О кризисе 3-х лет и возрастных особенностях младшего дошкольника
консультация (младшая группа) на тему
В данной статье я постаралась собрать не только информацию о проявлениях кризиса 3-х лет, но и причинах этих проявлений, а также о том, как реагировать родителям на эти проявления. Особенное внимание в статье уделено вопросу определения границ дозволенного, как одной из важнейших основ воспитательного процесса. Выделены основные потребности младшего дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Кризис 3-х лет
Знаменитый кризис трех лет – один из наиболее трудных моментов в жизни младшего дошкольника. Давайте рассмотрим поподробнее, какие изменения происходят в психическом развитии ребенка 3-х лет по сравнению с периодом раннего возраста.
В основе данного кризиса лежит ломка тесных взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Если раньше малыш был во всем зависим от мамы, и она выполняла все его потребности, то теперь малыш желает, чтобы не только удовлетворялись его потребности, но и учитывались его права. Начинает формироваться его собственное «Я». Он хочет быть более самостоятельным, но пока еще не знает как. То есть потребность в самостоятельности оказывается выше его реальных возможностей.
Изменение позиции ребенка требует от близких своевременной перестройки, если же новые отношения не складываются, то возникают собственно кризисные явления, описанные Эльзой Келер:
1) негативизм - ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых и делает все наоборот;
2) упрямство - это реакция на свое собственное решение; ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении; происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;
3) строптивость - это протест против порядков, которые существуют дома;
4) своеволие - стремление к эмансипации от взрослого
5) обесценивание взрослых и того, что раньше было интересным и дорогим
6) протест-бунт - проявляется в частых ссорах и конфликтах с родителями;
7) стремление к деспотизму - проявляется в семье с единственным ребенком, когда тот желает властвовать над всеми и диктует окружающим свои намерения.
Для успешного преодоления кризисного периода перед родителями стоит несколько задач:
- Проявлять терпение к требованиям ребенка
- Не подавлять стремление к самостоятельности
- Поощрять инициативу
- Не критиковать неумелые действий ребенка, формируя таким образом низкую самооценку, а показать как действовать правильно
- Сопереживать неудачам ребенка
- Радоваться и хвалить ребенка за успехи
- Демонстрировать свою любовь
- Не применять агрессивные действия в ответ на капризы ребенка
- Соблюдать баланс между требовательностью и уважением
- Определить границы дозволенного
- Быть последовательными в своих требованиях
Давайте остановимся на последних трех пунктах подробнее. Поскольку в основе кризиса 3-х лет стоит борьба мотивов «хочу» и «надо», между требовательностью и уважением должно существовать равновесие. Борьба между этими двумя мотивами сопровождает нас всю нашу жизнь. Но если мы – взрослые, можем порой отодвигать наши желания на второй план, т.к. способны проанализировать все возможные последствия и подключить волю, то ребенок пока не в силах настолько владеть собой. Он протестует всеми доступными для его возраста способами. То, какую модель поведения вынесет для себя ребенок из этого кризисного периода – будет сопутствовать ему в дальнейшем. То есть, если родители будут стремиться выполнять все его требования - ребенок может вырасти эгоистом и не считаться с желаниями других. И, наоборот, если родители выберут авторитарный стиль воспитания и будут подавлять волю и желания ребенка , это может привести к формированию зависимой, безвольной и инфантильной личности. Ну а если баланс между потребностями ребенка и требованиями родителей соблюдается, то формируется такая «универсальная» личность, которая способна подстраиваться под изменяющиеся условия. И понимающая в каком случае нужно настаивать на своем, а в каком лучше уступить. Поэтому со стороны родителей очень важно определить границы.
Определение границ – важнейшая основа воспитательного процесса. В отсутствии разумных ограничений ребенок ощущает себя незащищенным, он чувствует, что рядом с ним нет взрослых, сильных, уверенных людей, которые организуют разумный порядок в мире. Это все равно как жить в доме без стен - крыша есть, но ветер дует с разных сторон. Поэтому Вы сами для своей семьи должны определить четкие границы воспитания: что всегда разрешается ребенку, где можно пойти на уступки и в каких случаях всегда должно звучать твердое «нет». Обычно твердое «нет» относится к тем ситуациям, которые связаны с опасностью для жизни и здоровья ребенка. Например, ребенок точно должен знать, что нельзя перебегать через дорогу или трогать включенный утюг, брать папину бритву и т.д. Ну а нужно ли обязательно застилать свою постель каждый день или это иногда может сделать мама, тут уже каждая семья определяет свои границы.
