Родительская встреча "Семья - убежище души"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гревцева Алла Александровна

Встреча с родителями

«Семья -убежище души»

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Старшая группа  МБДОУ№4 старший воспитатель Гревцева А. А.

Цели и задачи

1.  Укрепить взаимосвязь детского сада и семьи, оказывать помощь
родителям в воспитании детей.

2.            Распространить среди родителей передовой опыт семейного
воспитания.

3.           Сформировать у родителей убеждение в том, что духовно-
нравственное воспитание детей является их моральным и гражданским
долгом.

4.           Поднять авторитет родителей и его влияние на развитие личности
ребенка.

5.            Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к
каждой семье; уделять особое внимание семьям, требующим
поддержки.

6.            Привлечь родителей к использованию в воспитании детей различных
форм русского народного фольклора, тем самым, приобщая их к
общечеловеческим ценностям.

7.            Помочь родителям, развивать у детей память, мышление,
познавательную и умственную активность детей, расширять,
обогащать и активизировать словарь.

8.            Привлечь родителей к созданию уголка старины и мини-театра
«Русского фольклора» в группе.

Предварительная работа

1.            Беседы о семье, доме, родных, городе, стране.

2.            Экскурсии по улицам городка.

3.            Посещение мини-музея «Русская изба». Беседы о русской старине,
предметах русского народного быта.

4.           Создание «родословного древа» каждой семьи и оформление
альбома «Моя семья».

5.           Рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад».

Материал

1.  О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»

2.            «Воспитателю о работе с семьей» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

3.            «Мир Детства. Дошкольник»

4.            журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №9
2005год

Семья - убежище души

Дети вместе с воспитателем входят в празднично оформленный зал.

 

ВоспитательВ музыкальном зале –

Суматоха и шум,

Шепот, движенье,

Споры и смешки.

Что же за праздник

Готовится тут?

 Видно почетные гости придут?

Может, придут генералы?

Нет!

Может, придут адмиралы?

Нет!

Может герой, облетевший весь свет? Нет! Нет! Нет !

Гадать понапрасну бросьте,

Смотрите, вот они, гости,

Почётные, важные самые.

 

Здравствуйте мамы, папы, бабушки и дедушки! Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас на нашем семейном вечере.

Все мы, взрослые и дети, устав после долгого трудового дня спешим к родному уютному теплому домашнему очагу. Все наши мысли и мечты обращены к нашим родным и близким. С ними мы делимся своими радостями и неудачами. Дом, семья

 

Ребенок       Самая теплая,

                     Добрая самая.

                     Может, ты думаешь.

                    Это весна?

                    Не угадала.

                    Совсем не она!

                    Это мама моя.

Воспитатель        Мама! Самое прекрасное слово на земле! У мамы самые

добрые и ласковые руки, они всё умеют. У неё самое верное и чуткое сердце, в котором никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным.

Песня о маме (исполняют дети всей группы)

Воспитатель      Мама. Она главный воспитатель с раннего детства. Укладывая малыша спать, она очень тихим голосом лаково и нежно напевала ему колыбельную.

А вы дорогие гости, какие колыбельные песни знаете?

(двум мамам предлагается спеть колыбельную)

Ребенок      Самый могучий

                   И справедливый,

                    С голосом громким

                   И мягкою гривой.

                   Нет никого

                   Сильнее на свете,

                      Нет никого

                      Вернее на свете.

                      Думаешь, лев

                      С тяжелою лапой?

                      А вот и не правда!

                      Это мой папа!

Воспитатель    Ребята! Расскажите нам о своих папах.

Ребенок      Я расскажу, каким мой папа был в детстве.

Папа утром сам вставал,

Всё до капельки съедал.

Не ронял, представьте чашек,

Никогда не рвал рубашек,

И не бегал босиком,

и не щелкал языком,

И с дворняжкой не дружил.

Очень скучно папа жил.

Воспитатель А что могут ваши папы?

Песня про папу (исполняется солистами и детьми группы)

Ребенок         А мой папа рассказывает интересные сказки.

