Консультация для родителей
статья (подготовительная группа) на тему

Казакина Марина Вячеславовна

Консультация "Как расширить словарь ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_rasshiryat_slovarnyy_zapas_rebenka.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

« Как расширить словарный запас ребенка».

                                                                                    Составила: воспитатель

Казакина М.В.

г.Вольск.

    К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Просто чаще играйте с ребенком в  развивающие речь, мышление, фантазию игры.

  Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью. Общение между ребенком  и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов с помощью речи. Запас слов у годовалых детей колеблется от 2-3 слов до 15-20.

  К концу второго года речь малыша становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны : бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов, употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует. Активный словарь колеблется от 100 до 300 слов.

   На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и других, которыми малыш часто пользуется; в своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Словарный запас увеличивается в 3-4 раза. В словарном запасе  малыша преобладают существительные-60%, затем глаголы-25-27% и меньше всего прилагательные-

10-12%. В речи ребенка есть все части речи за исключением числительных, причастий и деепричастий.

   На четвертом году жизни дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Словарный запас достигает

1500-2000слов.

  В младшем возрасте рекомендуется обогащать активный словарь:

  существительными : названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, овощей, фруктов, домашних животных, их детенышей;

  глаголами, обозначающими некоторые действия(мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.);

  прилагательными(большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый);

  наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).

  На основании расширения знаний и представлений необходимо увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда , мебель и т.д.).  

  Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто сложное, становится доступным.

Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения. Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова – перевертыши.

 Для обогащения словаря предлагаются следующие игры:

«Подскажи словечко».

 Взрослый начинает фразу, а ребенок  заканчивает ее.  

-Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.) Примеры вопросов:

 Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы?

«Кто как передвигается?».

   Кто летает, кто плывет,

   Кто ползет, а кто идет?

Летают (птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки …).

Плавают (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы …).

Ползают (змеи, гусеницы, черви …).

Прыгают (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы …).

«Что делают эти животные?».

 Собака(стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит…).

Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается).

Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает…).

Утка (летает, плавает, ныряет, крякает…).

Ворона (летает, ходит, каркает, клюет…).

Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает…) и т. д.

 «Кто чем занимается?».

 Вариант 1.

Строитель(строит), повар (варит), носильщик (носит), чертежник (чертит), рабочий (работает), уборщица (убирает), художник (рисует), фотограф (фотографирует), продавец (продает), охотник (охотится), парикмахер (стрижет), маляр (красит), врач (лечит), рыбак (рыбачит), учитель (учит), прачка (стирает), пианист (играет), писатель (пишет), пастух (пасет) и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию.

«Кто может совершать эти движения?».

Идет (Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога…).

Бежит (Человек, животное, ручей, время…).

Летит(Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время…).

Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако…).

«Что бывает круглым?».

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня…).

Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, шнур…).

Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…).

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…).

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь…).

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…).

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожное, торт, вафли…).

Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка…).

Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголка, елка, проволока…).

Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, …).

Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка…).

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей…).

«Наоборот».

Взрослый называет слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением.

Добрый(злой), вежливый (грубый), аккуратный (неряшливый), высокий (низкий), узкий (широкий), толстый (тонкий), длинный (короткий), красивый (безобразный), чистый (грязный), умный (глупый), глубокий (мелкий), вперед (назад), верх (низ), вправо (влево), день (ночь), друг (враг) и т. д.

«Меткое слово».

Учите детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в речи. Почему так говорят?

Труд кормит, а лень портит.

Возьми книгу в руки – и не будет скуки.

В детстве не научишься, всю жизнь намучаешься.

Маленькое дело лучше большего безделья.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не бросай друга в беде.

Не будь тороплив, а будь терпелив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...