Игрушка в жизни ребенка
учебно-методический материал на тему

Литвинова Светлана Владимировна

Материал для подготовки сообщений выступления на родительском собрании, педагогическом совете.

"      Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Опыт показывает... "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_i_igrushka.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал

«Игрушка в жизни ребенка»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………….

1.Значение игрушки в жизни ребенка…………………………………………………………………

2.История создания игрушки…………………………………………………………………………

3.Народная игрушка……………………………………………………………………………………

4.Типы и виды игрушек…………………………………………………………………………………

            I.          Игрушки моторно-спортивные и тренировочные…………………………………….

  1. Игрушка сюжетная, игрушка-образ: люди, животные, транспорт, машины, мебель  

  1. Творчески трудовая игрушка…………………………………………………………..

              IV.       Техническая игрушка……………………………………………………………………

  1. Настольные игры………………………………………………………………………..

         VI.        Веселая игрушка………………………………………………………………………..

  1. Музыкальные игрушки………………………………………………………………….

  1. Театральная игрушка……………………………………………………………………

5.Требования к игрушкам……………………………………………………………………………….

6.Отбор игрушек для разных возрастов………………………………………………………………..

7.Методика внесения новой игрушки………………………………………………………………….

8.Современная игрушка…………………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Игра и игрушка — обязательные спутники детства.

      Н. К. Крупская писала, что у каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни.      

      В игре происходит развитие всех сторон личности — умственных способностей, моральных качеств, творчества. В игре все эти качества формируются в единстве и взаимодействии. С одной стороны, от богатства замысла игры, степени увлеченности этим замыслом зависит сила эмоций, умственного и волевого усилия, организованность каждого участника игры. С другой стороны, без хорошей организации детского коллектива невозможно успешное развитие игры.

      Средства изображения в игре разнообразны: действия детей, создание образа движениями, поступками, мимикой, словами, употребление различных предметов, сооружение построек. Среди этих средств игрушка занимает большое место, она необходима для того, чтобы сделать действия детей реальными: «шоферу» нужен «автомобиль», «летчику» — «самолет». Все это связано с интересной психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети; но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны. Отсюда основное назначение игрушки — дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства.

      Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Опыт показывает, что, применяя в игре свои знания, дети часто стремятся получить дополнительные сведения, необходимые для развития игры, у них возникает много вопросов, ответы на которые они не могут получить только из наблюдений. Именно в практической деятельности обостряется интерес к знаниям.

ЗНАЧЕНИЕ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

      Российская  педагогика предъявляет к игрушке основное требование: быть средством всестороннего развития детей (умственного, нравственного, эстетического, физического, политехнического).

      Познавательную силу игрушки высоко ценил А. М. Горький. Говоря о необходимости дать детям как можно больше знаний о мире, о своей стране, он подчеркивал, что это вполне возможно при наличии забавной, умной и просто написанной книги, а еще лучше может быть достигнуто интересной игрушкой.

      Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей, с учетом их развития.

В грудном возрасте (до года) игрушка должна стимулировать движения (протягивание рук, хватание, бросание) и простейшую ориентировку у ребенка. Первыми игрушками являются костяные кольца, подвесные шарики, погремушки, которые привлекают детей звучанием, формой, цветом.

      Для детей от 1 года до 3 — 4 лет игрушка усложняется. Развитию ходьбы и бега служат мячи крупного размера, катающиеся шары, всевозможные каталки с изображением животных и птиц, бабочек (с подвижными крыльями), грузовики, автобусы, трамваи, кони на колесах и др. Указанные игрушки развивают координацию движений, ориентировку, радуют ребенка возможностью активного действия, стимулируют детские творческие игры.

     У детей от 3—4 до 5—6 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные, что позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки, служащие ориентировкой в форме, величине, цвете.

      Для детей 6—7 лет большое значение приобретают тематические наборы. Дидактические наборы усложняются в отношении дифференцировки в распознавании формы, величины и цвета (принцип хроматизма); выдвигаются

задачи по систематизации и классификации предметов, что особенно ярко выражается в настольных печатных играх (лото, карты-картинки и пр.).

      Игрушки многообразны.

      Образные игрушки изображают людей (всевозможные куклы), различных животных, птиц, бытовые предметы и пр. Такие игрушки выполняются в виде отдельных предметов и тематических наборов. Особенно ценными в воспитательном отношении являются наборы: «Город», «Колхоз», «Парк культуры и отдыха», «Железная дорога», «Аэродром», «Порт», «Колхозное стадо», «Птицеферма».