Я сказку знаю наизусть

От слова и до слова.

Но пусть рассказывает, пусть,

Готов я слушать снова! И я хочу лишь одного:

Пусть дольше сказка длится.

Пока я с папой, ничего

Плохого не случится.

И папу я прошу опять

С начала сказку рассказать.

Воспитатель Ребята, я вижу, вы очень любите своих мам и пап, хотите
быть на них похожими. А кого вы ещё любите, и кто вас сильно балует?
Дети           Бабушки и дедушки.

Воспитатель    Какие они ваши бабушки?

1       ребенок      Если внуки веселы,

Бабушка - подавно.

 -Ишь распелись, как щеглы,

До чего же славно!

2       ребенок      Если внуки есть хотят,

Бабушке отрада:

Пусть сидят, пусть едят,

Подрастать им надо!

3       ребенок      Если внуки спать легли,

Бабушка не дышит:

-Люли, люли, люли!

Тише, тише, тише!

4       ребенок      Чистота, тишина,

Теплота, дремота.

Вот какая она – Бабушка-забота.

5       ребенок      Мне бабушка сказку расскажет

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

(Входят бабушка с внуком)

Внук: Бабушка, расскажи, пожалуйста, сказку.

Бабушка    Какую внучок?    Ну ладно слушай.

Бабушка рассказывает русскую народную сказку «Заюшкина избушка» и останавливается.

Внук  Что случилось, бабушка?

Бабушка    Я забыла, что было дальше.

Внук        Бабушка не горюй.

                 Сейчас ребята нам помогут.

(Инсценировка отрывка сказки)

Воспитатель         Молодцы, ребята! Выручили бабушку! А в сказке хитрая лиса была наказана храбрым петушком, зайчику помогла смелость настойчивость друга.

Воспитатель     О своем дедушке расскажет Никита

Ребенок      Речной пароходик боится бревна,

Которое ночью всплывает со дна.

А бабочке ночью опасен фонарь,

 А сети рыбачьей боится пескарь.

А дедушка мой ничего не боится.

Ему не страшны ни медведь, ни лисица,

Ни  птицы  ночной оглушительный свист   -

Мой дедушка был настоящий танкист.

Воспитатель  Мы в вечном неоплатном долгу перед родителями, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Большие и маленькие, взрослые и дети нежно любите, уважайте и берегите друг друга, своих родных и близких.

Дети     Дорогие наши мамы,

Дорогие наши папы!

Мы вас очень, очень любим!

Будем добрыми расти

И всегда стараться будем

Хорошо себя вести!

 

Доклад для родителей.

 

Еще только ожидая ребенка, родители мечтают о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, смелым, справедливым, заботливым и трудолюбивым человеком. Как донести этот идеал до ребенка-дошкольника? Очевидно, он нуждается в конкретном примере.

Дети 4-7лет легко подражают как своим близким людям -- отцу, матери, старшим братьям и сестрам, так и тем, о ком они узнают из книг, фильмов, из рассказов родителей и воспитателей. Задача взрослых - уметь проникнуть во внутренний мир ребенка, пробудить в нем желание и потребность действовать подобно тем, кто несет в себе положительные качества и черты. Это и значит направить нравственное развитие ребенка.

Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Культура поведения воспитывается всем укладом семьи. Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность поупражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках. И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка мама предлагает ей присесть, справляется о здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют небрежности в одежде и замечают неполадку в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Чтобы не случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми- не унижают перед другими, не задевают самолюбия. Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям. Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней. Чтобы облегчить детям усвоение навыка, мы делим его на более мелкие, конкретные действия. Например, объясняем детям, что надо беречь игрушки. А это значит - машину возить за веревочку, не нажимать на колеса, не садиться в неё; куклу не бросать, замечать, что неисправно, просить взрослых отремонтировать игрушку; не пачкать игрушки, убирать на место и т. д. Постепенное обучение детей выполнению подобных правил обращения с игрушками помогло большинству детей группы усвоить обобщенное правило - беречь игрушки.

