Консультация "О чем говорить с ребенком в семье? Диалог или монолог?"
консультация на тему

Бондарь Наталья Петровна

 

Уважаемые родители!

Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться  с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам короткие рассказы, сказки? Все эти речевые  навыки будут ему необходимы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_monolog_ili_dialog.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

  О чем говорить с ребенком в семье?

Диалог или монолог?

Уважаемые родители!

Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться  с вопросами к ним ? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам короткие рассказы, сказки? Все эти речевые  навыки будут ему необходимы в школе.

             Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и  монологической.

              Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

              В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

В з р о с л ы й: Какое сейчас время года?

Р е б е н о к: Весна.

В з р о с л ы й: Какие птицы прилетают к нам весной?

Р е б е н о к: Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

              С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими . В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь.

             Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное  слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи ( мамой, бабушкой).

             Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы , машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

            Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах: можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, стихи и сказки.

            Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения.  В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

            Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый , который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».

Р е б е н о к: Добрый день, Татьяна Федоровна.

В з р о с л ы й: Извините, с кем я разговариваю?

Р е б е н о к: С вами разговаривает Оля.

В з р о с л ы й: Оля, мама дома?

Р е б е н о к: Нет, мама еще не пришла с работы.

            Диалогической речью дети овладевают примерно к 5-ти годам. На 6-м году  жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

            Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связность рассказа.

            Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно  описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое( как  отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

              Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: « Это кукла. Ее зовут Аленка. Она пластмассовая. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С  куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

             Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», « Из чего сделан?», « Для чего нужен?».

             После необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

             Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки- описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать тоже: « Он деревянный, стоит посередине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?»  А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

                Можно предложить игру « Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он  летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место  «путешествия».

                Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

                  Детям 6-7- летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом  ( особенно про одного из героев или предмет) или рассказывать от своего лица.

                  Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вод такого творчества – составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами « зима», «дети», «зимние развлечения». « Наступила зима. Выпал пушистый белый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки – на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

                Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: « Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь…»

                Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему  перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: « В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: « Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес…».

                 Советы родителям:

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

2. помните, что основные собеседники для ребенка в семье- мама, папа, бабушка, дедушка.

3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.

4. Приобретайте  репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.

5. Предложите ребенку соревнование: « Чья сказка лучше», « Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

7. Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

                Пожелания родителям:

1. Чаще и больше разговаривайте с ребенком.

2. Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами.

3. Систематически проводите игры в слова  «Кто больше знает слов», «Скажи, какой…?», «А если бы…», «Придумай слово».

4. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.

5. Стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов.

6. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребенку.

Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка.

       Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком.

       Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании . Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

       Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его  к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки, стремится криком привлечь внимание, наконец ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово «неси» - и мать тут же берет его на руки.

       Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребенок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом.

      Как только ребенок произнес нужное слово, мать награждает его радостной улыбкой и выполняет его просьбу.

      Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно- практической деятельностью ребенка. С шести месяцев ребенка следует учить соотнесению предмета с обозначающим его словом, т.е. постепенно развивать ситуативное понимание обращенной к нему речи.

       Для формирования речи ,важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении.

        В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка ,важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической  речи ( ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

        Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно – педагогической работе, направленной прежде всего на развитие моторики речи, коммуникативного поведения.

         На отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии ( знания об особенностях речевых дефектов и о дефекте собственного ребенка), компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения и т.д.

        Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является  авторитетом.

        Лечение ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребенка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка. Так, при нарушениях аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребенка не было отвращения к еде и вырабатывался положительный рефлекс на процесс кормления. Важно установить четкий режим кормления. Пища не должна быть слишком горячей. Категорически запрещается кормить ребенка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания. Иногда, чтобы разрешить трудности, связанные с кормлением ребенка, ему бывает полезно пребывание в небольшом детском коллективе.

       При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путем грубого насилия стараться его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач.

       Категорически запрещается запугивать ребенка различными реальными или мифическими  «пугалами». Ребенка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребенка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Говорите с ребенком правильно"

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением...

Консультация: "Правильно ли говорит Ваш ребенок"

Консультация для родителей  "Правильно ли говорит Ваш ребенок"...

Консультация для родителей "Говорите с ребенком правильно!"

консультация для родителей  о том, что с ребенком нужно говорить правильно!...

Консультация для родителей: "Говорите с ребенком правильно"

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произ...

Консультация "Правильно ли говорит ваш ребенок?"

Правильно ли говорит ваш ребенок?...