Развитие словарного запаса. Советы психолога родителям.
статья по развитию речи

Белкина Ольга Владимировна

Всем известный «Дедушка Корней» или Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти» удивительно точно говорит на тему развития речи ребенка: «Каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, …ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovarnogo_zapasa.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словарного запаса. Советы психолога.

Всем известный «Дедушка Корней» или Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти» удивительно точно говорит на тему развития речи ребенка: «Каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, …ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, все же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни».

Действительно, в период от 1 до 6 лет ребенок должен усвоить всю сложную систему родной речи (фонетику, лексику, грамматику, связную речь), потому что именно этот период жизни человека по задумке природы является сензитивным (чувствительным) для развития речи. Одной из очень важных составляющих речи является лексика. Именно до 6 лет формируется «ядро словаря», в дальнейшем в течение жизни словарь может количественно пополняться, но основной «каркас» не изменяется. При нормальном развитии в возрасте около года запас слов у ребенка исчисляется единицами; к концу второго года достигает двухсот пятидесяти-трехсот слов, а к концу третьего года доходит до тысячи (какой скачок всего за один год!), далее постепенно к 6 годам около 2500 слов. Но все это возможно только при непосредственном обучающем воздействии взрослых.

Лучше всего процесс обучения у дошкольников происходит в игровой форме. Вот несколько примеров простых, но эффективных игр, для развития словарного запаса детей.

«Я знаю пять названий». Знакомая нам с детства, но забытая игра. «Я знаю пять названий цветов: лютик раз, ромашка два, …» Конечно, можно и больше, 6 −10 названий. Сначала можно брать любые темы – игрушки, посуда, овощи, фрукты, одежда, дни недели, города, профессии и т. д.  Затем можно и нужно углубляться в темы, которые вам интересны или, наоборот, требуют закрепления у ребенка.  Например, надо назвать 5 кислых фруктов, 5 сладких, 5 желтых, 5 зеленых, 5 круглых. Еще пример: назвать 5 животных с полосатой шкурой, 5 с пятнистой шкурой, 5 с рогами, 5 с копытами, 5 с длинной шеей, 5 с длинными хвостами. Фантазируйте!

«Загадки». Любая загадка возбуждает в ребенке интерес и любознательность, развивает внимание и воображение, мышление. Являясь концентрированной суммой сведений о предмете или явлении, загадка расширяет представления ребенка об окружающем мире, стимулирует его познавательную активность, память и речь. Кроме того, слушание, а затем заучивание стихотворных загадок заметно улучшает у ребенка чувство ритма и рифмы

 «Кто что делает?». Называем как можно больше действий какого-то объекта (звери, птицы, рыбы, насекомые, люди разных профессий и т. п.). Сначала можно заранее обговаривать тему, например, лесные звери. «Кто это? Он рычит, ревет, топает, шатается, лазает, собирает…». Конечно, эта задача уже сложнее, но тем более интересней, и в итоге результативней будет ваша «работа».

Занимаясь с ребенком, не спешите говорить за него. Подскажите ответ мимикой, жестом (это тоже своего рода игра в «мимов») или предложите выбор из нескольких вариантов, часть которых заведомо ошибочны. Главное – добиться, чтобы ребенок вначале медленно, а потом все быстрее подбирал слова самостоятельно. Играя с ребенком, не торопитесь, будьте заинтересованы, собраны, позитивны. Настройтесь на радостное времяпрепровождение и общение. Чаще улыбайтесь и хвалите ребенка за любую, даже самую маленькую удачу.

Белкина Ольга Владимировна,                                                                                                                                          педагог-психолог                                                                                                                                                                          МДОУ «Детский сад №7 г. Судогда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для развития словарного запаса"

Родители хотят чтобы речь их детей была образной, выразительной и красивой.  Они же сетуют на то, что в современном жизненном ритме очень трудно выделить время для занятий с ребёнком. Для ро...

Консультация для родителей: «Развитие словарного запаса речи детей, ее активизация в младшем дошкольном возрасте»

Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляци...

Консультация для родителей "Игры на развитие словарного запаса"

Игры на развитие словарного запаса детей.Консультация для родителей....

Рекомендации для родителей по развитию словарного запаса дошкольников 5-7 лет

Родителям нужно очень внимательно отнестись к развитию активного словаря своего ребёнка. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизн...

Консультация для родителей и воспитателей "Развитие словарного запаса дошкольника"

Рекомендации родителям и воспитателям по развитию и обогащению словарного запаса дошкольника ...