Дело решается не только созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки. Чистое помещение, где удобно все размещено для ребенка, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку, книжку и положить обратно, он привыкает к аккуратности. В детском саду мы предлагаем ребенку накрыть на стол,

убрать за собой посуду со стола (помочь няне), помочь другу убрать игрушки, завязать или развязать шарф, шапку, позаботиться о малышах на соседнем участке, выполнить просьбу воспитателей. Закрепляйте дома позитивные шаги вашего ребенка, не отталкивайте в желании вам в чем-то помочь. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Все это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам.

Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, - это затрагивает чувства детей, побуждает к действию. Для них важна заинтересованность взрослых успехами малыша, которая укрепляет его веру в свои силы, помогает видеть смысл и значение выполняемых дел.

Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным. Вот сын, рассматривая иллюстрации в книге «Приключениях Буратино», старательно пересказывает содержание книги маленькой сестренке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задает ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.

Детям 5-7 лет следует объяснить, убедить, довести до их сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые должны опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках. Также' с детьми старшего дошкольного возраста можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя нравоучениями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие как, справедливость, скромность, отзывчивость. Вопросы «Как бы ты поступил?», «Хорошо это или плохо?» помогают ребенку анализировать свои и чужие поступки, принимать верное решение, а в последующем и поступать правильно.

Не забываете о художественном слове - рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения. В этом вам помогут рассказы Л.Воронковой, Драгунского, Н.Носова, Н.Сладкова, К.Чуковского, Чарушина, Г.Остера и других поэтов и писателей.

И, наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только они не завышены и предъявляются вовремя и последовательно. Отметим важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков. Поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

С раннего возраста мы знакомим детей с различными формами русского народного фольклора: это песенки-потешки, загадки, сказки пословицы и поговорки. Песенки-потешки забавляют, успокаивают малыша. Исполняя их, взрослый изливает на ребенка всю свою любовь, теплоту и в результате рождаются ответные чувства. Подрастает ребенок и «народная педагогика» использует для его развития игру. Одной из ипостасей её являются загадки. Удивительно поэтичны русские загадки. В них много причудливых красочных сравнений, богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадывая детям загадки, взрослые проверяют их внимание, сообразительность, стимулируют умственную деятельность. Одним из любимейших жанров фольклора у детей — это скороговорки. Не каждому ребенку удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но весёлая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

Сказки преподают ребенку уроки нравственности. Они развивают его память, тренируют внимание; дети узнают из них много нового и интересного. Ребята сочувствуют героям сказок, жалеют бедных и несчастливых, радуются победе добра над злом и ненавидят несправедливость.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Подобно любому другому чувству любовь к Родине обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

«Родной дом» - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включённость в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

В нашей работе по духовно-нравственному воспитанию детей мы начали с формирования у детей понятия «Моя семья», составили родословные древа, запоминали имена и отчества родителей, бабушек и дедушек, домашний адрес. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье, о своем доме, о профессиях своих родителей, о том, как они отдыхали летом всей семьей. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но и с родным городом, с окружающей природой.

В этом учебном году мы планируем познакомить детей с историей родного городка, с людьми, живущими и работающими в нём, с природой нашего края.

Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной национальной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Уже сейчас ребята нашей группы знакомы с геральдикой-гербом и флагом России, с главным городом России - Москвой. Работа по этому направлению будет продолжаться и в дальнейшем.

Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в дошкольном возрасте, в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.

Уроки жизни, которые дает семья, обладают огромной силой - и потому, что эти уроки дают самые близкие, самые дорогие ребенку люди; и потому что их воздействие намного превосходит влияние других взрослых, и потому, что падают эти уроки на благодатную почву.

Мы провели анкетирование среди вас, родителей, и полученные ответы помогли нам сделать такой вывод, что вы стараетесь включить ребенка в систему семейных отношений, прививаете умение трудиться на благо семьи. Сейчас, у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать ответственность и настойчивость в выполнении работы.

