Главные вкладки

    Ваш ребенок идет в школу
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Юдина Светлана Борисовна

    Первый раз в первый класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sredi_usloviy.docx25.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                   Ваш ребенок идет в школу

      Возможно, вместе с гордостью за своего ребенка, которому

    предстоит в скором будущем пойти первый раз в первый класс, вы испытываете также и некоторое беспокойство. Ведь первый класс -это существенные изменения в жизни маленького человека, он расстается с тем, что было таким привычным и родным, и вступает в новый мир, полный не только интересных моментов, но также таящий в себе некоторые опасности. Родителей волнует вопрос: «Готов ли ребенок к школе? Что он должен знать, уметь?»

    Среди условий, обеспечивающих правильное определение сроков начала обучения ребенка в школе, важное значение имеет всесторонний учет закономерностей физического развития и этапов становления психических функций и новообразований у ребенка в дошкольном возрасте. По выводам многочисленных научных исследований, развитие основных линий психического и физического развития у современного нормально развивающегося ребенка завершается примерно к 6,5 годам (социальная зрелость ребенка, уровень интеллектуальной компетентности, коммуникативных и волевых навыков).

    Возраст ребенка, определяющий начало школьного обучения, зафиксирован в законодательстве РФ (п.2, ст. 19) Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ об образовании», где определено, что «обучение детей в школе начинается по достижении ими возраста блет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими 8 лет». Таким образом, закон предоставляет родителям право в установленных временных границах самостоятельно решать вопрос о сроке поступления в школу на основе учета состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так, например, по заявлению родителей прием ребенка в школу в отдельных случаях может начинаться и в более раннем возрасте, чем 6 лет 6 месяцев. Однако при этом нельзя забывать о том, что вхождение в школьную жизнь и успешное обучение определяются рядом условий, среди которых на первый план выступают социальная зрелость ребенка, его способность выполнять новую социально значимую роль - ученика, а также развитие целого спектра базовых способностей и личностных качеств ребенка. Поэтому как чрезмерно раннее начало обучения в школе, так и позднее могут нанести существенный вред здоровью, способствовать нежелательному развитию неврозов, снижению познавательного потенциала ребенка.

    Наряду с этим необходимо помнить также, что чем раньше начинается систематическое обучение ребенка в школе, тем больше усилий и мастерства требуется от учителя в применении особых дошкольных технологий и специальных игровых методов обучения, а от родителей - в создании специальных условий для организации педагогического сопровождения ребенка в семье. Иными словами, чем раньше мы начинаем школьное обучение детей дошкольного возраста, тем больше проблем мы имеем в школе и дома, прежде всего с точки зрения сохранения их физического и психического здоровья.

    Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки в школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка к школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, дети которых идут в школу, должны заботиться, прежде всего о том, чтобы у них были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности - учебной.

    Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» -развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

    Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении - развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные Программы.

    Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения и др. Помимо перечисленного, для осуществлений успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности, чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.

    Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми.

    Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаз.

    Неоправданное увлечение ранним обучением в дошкольном возрасте привело к тому, что в школу чаще стали приходить «недоигравшие» дети, умеющие читать и писать, но с низким уровнем развития воображения, внимания, с неумением выполнять роль, придумывать сюжет, строить взаимоотношения с окружающими.


    Конечно очень много знаний умений и навыков ребенок приобретает в д/с, но нельзя не до оценивать и значение родителей в воспитании и обучении детей.

    Для малыша начинается что-то новое, неизвестное, интригующее и пугающее одновременно. Ваша задача - помочь ему преодолеть трудности в начале школьного пути. Данный этап в жизни ребенка имеет исключительную важность - порой от того, как сложится начало школьного обучения, зависит его успех в дальнейшей жизни. Поэтому очень важно уделить достаточно внимания психическому настроению маленького человека. Необходимо, впоследствии предотвратить разочарование или даже отвращение, вызываемое у ребенка школой.

      Сейчас очень много журналов, книг познавательного и обучающего
    характера. Но мы должны не просто заниматься с ребенком, мы
    должны заинтересовать его, чтобы ему захотелось самому
    выполнять задание.

    - Не хочешь? А я хотела тебе сегодня предложит роль учителя.

    Почему ребенок не хочет выполнять задание?

    -Ему трудно и он боится ошибиться (он не уверен в себе) Мы должны помочь преодолеть эти трудности ни в коем случае не ругая, а подбадривая.

    Задумайтесь над тем, что вы не всегда были взрослыми. Постарайтесь припомнить те краски, в которые было окрашено ваше детство, представьте будущую перемену глазами собственного ребенка

    Тесты для родителей на определение готовности

    ребенка к школе

    Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

    1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
    2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
    3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
    4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
    5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
    6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
    7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
    8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
    9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

    1. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
    2. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
    3. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
    4. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
    5. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
    6. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

    1. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
    2. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор ит. д.

    Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

    Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

    В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

    Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться - упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ваш ребенок идет в школу. Презентация

    Презентация предназначена для родителей и педагогов подготовительной к школе группы....

    Сообщение к родительскому собранию"Ваш ребенок идет в школу"

    В сообщении говорится о критериях готовности ребенка к школе....

    проект "Взаимодействие педагога и родителя" по теме: "Ваш ребенок идет в школу"

    данный материал будет интересен как психологам, так и педагогам по вопросу подготовки детей к обучению  в школе...

    Ваш ребенок идет в школу

    Презентация для родителей...

    Ваш ребенок идет в школу

    Готовность детей к обучению в школе...

    Ваш ребенок идет в школу .

    Вопросы и ответы по теме "Школа"....

    Родителям на заметку! "Ребенок идет в школу!"

    Что должны знать родители, когда ребенок идет в школу, чтобы при необходимости помочь ему?...