О кризисе 3-х лет и возрастных особенностях младшего дошкольника
консультация (младшая группа) на тему

Щепленникова Елена Маратовна

В данной статье я постаралась  собрать не только информацию о проявлениях кризиса 3-х лет, но и причинах этих проявлений, а также о том, как реагировать родителям на эти проявления. Особенное внимание в статье уделено вопросу определения границ дозволенного, как одной из важнейших основ воспитательного процесса. Выделены основные потребности младшего дошкольника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Кризис 3-х лет

Знаменитый кризис трех лет – один из наиболее трудных моментов в жизни младшего дошкольника. Давайте рассмотрим поподробнее, какие изменения происходят в психическом развитии ребенка 3-х лет по сравнению с периодом раннего возраста.

В основе данного кризиса лежит ломка тесных взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Если раньше малыш был во всем зависим от мамы, и она выполняла все его потребности, то теперь малыш желает, чтобы не только удовлетворялись его потребности, но и учитывались его права. Начинает формироваться его собственное «Я». Он хочет быть более самостоятельным, но пока еще не знает как. То есть потребность в самостоятельности оказывается выше его реальных возможностей.

 Изменение позиции ребенка требует от близких своевременной перестройки, если же новые отношения не складываются, то возникают собственно кризисные явления, описанные Эльзой Келер:

1) негативизм - ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых и делает все наоборот;

2) упрямство  - это реакция на свое собственное решение; ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении; происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;

3) строптивость - это протест против порядков, которые существуют дома;

4) своеволие - стремление к эмансипации от взрослого

5) обесценивание взрослых и того, что раньше было интересным и дорогим

6) протест-бунт  -  проявляется в частых ссорах и конфликтах с родителями;

7) стремление к деспотизму - проявляется в семье с единственным ребенком, когда тот желает властвовать над всеми и диктует окружающим свои намерения.


Для успешного преодоления кризисного периода перед родителями стоит несколько задач:

  • Проявлять терпение к требованиям ребенка
  • Не подавлять стремление к самостоятельности
  • Поощрять инициативу
  • Не критиковать неумелые действий ребенка, формируя таким образом низкую самооценку, а показать как действовать правильно
  • Сопереживать неудачам ребенка
  • Радоваться и хвалить ребенка за успехи
  • Демонстрировать свою любовь
  • Не применять агрессивные действия в ответ на капризы ребенка
  • Соблюдать баланс между требовательностью и уважением
  • Определить границы дозволенного
  • Быть последовательными в своих требованиях

      Давайте остановимся на последних трех пунктах подробнее. Поскольку в основе кризиса 3-х лет стоит борьба мотивов  «хочу» и «надо», между требовательностью и уважением должно существовать равновесие.  Борьба между этими двумя мотивами сопровождает нас всю нашу жизнь. Но если мы – взрослые, можем порой отодвигать наши желания на второй план, т.к. способны проанализировать все возможные последствия и подключить волю, то ребенок пока не в силах настолько владеть собой. Он протестует всеми доступными для его возраста способами. То, какую модель поведения вынесет для себя ребенок из этого кризисного периода – будет сопутствовать ему в дальнейшем. То есть, если родители будут стремиться выполнять все его требования  - ребенок может вырасти эгоистом и не считаться с желаниями других. И, наоборот, если родители выберут авторитарный стиль воспитания и будут подавлять волю и желания ребенка , это может привести к формированию зависимой, безвольной и инфантильной личности. Ну а если баланс между потребностями ребенка и требованиями родителей соблюдается, то формируется такая «универсальная» личность, которая способна подстраиваться под изменяющиеся условия. И понимающая в каком случае нужно настаивать на своем, а в каком лучше уступить.  Поэтому  со стороны родителей очень важно определить границы.

Определение границ – важнейшая основа воспитательного процесса. В отсутствии разумных ограничений ребенок ощущает себя незащищенным, он чувствует, что рядом с ним нет взрослых, сильных, уверенных людей, которые организуют разумный порядок в мире. Это все равно как жить в доме без стен - крыша есть, но ветер дует с разных сторон. Поэтому Вы сами для своей семьи должны определить четкие границы воспитания:  что всегда разрешается ребенку, где можно пойти на уступки и в каких случаях  всегда должно звучать  твердое «нет». Обычно твердое «нет» относится к тем ситуациям, которые связаны с опасностью для жизни и здоровья ребенка. Например, ребенок точно должен знать, что нельзя перебегать через дорогу или трогать включенный утюг, брать папину бритву и т.д. Ну а нужно ли обязательно застилать свою постель каждый день или это иногда может сделать мама, тут уже  каждая семья определяет свои границы.

