в трёх поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение выраженности характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе и психогенных по происхождению изменений личности. Центром перекрёстка характерологических и невротических отклонений в семье будут родители, дети которых больны неврозами. Изменение личности родителей, а то и невроз у матерей часто предшествуют развитию невроза у детей, способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании как главных факторов невротизации детей.

 Невроз (детский) – это психогенное заболевание формирующейся личности, т.е. такое заболевание, которое затрагивает значимые аспекты формирования личности, систему её отношений, в первую очередь, это взаимоотношения в семье и затем уже отношения со сверстниками и другими взрослыми.

 В отечественной педагогической науке и практике отклонения в поведении детей дошкольного возраста объясняются спецификой возраста (незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточное функционирование второй сигнальной системы и т.п.). В то же время, педагогическая практика обладает достоверными сведениями о том, что отклоняющееся поведение некоторых детей является настолько прогрессирующим и противоречащим нормам этики и общечеловеческим ценностям, что никак нельзя объяснить их возрастными особенностями. Мы согласны с мнением ученых (Т.В. Лодкина, Г.А. Фортунатов и др.) о том, что возрастные особенности могут способствовать зарождению и функционированию отклоняющегося поведения, но не сами по себе, а в результате игнорирования родителями своих обязанностей, допущенных педагогических ошибок и складывающихся неблагоприятных условий для нормального личностного развития детей.

 Условия семейного воспитания в детском возрасте и их связь с возникновением отклоняющегося поведения являются предметом изучения также и у зарубежных исследователей (Curtis G.C (1963); Spinetta J.J., Rigler D. (1972); Widom C.S. (1989)) в парадигме «цикла насилия». В данной концепции жестокое обращение с детьми, выражающееся в физической и эмоциональной жестокости, сексуальном насилии, пренебрежении способствует формированию у ребенка агрессивности и склонности к дальнейшему воспроизведению подобных форм поведения в социальных контактах, а впоследствии и по отношению к собственным детям.

 Безусловно, что глубина и стойкость отклонений в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста не велика по сравнению с подростковым возрастом. Однако, довольно сложно представить себе, например, делинквентность подростка, возникшую «не из чего». В большинстве случаев, истоками возникновения делинквентности являлся именно дошкольный и младший школьный возраст. Проведенные исследования показывают, что 73 % всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляли крайнюю неустойчивость поведения, конфликтовали с педагогами, многие из них оказывались в положении "изолированных" и предпочитали дружить со старшими детьми вне школы.

 Здесь мы имеем дело с дефектами личностного развития, сочетающимися с недостатками или серьезными просчетами в воспитании ребенка в период его раннего и дошкольного детства и отрицательным влиянием неблагоприятных ситуаций, складывающихся в семье.

 Типичным проявлением отклоняющегося поведения детей является агрессивное поведение. Согласно исследованиям С.Н. Ениколопова   «асоциальное, в том числе и агрессивное поведение в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет своим источником, прежде всего, нарушение общения в семье, в результате чего у детей искажаются этические понятия и моральные ценности. Общение в детском саду, а в дальнейшем и школе, не только не компенсирует недостатки семейного общения, но чаще всего усугубляет положение. Основными видами компенсаторной деятельности дошкольников и младших школьников являются сублимация и фантазия. В развитии такой формы отклоняющегося поведения, как агрессия, играет роль не только нарушение общения, но и ряд других проблем, с которыми сталкиваются дети в воспитательных учреждениях. Одной из них является дидактогения, которая представляет собой невротические расстройства, возникающие в связи с процессом обучения».

 Особенно «кричащей» формой проявления отклоняющегося поведения детей являются первые пробы алкоголесодержащих напитков. Проблема употребления детьми алкоголя имеет глубокие культурные, социально-педагогические, политические и социально-экономические корни. О детском алкоголизме ученые говорят, когда его признаки впервые появляются до достижения 18-летнего возраста. Проблема детского алкоголизма являлась предметом изучения в исследованиях Б.С. Братуся, Е.М. Мастюковой, В.Ф. Матвеева, В.Д. Москаленко, И.Д. Муратовой, П.И. Сидорова, Ф.Г. Углова и др. Ученые выделяют причины алкоголизма у детей, а также его последствия. В исследованиях В.Ю. Завьялова показано, что определенное отношение к алкоголю и ритуалам его приема начинает формироваться у ребенка с 4-5 летнего возраста.