Беседуя с детьми и с вами, мы узнали, что в семьях читаются в основном сказки, загадки, разнообразные энциклопедии. Но мало внимания уделяется на чтение и беседы рассказам о сверстниках, о животных, стихов о природе заучиванию пословиц и поговорок. Все эти литературные произведения воспитывают у детей яркое эмоциональное отношение к окружающему миру. В этом году мы собираемся организовать мини-театр «Русский фольклор». Ребята с огромным удовольствием перевоплощаются в героев сказок. Подобные представления помогают детям легче запомнить и пересказать сказку, развивают диалогическую речь, внимание, умение слушать своих сверстников, развивают актерские способности. И обращаемся к вам с просьбой: помочь в изготовлении плоскостного театра, пальчикового театра, шапочек для драматизации к русским народным сказкам «Лиса и Журавль». «Царевна-лягушка», «Лиса и Козел», «Сивка-бурка» и др. У нас в детском саду есть мини-музей «Русская изба», в котором дети знакомятся с бытом русского народа. И если у вас сохранились на бабушкиных чердаках старые вещи, приносите в группу. Мы организуем уголок старины в группе.

Семья и детский сад связаны между собой. Нам есть над чем работать. И здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения, важно, чтобы мы не заменяли друг друга, а действовали вместе в интересах ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_roditelyami_semya_-_ubezhishche_dushi.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча с родителями

«Семья -убежище души»

Духовно-нравственное воспитание детей старшего

дошкольного возраста.

Старшая группа  МБДОУ№4 старший воспитатель Гревцева А. А.

Цели и задачи

  1. Укрепить взаимосвязь детского сада и семьи, оказывать помощь
    родителям в воспитании детей.
  2. Распространить среди родителей передовой опыт семейного
    воспитания.
  3. Сформировать у родителей убеждение в том, что духовно-
    нравственное воспитание детей является их моральным и гражданским
    долгом.
  4. Поднять авторитет родителей и его влияние на развитие личности
    ребенка.
  5. Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к
    каждой семье; уделять особое внимание семьям, требующим
    поддержки.
  6. Привлечь родителей к использованию в воспитании детей различных
    форм русского народного фольклора, тем самым, приобщая их к
    общечеловеческим ценностям.
  7. Помочь родителям, развивать у детей память, мышление,
    познавательную и умственную активность детей, расширять,
    обогащать и активизировать словарь.
  8. Привлечь родителей к созданию уголка старины и мини-театра
    «Русского фольклора» в группе.

Предварительная работа

  1. Беседы о семье, доме, родных, городе, стране.
  2. Экскурсии по улицам городка.
  3. Посещение мини-музея «Русская изба». Беседы о русской старине,
    предметах русского народного быта.
  4. Создание «родословного древа» каждой семьи и оформление
    альбома «Моя семья».
  5. Рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад».

Материал

  1. О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской
    народной культуры»
  2. «Воспитателю о работе с семьей» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
  3. «Мир Детства. Дошкольник»
  4. журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №9
    2005год

Семья - убежище души

Дети вместе с воспитателем входят в празднично оформленный зал.

Воспитатель

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель


В музыкальном зале –

Суматоха и шум,

Шепот, движенье,

Споры и смешки.

Что же за праздник

Готовится тут?

 Видно почетные гости придут?

Может, придут генералы?

Нет!

Может, придут адмиралы?

Нет!

Может герой, облетевший весь свет? Нет! Нет! Нет !

Гадать понапрасну бросьте,

Смотрите, вот они, гости,

Почётные, важные самые.

Здравствуйте мамы, папы, бабушки и дедушки! Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас на нашем семейном вечере.

Все мы, взрослые и дети, устав после долгого трудового дня спешим к родному уютному теплому домашнему очагу. Все наши мысли и мечты обращены к нашим родным и близким. С ними мы делимся своими радостями и неудачами. Дом, семья

Ребенок       Самая теплая,

                     Добрая самая.