Главное, чтобы требования были постоянны и едины от всех членов семьи. Если вы сегодня требуете от ребенка одного, а завтра другого, кормите его пустыми обещаниями или невыполнимыми угрозами, то он перестает вам доверять. Поэтому решив, что ребенку можно смотреть перед сном мультик, а за несобранные игрушки вы будете лишать его этого удовольствия, то придерживайтесь этого правила каждый день и вы увидите, что очень скоро он будет собирать игрушки без лишних напоминаний.
Если вы наказываете ребенка, не делайте 10 бессмысленных предупреждений, сделайте одно, а затем переходите к действию. Поэтому не угрожайте тем, что все равно не сможете выполнить – это подорвет и ваш авторитет и доверие ребенка.
Таким образом, мы можем сделать вывод , что основными потребностями в младшем дошкольном возрасте являются — потребность в общении, уважении и признании.
Игра
Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Игра - основной и самый важный для ребенка вид деятельности.
На четвертом году жизни дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают навыки ролевого поведения.
Помогайте ребенку осваивать действия с игрушками. Родители часто жалуются на то, что дети быстро теряют интерес к игрушкам, постоянно требуют все новые и новые. И пылятся в детском уголке красивые куклы, разноцветные кубики и пирамидки, а ребенок капризничает и не умеет сам себя занять. Это происходит потому, что на ранних этапах детства малыши еще не умеют обращаться с предметами по их назначению, а однообразные манипулятивные действия с ними быстро истощают первоначально ярко выраженный интерес к новому предмету. Помните, что понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью. Необходимо помогать детям раскрывать свойства предметов, показывать, как с ними можно играть. Покупая ребенку новую игрушку, обязательно поиграйте с ней вместе с малышом. Заинтересуйте его не только внешним видом игрушки, но и тем, что с ней можно делать.
У младших дошкольников игра начинает носить сюжетный характер. Дети с удовольствием подражают игровым действиям взрослых: кормят, причесывают кукол и игрушечных животных, купают их в ванночке, пеленают, укладывают спать, катают в колясочке, строят для них домики и пр. Подберите соответствующие наборы игрушек. Помните, что в такие игры нужно играть не только с девочками, но и с мальчиками. Сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка. Она является средством познания окружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. В игре ребенок в условных обстоятельствах действует "как мама", "папа", "бабушка" или "дедушка", что дает ему возможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для того, чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в нее малыша, организуя совместные игры.
Эмоциональная сфера
Младший дошкольник, особенно в период кризиса 3-х лет, остро нуждается в поддержке, понимании и общении со значимыми взрослыми. В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к замкнутости, задержке речевого развития, отказа от общения. Старайтесь как можно больше общаться с ребенком, интересоваться всем, что происходило за день.
Особенно важно учить ребенка проговаривать его эмоции и переживания ребенка, а также говорить ему о своих чувствах.
Источники:
http://det-psy.livejournal.com/2564.html
http://www.parents.ru/razvitie/rebenok-3-5/_article/pervyj-vozrastnoj-krizis-2-3let/
http://www.i-gnom.ru/books/vospitaniye_detey/mladshiy_doshkolnik14.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Возрастные особенности развития дошкольников 4-5 лет"
Буклет для дошкольников среднего дошкольного возраста....
Возрастные особенности младшего возраста
Возрастные особенности младшего возраста...
Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками
Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками.В материале представлена информация о возрастных особенностях общения ребенка со сверстниками 3-4 лет. Данное сообщение не является авторским...
Возрастные особенности ребёнка дошкольника
Возрастные особенности детей дожкольного возраста и рекомендации родителям по взаимодействию с детьми....
Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, ми...
Возрастные особенности развития дошкольников средствами хореографии
Обучение хореографии всегда диалог, даже когда ученик совсем малыш, но все равно от его настойчивости, целеустремлённости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда. Так...
Консультация «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис трех лет»
Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своев...