Статья "Наказание"
статья на тему

Соляник Елена Павловна

В  данной статье поднимается вопрос о наказании ребенка. В ней указываются опасности, которые таятся в наказаниях, если они променяются в воспитании и приводятся возможные альтернативы наказанию. В материале  использованы педагогические взгляды известного американского психолога и педиатра Аллана Фромма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazanie.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Наказание»    

     Дети… Как бы ни был  занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть и заботы. Самые разные. Но прежде всего о воспитании и здоровье. И это главное, что составляет личную жизнь каждого человека, потому что именно дети, общение с ними, забота о них, воспитание приносят  нам и  самые большие радости, и самые большие тревоги. Ну, а когда эти заботы и тревоги касаются практически каждой семьи в обществе, тогда они становятся общественным явлением. Вот почему всё, что связано со здоровьем и воспитанием детей, имеет огромное  социальное значение.

     Всем приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Поэтому может показаться,  будто мы прибегаем к наказаниям, чтобы заставить детей повиноваться и исправиться, но по существу мы чаще всего проявляем таким способом наше нетерпение и наш гнев.

      Вот некоторые  опасности, которые таятся, когда применяются наказания для воспитания детей.

  1. Очень часто наказание не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его. Один поступок заменяется другим, по-прежнему остающимся неправильным и поэтому еще более вредным для психического здоровья ребенка.
  2. Наказание вынуждает ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым  и нередко начинает ревновать к брату или сестре или к родителям.
  3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям.
  4. Частое наказание, так или иначе, побуждает оставаться инфантильным. Обычно ребенка  наказывают за какую-нибудь проделку, но желание достичь запретного не пропадает, и он решает от него не отказываться,  а получить наказание и продолжить поступать в том же духе – и так до бесконечности.
  5. Наказание может помочь привлечь к себе внимание родителей. Хотя детям нужна, прежде всего, родительская любовь, они часто ищут даже такую жалкую её имитацию, как простое внимание. Ведь порой гораздо легче привлечь внимание родителей, делая какие-нибудь глупости, чем оставаться все время добрым и послушным.

     Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?

  1. Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
  2. Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильное, но будьте предельно кратким.
  3. Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.
  4. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.
  5. Наградами. На худой конец, они более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.

     Если наказание применяется в дисциплинарных целях, оно будет эффективно лишь в отдельных случаях.  Шлёпать детей вообще не рекомендуется.

     Когда же вы наказываете ребенка, лишая его какой-либо привилегии, которая у него была, то непременно добьетесь хороших результатов. Не кричите на него, напомните, что вы его предупреждали – обещали, например, не дать сладкого, если он будет плохо себя вести – и вот теперь держите свое слово.  Не надо прибегать к наказаниям раньше, чем ребенку исполнится 2,5-3 года. Он должен быть в состоянии понять цель наказания – научить ребенка правильно вести себя. Связь между одним и другим может быть такая: ваш ребенок должен видеть наказание как результат каких-то своих неверных поступков, а не как проявление вашей злой воли.