                     Может, ты думаешь.

                    Это весна?

                    Не угадала.

                    Совсем не она!

                    Это мама моя.

Воспитатель        Мама! Самое прекрасное слово на земле! У мамы самые

добрые и ласковые руки, они всё умеют. У неё самое верное и чуткое сердце, в котором никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным.

Песня о маме (исполняют дети всей группы)

Воспитатель      Мама. Она главный воспитатель с раннего детства. Укладывая малыша спать, она очень тихим голосом лаково и нежно напевала ему колыбельную.

А вы дорогие гости, какие колыбельные песни знаете?

(двум мамам предлагается спеть колыбельную)

Ребенок        Самый могучий

                   И справедливый,

                    С голосом громким

                   И мягкою гривой.

                   Нет никого

                   Сильнее на свете,

                      Нет никого

                      Вернее на свете.

                      Думаешь, лев

                      С тяжелою лапой?

                      А вот и не правда!

                      Это мой папа!

Воспитатель    Ребята! Расскажите нам о своих папах.

Ребенок        Я расскажу, каким мой папа был в детстве.

Папа утром сам вставал,

Всё до капельки съедал.

Не ронял, представьте чашек,

Никогда не рвал рубашек,

И не бегал босиком,

и не щелкал языком,

И с дворняжкой не дружил.

Очень скучно папа жил.

Воспитатель А что могут ваши папы?

Песня про папу (исполняется солистами и детьми группы)

Ребенок         А мой папа рассказывает интересные сказки.

Я сказку знаю наизусть

От слова и до слова.

Но пусть рассказывает, пусть,

Готов я слушать снова! И я хочу лишь одного:

Пусть дольше сказка длится.

Пока я с папой, ничего

Плохого не случится.

И папу я прошу опять

С начала сказку рассказать.

Воспитатель Ребята, я вижу, вы очень любите своих мам и пап, хотите
быть на них похожими. А кого вы ещё любите, и кто вас сильно балует?
Дети                 Бабушки и дедушки.

Воспитатель    Какие они ваши бабушки?

1        ребенок        Если внуки веселы,

Бабушка - подавно.

 -Ишь распелись, как щеглы,

До чего же славно!

2        ребенок        Если внуки есть хотят,

Бабушке отрада:

Пусть сидят, пусть едят,

Подрастать им надо!

3        ребенок        Если внуки спать легли,

Бабушка не дышит:

-Люли, люли, люли!

Тише, тише, тише!

4        ребенок        Чистота, тишина,

Теплота, дремота.

Вот какая она – Бабушка-забота.

5        ребенок        Мне бабушка сказку расскажет

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

(Входят бабушка с внуком)

Внук:        Бабушка, расскажи, пожалуйста, сказку.

Бабушка        Какую внучок?    Ну ладно слушай.

Бабушка рассказывает русскую народную сказку «Заюшкина избушка» и останавливается.

Внук        Что случилось, бабушка?

Бабушка        Я забыла, что было дальше.

Внук              Бабушка не горюй.

                 Сейчас ребята нам помогут.

(Инсценировка отрывка сказки)

Воспитатель         Молодцы, ребята! Выручили бабушку! А в сказке хитрая лиса была наказана храбрым петушком, зайчику помогла смелость настойчивость друга.

Воспитатель     О своем дедушке расскажет Никита

Ребенок        Речной пароходик боится бревна,

Которое ночью всплывает со дна.

А бабочке ночью опасен фонарь,

 А сети рыбачьей боится пескарь.

А дедушка мой ничего не боится.

Ему не страшны ни медведь, ни лисица,

Ни  птицы  ночной оглушительный свист   -

Мой дедушка был настоящий танкист.

Воспитатель  Мы в вечном неоплатном долгу перед родителями, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Большие и маленькие, взрослые и дети нежно любите, уважайте и берегите друг друга, своих родных и близких.

Дети           Дорогие наши мамы,

Дорогие наши папы!

Мы вас очень, очень любим!