      Технические игрушки в занимательной, доступной пониманию детей форме дают представление о современной технике. Технические игрушки знакомят со строительной техникой, с видами транспорта, различными машинами (самоходные комбайны, электротракторы, подъемные краны, транспортеры, экскаваторы, грейдеры и др.), электротехникой (электромагнитные и соленоидные игрушки, динамо-машины, телефон, телеграф и др.), оптикой (детские киноаппараты, фотоаппараты, микроскопы, подзорные трубы, фильмоскопы, эпидиаскопы и др.).

      Игрушки-забавы—это «клюющие куры» (на балансе), «ходячий бычок», «танцующий поросенок» (заводной), «поющий петушок», хлопушка и многие другие. К данному типу игрушек относятся и праздничные, карнавальные игрушки-маски, элементы костюма, забавные сюрпризные значки, вертушки, пищалки и пр.

      Дидактические игрушки - это разнообразные пирамидки, вкладные мисочки, яички, матрешки и др. Эти игрушки учат детей распознавать величины предметов, их цвета и формы, вырабатывают глазомер и координацию движений и т. п.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИГРУШКИ

      Тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. На ранних ступенях развития человеческого общества игрушке придавалось магическое значение. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовлявшиеся из простейших природных материалов. С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, ловушки, нарты, оснащенные лодочки и др., сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыболова, скотовода-кочевника. Игра в куклы, пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки.

      По материалам археологических исследований и литературным источникам известны игрушки древнего Египта — куклы из дерева и ткани, стилизованные фигурки животных, мячи из кожи и др. (3-е тысячелетие до и. э.). От древнего Китая (раскопки кирпичных могил) до нас дошли глиняные игрушки: домик, ручная мельница, плита и посуда для приготовления пищи (III в. до н. э.). В детских погребениях античной эпохи (Греция, Рим) обнаружены художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, марионетки, предметы кукольного. хозяйства, фигурки животных и пр.). По свидетельству Плиния и Плутарха, в то время были известны игрушки с заводными механизмами. По заказу богатых рабовладельцев крупные художники делали игрушки из серебра и мрамора. В Афинах и Риме существовала развитая торговля игрушками. Среди народа были распространены простые самодельные игрушки — мячи из кожи, деревянные подвижные и примитивные куклы, бабки, волчки, кукольное хозяйство и др.

      В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. Игрушки детей феодалов, а позднее детей богатого дворянства и крупной буржуазии отличались небывалой роскошью (куклы в дорогих нарядах, кукольные дома с полной обстановкой, резная' мебель, ювелирные игрушки из серебра, слоновой кости, фарфора). Эти игрушки часто служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности. Некоторые игрушки предназначались для увеселения праздного общества взрослых (французские и немецкие заводные игрушки).

      Для мальчиков создавались игрушки, прививавшие им интерес к военному делу, торговле, мореходству и технике (рыцари на конях в Германии XVI в., галеры из олова и серебра, лавки и др.),

      Наиболее известными центрами производства игрушек, снабжавшими мировой рынок, явились города Нюрнберг, Страсбург, Лимож. Для народа вырабатывалась дешевая игрушка из гипса и дерева, отличавшаяся яркой расцветкой и простотой форм.

В России в XVII в. широкое развитие получила народная кустарная деревянная и гончарная игрушка. Хорошо известны центры гончарной игрушки — село Гжель Московской области, Дымковская слобода под г. Кировом, село Опошня на Украине и др. Крупнейшим центром кустарной игрушки из дерева, папье-маше, мастики в России был Сергиев посад (г. Загорск) с окрестными слободами.

Содержание народной игрушки составляют темы труда и быта народа, статичные образы окружающей природы, сказочные и былинные сюжеты. Народная игрушка отличается художественностью образов, выразительностью форм и расцветки.

      После Великой Октябрьской социалистической революции народная кустарная игрушка получила широкое развитие. Мастера создают новые но тематике советские игрушки, творчески развивая народные художественные традиции. В нашей стране созданы промышленные предприятия, вырабатывающие разнообразные игрушки (резиновые, целлулоидные, стеклянные, металлические, пластмассовые и др.; см. цветные таблицы).

      К созданию игрушек привлекаются художники, педагоги, конструкторы.

      К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:

а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.;

б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;

в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;

г) образные игрушки – изображения животных, кукол.

д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

      Аркин Е. А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. Они давно исчезли как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников. Таким образом, так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

НАРОДНАЯ ИГРУШКА

      Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой — черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа.

      Исследованием народной игрушки занимались Е. А. Покровский, Н. Д. Бартрам, Л. Г. Оршанский.

      Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник)...

      Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять, окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых. Эти качества сохраняются в народной игрушке и в дальнейшем, с возникновением и развитием кустарного промысла.

В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, — в этом большая сила се влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.

      Народная игрушка не только радует, забавляет, по только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показываются сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т. д.), не говоря о «самоделке», на которой ребенок учится работать с различными материалами и видами труда: шитье для кукол, создание мальчиками орудий для охотничьего, рыболовного промысла и игры с ними, всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «бурачков», коробочек из бересты и т. п. Все это через игрушку постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

      В народной русской игрушке интересно разрешена проблема реализма. Реализм в искусстве для детей — это то ценное начало, которое обеспечивает простое и правдивое искусство. Взволнованность автора и то чувство, часто наивное, но вполне искреннее, которое вкладывает мастер в свое произведение, дают здоровый реализм, на котором базируется и сказка, и декоративно праздничная нарядная дымковская игрушка, семеновская и Городецкая игрушка. Реальная основа сказки и здесь налицо. Упрощенность, неполнота изображения (городецкие коньки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа, даже напротив, делают его ощутимее, так как концентрируют внимание ребенка на основном и подают основное с предельной четкостью.

      Конечно, помимо ценных художественных и педагогических тенденций в дальнейшем развитии народной игрушки важно соблюсти принцип — близость к современной жизни. Художнику и педагогу в содружестве с мастером игрушки предстоит большая работа по обновлению и восстановлению народной игрушки. В этом деле необходимо подлинное знание народной игрушки (художественного и педагогического содержания), величайшее к ней уважение, большой такт.

      Таким образом, задачи в развитии народной игрушки следующие: изучать и собирать народные игрушки, поддерживать развитие кустарного промысла народной игрушки, широко использовать эти игрушки в детских учреждениях и семье, укреплять традиции народной игрушки в производстве новой современной игрушки.

ТИПЫ И ВИДЫ ИГРУШЕК

      Ассортимент игрушек велик и разнообразен. Различные игрушки по характеру своему вызывают совершенно различные игры. В основном все игрушки можно разбить на следующие группы:

      I. Игрушки моторно-спортивные и тренировочные, которые способствуют развитию детского организма — мускулов, зрения, ловкости движений, развитию глазомера, слуха, крупной моторики (мяч, обруч, прыгалки, кегли, бабки, чижик, крокет, волейбол и т. д.), развитию мелкой моторики, глазомера (бирюльки, блошки, мозаика и т. п.), развитию внимания, сосредоточенности, выдержки, организованности. Многие считают, что моторная игра и игрушка есть принадлежность младшего возраста. Моторной игрой с увлечением занимаются и взрослые. Такая игрушка, как мяч, является мировой игрушкой, обслуживающей все возрасты, меняется только характер игры, ее сложность. В игрушках данного типа совершенно обязателен учет сил ребенка, его возрастных особенностей. Моторная игрушка должна давать нормированную нагрузку на организм ребенка, только тогда она даст ему правильное развитие. Несомненно, что значение игр и игрушек данного типа чрезвычайно велико.

      II.  Игрушка сюжетная, игрушка-образ: люди, животные, транспорт, машины, мебель и пр. Основной задачей таких игрушек является содействие творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Эти игрушки, методически правильно использованные педагогом, направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям. Ребенок становится более инициативным, наблюдательным, находчивым, эмоциональным.

      III. Творчески трудовая игрушка — полуфабрикаты, из которых ребенок сам создает образ и затем играет. К этому типу игрушек относятся всевозможные строительные материалы, конструкторы, разборные модели, наборы полуфабрикатов. Процесс игры здесь осложнен творческим трудовым моментом, который выдвигается на первое место (сначала нужно сделать, потом играть). Процесс игры с таким типом игрушек своеобразен и не похож на два предыдущих.

      Связь конструирования с игрой дает большую продуктивность детской работе. Ребенок увлекается техникой, моделированием, расширяет свой технический кругозор, приобретает ценные технические навыки,

      IV. Техническая игрушка — это игрушка, которая подводит детей к производству и технике, а именно: к изучению свойств материалов, к процессу и методу обработки, получению и использованию энергии и т. д. К технической игрушке мы также отнесем игрушку, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам.

      Требования к технической игрушке:

      1) Игрушка прежде всего должна быть технически грамотной. Это значит —-соответствовать изображаемому предмету, быть вполне целесообразной, давать нужный эффект движения.