 В исследованиях М.А. Галагузовой проанализированы причины, способствующие возникновению алкогольной зависимости в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это, прежде всего, алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, педагогическая неграмотность родителей и семейные алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями, приводящие к формированию стойкого интереса к спиртному. Дети родителей, страдающих алкоголизмом, находятся в сфере неблагоприятных микросоциальных влияний, усложняющих процесс социализации и социальной адаптации. В исследованиях В.С. Гуськова и А.И. Цаплина показано, что более половины детей в возрасте до 6-7 лет уже имели через семью контакт со спиртосодержащими напитками.

 Наблюдения за играми детей старшего дошкольного возраста показали, что в игровой ситуации дети довольно часто и точно копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. В исследованиях Г.В. Грибановой установлено, что дети 6-7 летнего возраста, живущие в семьях с алкогольной зависимостью имеют значительные трудности при участии в играх с правилами. Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность не позволяют им завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе. В характеристиках детей рассматриваемой группы, даваемых педагогами, воспитателями, родственниками, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. По сути своей эти случаи не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элемента умышленности, полной осознанности и произвольности. Именно отсутствие осознания и произвольности и приводит к совершению таких действий, т.е. внешняя ситуация, действующая как побудительный механизм, не уравновешивается внутренними механизмами произвольной регуляции.

 Типичной детской девиацией считаются также побеги из дома, бродяжничество, рассматриваемое в некоторых исследованиях как проявление делинквентного поведения. Согласно исследованиям А.Л. Арефьева мотивы бродяжничества и побегов из дома имеют три важные причины. Главная из них, на нее указывают 40,5% опрошенных – пьянство родителей; вторая – отсутствие одного или обоих родителей и третья – физическое насилие над детьми со стороны родителей. Все они свидетельствуют о том, что основной источник беспризорности – это девиантная или конфликтная семья.

 Таким образом, неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка в семье вызывают нарушения социализации, которые выражаются в отклонениях от норм системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Зарождающееся при этом отклоняющееся поведение детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, мы понимаем как результат неблагоприятного социально-нравственного развития, нарушений социализации ребенка, проявляющееся в отсутствии целостного знания о нормах, правилах поведения и взаимоотношений в группе сверстников, неадекватной оценке себя и негативной оценке сверстников и взрослых, негативном отношении к ним, и как следствие неспособности осуществлять социально-нравственный выбор поступков в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями и осуществлять регуляцию собственного поведения в соответствии с ценностями принятыми в обществе. То есть, мы имеем ввиду те отклонения, которые еще только-только возникают, когда еще нельзя говорить о воспитанности или невоспитанности личности, а можно лишь указывать на особенности ее социально-нравственного развития, на особенности ее движения по пути к усвоению социальных и нравственных норм, то есть, это те отклонения, которые нужно распознать, пока они не приобрели устойчивые формы.

 Таким образом, отрицательный микроклимат функционально-несостоятельных семей, асоциальное поведение ее отдельных членов могут способствовать зарождению и функционированию отклоняющегося поведения у детей. Сохранение семьи как воспитательного института особенно значимо в современных условиях, когда идет коренная ломка традиционной системы воспитания. Сложившиеся условия требуют формирования системы комплексной государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, коррекционные, социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды жизнедеятельности для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики отклоняющегося поведения и организации работы с функционально-несостоятельными семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений

Консультация для родителей, дети которых посещают логопедическую группу...

Факторы, влияющие на переход дошкольника, не посещающего детский сад, в статус ученика.

В последние годы резко обострилась проблема разноподготовленности к школе детей из разных социальных групп населения. С одной стороны, в начальную школу приходят хорошо подготовленные дети из детского...

Здоровье ребенка и факторы влияющие на здоровье дошкольника

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания д...

Факторы влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте.

Культура поведения в дошкольном возрасте.Влияющие факторы....

Консультация на тему: Факторы, влияющие на возникновение психологических последствий инвалидности.

1. Психологические проблемы инвалидности.2.Факторы, определяющие болезненно спецефические переживания инвалидов....

Сообщение из опыта "Факторы, влияющие на нарушение речи младших дошкольников"

 В рамках дошкольного возраста важное значение для развития приобретает становление и развитие речи. Уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский са...

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ» (консультация для родителей)

На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных факт...