Будем добрыми расти

И всегда стараться будем

Хорошо себя вести!

Доклад для родителей.

Еще только ожидая ребенка, родители мечтают о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, смелым, справедливым, заботливым и трудолюбивым человеком. Как донести этот идеал до ребенка-дошкольника? Очевидно, он нуждается в конкретном примере.

Дети 4-7лет легко подражают как своим близким людям -- отцу, матери, старшим братьям и сестрам, так и тем, о ком они узнают из книг, фильмов, из рассказов родителей и воспитателей. Задача взрослых - уметь проникнуть во внутренний мир ребенка, пробудить в нем желание и потребность действовать подобно тем, кто несет в себе положительные качества и черты. Это и значит направить нравственное развитие ребенка.

Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Культура поведения воспитывается всем укладом семьи. Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность поупражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках. И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка мама предлагает ей присесть, справляется о здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют небрежности в одежде и замечают неполадку в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Чтобы не случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми- не унижают перед другими, не задевают самолюбия. Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям. Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней. Чтобы облегчить детям усвоение навыка, мы делим его на более мелкие, конкретные действия. Например, объясняем детям, что надо беречь игрушки. А это значит - машину возить за веревочку, не нажимать на колеса, не садиться в неё; куклу не бросать, замечать, что неисправно, просить взрослых отремонтировать игрушку; не пачкать игрушки, убирать на место и т. д. Постепенное обучение детей выполнению подобных правил обращения с игрушками помогло большинству детей группы усвоить обобщенное правило - беречь игрушки.

Дело решается не только созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки. Чистое помещение, где удобно все размещено для ребенка, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку, книжку и положить обратно, он привыкает к аккуратности. В детском саду мы предлагаем ребенку накрыть на стол,

убрать за собой посуду со стола (помочь няне), помочь другу убрать игрушки, завязать или развязать шарф, шапку, позаботиться о малышах на соседнем участке, выполнить просьбу воспитателей. Закрепляйте дома позитивные шаги вашего ребенка, не отталкивайте в желании вам в чем-то помочь. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Все это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам.

Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, - это затрагивает чувства детей, побуждает к действию. Для них важна заинтересованность взрослых успехами малыша, которая укрепляет его веру в свои силы, помогает видеть смысл и значение выполняемых дел.

Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным. Вот сын, рассматривая иллюстрации в книге «Приключениях Буратино», старательно пересказывает содержание книги маленькой сестренке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задает ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.

Детям 5-7 лет следует объяснить, убедить, довести до их сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые должны опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках. Также' с детьми старшего дошкольного возраста можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя нравоучениями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие как, справедливость, скромность, отзывчивость. Вопросы «Как бы ты поступил?», «Хорошо это или плохо?» помогают ребенку анализировать свои и чужие поступки, принимать верное решение, а в последующем и поступать правильно.

Не забываете о художественном слове - рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения. В этом вам помогут рассказы Л.Воронковой, Драгунского, Н.Носова, Н.Сладкова, К.Чуковского, Чарушина, Г.Остера и других поэтов и писателей.

И, наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только они не завышены и предъявляются вовремя и последовательно. Отметим важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков. Поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

С раннего возраста мы знакомим детей с различными формами русского народного фольклора: это песенки-потешки, загадки, сказки пословицы и поговорки. Песенки-потешки забавляют, успокаивают малыша. Исполняя их, взрослый изливает на ребенка всю свою любовь, теплоту и в результате рождаются ответные чувства. Подрастает ребенок и «народная педагогика» использует для его развития игру. Одной из ипостасей её являются загадки. Удивительно поэтичны русские загадки. В них много причудливых красочных сравнений, богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадывая детям загадки, взрослые проверяют их внимание, сообразительность, стимулируют умственную деятельность. Одним из любимейших жанров фольклора у детей — это скороговорки. Не каждому ребенку удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но весёлая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

Сказки преподают ребенку уроки нравственности. Они развивают его память, тренируют внимание; дети узнают из них много нового и интересного. Ребята сочувствуют героям сказок, жалеют бедных и несчастливых, радуются победе добра над злом и ненавидят несправедливость.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Подобно любому другому чувству любовь к Родине обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

«Родной дом» - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включённость в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

В нашей работе по духовно-нравственному воспитанию детей мы начали с формирования у детей понятия «Моя семья», составили родословные древа, запоминали имена и отчества родителей, бабушек и дедушек, домашний адрес. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье, о своем доме, о профессиях своих родителей, о том, как они отдыхали летом всей семьей. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но и с родным городом, с окружающей природой.