Главное, чтобы требования были постоянны и едины от всех членов семьи. Если вы сегодня требуете от ребенка одного, а завтра другого, кормите его пустыми обещаниями или невыполнимыми угрозами, то он перестает вам доверять. Поэтому решив, что ребенку можно смотреть перед сном  мультик, а за несобранные игрушки вы будете лишать его этого удовольствия, то придерживайтесь этого правила каждый день и вы увидите, что очень скоро он будет собирать игрушки без лишних напоминаний.

Если вы наказываете ребенка, не делайте 10 бессмысленных предупреждений, сделайте одно, а затем переходите к действию. Поэтому не угрожайте тем, что все равно не сможете выполнить – это подорвет и ваш авторитет и доверие ребенка.

Таким образом, мы можем сделать вывод , что основными потребностями в младшем дошкольном возрасте являются — потребность в общении, уважении и признании. 

Игра

Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Игра - основной и самый важный для ребенка вид деятельности.

На четвертом году жизни дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают навыки ролевого поведения.

Помогайте ребенку осваивать действия с игрушками. Родители часто жалуются на то, что дети быстро теряют интерес к игрушкам, постоянно требуют все новые и новые. И пылятся в детском уголке красивые куклы, разноцветные кубики и пирамидки, а ребенок капризничает и не умеет сам себя занять. Это происходит потому, что на ранних этапах детства малыши еще не умеют обращаться с предметами по их назначению, а однообразные манипулятивные действия с ними быстро истощают первоначально ярко выраженный интерес к новому предмету. Помните, что понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью. Необходимо помогать детям раскрывать свойства предметов, показывать, как с ними можно играть. Покупая ребенку новую игрушку, обязательно поиграйте с ней вместе с малышом. Заинтересуйте его не только внешним видом игрушки, но и тем, что с ней можно делать.

У младших дошкольников игра  начинает носить сюжетный характер. Дети с удовольствием подражают игровым действиям взрослых: кормят, причесывают кукол и игрушечных животных, купают их в ванночке, пеленают, укладывают спать, катают в колясочке, строят для них домики и пр. Подберите соответствующие наборы игрушек. Помните, что в такие игры нужно играть не только с девочками, но и с мальчиками. Сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка. Она является средством познания окружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. В игре ребенок в условных обстоятельствах действует "как мама", "папа", "бабушка" или "дедушка", что дает ему возможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для того, чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в нее малыша, организуя совместные игры.

Эмоциональная сфера

Младший дошкольник, особенно в период кризиса 3-х лет, остро нуждается в поддержке, понимании и общении со значимыми взрослыми. В  это  время  особенно  опасно  подавлять  растущую  активность  ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к замкнутости, задержке речевого развития, отказа от общения. Старайтесь как можно больше общаться с ребенком, интересоваться всем, что происходило за день.  

Особенно важно учить ребенка проговаривать его эмоции и переживания ребенка, а также говорить ему о своих чувствах.

Источники:

http://det-psy.livejournal.com/2564.html

http://www.parents.ru/razvitie/rebenok-3-5/_article/pervyj-vozrastnoj-krizis-2-3let/

http://www.b17.ru/blog/3678/

http://www.i-gnom.ru/books/vospitaniye_detey/mladshiy_doshkolnik14.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Возрастные особенности развития дошкольников 4-5 лет"

Буклет для дошкольников среднего дошкольного возраста....

Возрастные особенности младшего возраста

Возрастные особенности младшего возраста...

Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками

Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками.В материале представлена информация о возрастных особенностях общения ребенка со сверстниками 3-4 лет. Данное сообщение не является авторским...

Возрастные особенности ребёнка дошкольника

Возрастные особенности детей дожкольного возраста и рекомендации родителям по взаимодействию с детьми....

Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, ми...

Возрастные особенности развития дошкольников средствами хореографии

Обучение хореографии всегда диалог, даже когда ученик совсем малыш, но все равно от его настойчивости, целеустремлённости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда. Так...

Консультация «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис трех лет»

Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своев...