В этом учебном году мы планируем познакомить детей с историей родного городка, с людьми, живущими и работающими в нём, с природой нашего края.

Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной национальной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Уже сейчас ребята нашей группы знакомы с геральдикой-гербом и флагом России, с главным городом России - Москвой. Работа по этому направлению будет продолжаться и в дальнейшем.

Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в дошкольном возрасте, в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.

Уроки жизни, которые дает семья, обладают огромной силой - и потому, что эти уроки дают самые близкие, самые дорогие ребенку люди; и потому что их воздействие намного превосходит влияние других взрослых, и потому, что падают эти уроки на благодатную почву.

Мы провели анкетирование среди вас, родителей, и полученные ответы помогли нам сделать такой вывод, что вы стараетесь включить ребенка в систему семейных отношений, прививаете умение трудиться на благо семьи. Сейчас, у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать ответственность и настойчивость в выполнении работы.

Беседуя с детьми и с вами, мы узнали, что в семьях читаются в основном сказки, загадки, разнообразные энциклопедии. Но мало внимания уделяется на чтение и беседы рассказам о сверстниках, о животных, стихов о природе заучиванию пословиц и поговорок. Все эти литературные произведения воспитывают у детей яркое эмоциональное отношение к окружающему миру. В этом году мы собираемся организовать мини-театр «Русский фольклор». Ребята с огромным удовольствием перевоплощаются в героев сказок. Подобные представления помогают детям легче запомнить и пересказать сказку, развивают диалогическую речь, внимание, умение слушать своих сверстников, развивают актерские способности. И обращаемся к вам с просьбой: помочь в изготовлении плоскостного театра, пальчикового театра, шапочек для драматизации к русским народным сказкам «Лиса и Журавль». «Царевна-лягушка», «Лиса и Козел», «Сивка-бурка» и др. У нас в детском саду есть мини-музей «Русская изба», в котором дети знакомятся с бытом русского народа. И если у вас сохранились на бабушкиных чердаках старые вещи, приносите в группу. Мы организуем уголок старины в группе.

Семья и детский сад связаны между собой. Нам есть над чем работать. И здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения, важно, чтобы мы не заменяли друг друга, а действовали вместе в интересах ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Коли семья вместе, то и душа на месте".

Воспитание у ребенка чувства патриотизма начинается с отно­шения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближай­шим окружением. Очен...

Родительское собрание "Рукам работа душе праздник"

Второе родительское собрание (нетрадиционная форма )совместно с родителями в старшей логопедической группе №4 от 13.02.2013г.14.02.2013г. Тема: « Рукам работа – душе праздник» Цель:  *Оптимиз...

Презентация "Душа" для родительского собрания

Материал содержит фильм "Душа малыша" и отрывок собрания для родителей на тему "Родительская любовь"....

Доклад на родительском собрании "Воспитание души ребёнка"

В докладе содержится материал с рекомендациями по музыкальному воспитанию ребёнка в семье и в детском саду....

Семейный вечер «СЕМЬЯ – УБЕЖИЩЕ ДУШИ»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8608589","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8608597","at...

Родительское собрание на тему "Семья - убежище души"

Собрание направлено  на создание предпосылок для формирования у  родителей отношения к семье, как одной из главных жизненных ценностей. Решаются основные проблемы семейного воспитания и как ...

Конспект мероприятия «Семья-убежище души».

Конспект мероприятия «Семья-убежище души»....