      2) Материал, из которого сделана техническая игрушка, может и не соответствовать реальному предмету (например, деревянный паровоз, автомобиль). Но в то же время особого произвола в подборе материала не должно быть. Тема, материал и способ оформления требуют целесообразного взаимодействия, экономного, выразительного и действенного технического образа.

      3) Механизм движения в технической игрушке должен быть хорошо действующим, прочным, доступным пониманию детей того возраста, на который игрушка рассчитана. Необходимо, чтобы механизм был открыт, и его можно было рассмотреть, не ломая игрушки.

      4) Если техническая игрушка подражает тому или иному производственному процессу, то приемы и трудовые навыки она должна давать правильные. Она должна вызывать у ребенка сознание необходимости соблюдать определенные условия. Например, в таких игрушках, как печатный станок, фотопечатание, ткацкий станок и пр., ход производственного процесса в основном должен быть правильным, причем вполне допустимо упрощение процесса, для того чтобы сделать игрушку более доступной ребенку.

      5) Техническая игрушка должна развивать конструктивное творчество, техническое изобретательство.

      6) Техническая игрушка в целом должна расширять технический кругозор ребят, направлять их интерес к строительству и технике.

      Типы технической игрушки:

      Первый тип — игрушки сюжетные, знакомящие с внешним видом технических предметов, дающие образ машины, станка, транспорта и т. п.

      Второй тип технической игрушки — игрушка, демонстрирующая физические законы или производственные процессы. Данный тип игрушки содержит сам по себе достаточно материала для игры. К этому типу нужно отнести игрушечные фотоаппараты, подзорные трубы, калейдоскопы, набор для фотопечатания, игрушечный проекционный фонарь, летательные модели, игрушечное детское кино, формовки для глины, ткацкий станок, печатный станок.

      Управляя механизмом таких игрушек, ребенок стремится получить все новые и новые комбинации, экспериментируя, исследуя или создавая продукцию.

      Третий тип технической игрушки — это конструкторы, строительные материалы и полуфабрикаты. Эта игрушка, рассчитана на детское конструирование и техническое изобретательство.

      V. Настольные игры. Являются педагогически важным игровым материалом. Они организуют детский коллектив в играх с правилами (лото, парные картинки, квартеты, гуськи). Эти игры могут ставить разнообразные дидактические задачи (развитие сообразительности, находчивости, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета). Настольные игры типа лото и парных картинок учат маленького ребенка распознавать предмет через картинку. Игры-путешествия, игры типа «гуськи» могут давать значительный познавательный материал и строиться па соревновании. Игры типа шашек и шахмат развивают логическое мышление ребенка.

      VI. Веселая игрушка. Все игрушки должны вызывать в ребенке бодрое, радостное настроение. Однако следует особо выделить игрушки, вызывающие веселый здоровый смех, дающие ребенку радость, воспитывающие чувство юмора,— игрушки-забавы. Для детей до 7 лет - Конек-горбунок. Игрушка-забава для малышей незамысловата: новый образ для старших неожиданное звучание, движение (прыгающий зайчик, кувыркающийся паяц на лесенке, крякающая утка, поющий соловей, птица с вертящимся хвостом и т. д.)

      Для старших ребят веселая игрушка может быть и более сложной: смешной образ, шарада, карикатура и пр.

      VII.  Музыкальные игрушки: поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты (цимбалы, бубенцы и пр.), игрушки с музыкальной мелодией, музыкальные каталки, волчки, коробки и др.
Эти игрушки и подобные им доставляют детям большую радость и служат средством развития музыкального слуха.

      VIII.     Театральная игрушка: теневой театр, панорама, театр игрушек, марионеток, наборы для творческих инсценировочных игр ребят и пр. Все эти типы театральной игрушки заслуживают самого серьезного внимания. Они крайне занимательны для ребят, подводят к театральному зрелищу и к собственной театральной игре, могут чрезвычайно обогатить детское художественное восприятие и дать интересный материал по содержанию

      Созданию театральной игрушки и ее массовому производству необходимо уделить большое внимание.

ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ

      Игрушку нельзя смешивать с моделью. Игрушка сюжетная есть художественное произведение, которое дает выразительный, яркий образ, предназначенный не для любования (статики), а для действия. Все свойства выразительности обнаруживаются лишь в игре.

Игрушка должна стимулировать к действию в игре, обладать игровой динамикой. Игрушка действует прежде всего эмоционально. Познавательный материал, заключенный в ней, раскрывается попутно, через игру и на ее основе.

      Техническая игрушка для подростка, усложняясь в деталях, постепенно может перейти в модель и игровой процесс — в техническое любительство.

      Таким путем техническая игрушка переходит в техническое любительство, моделирование, конструктивное изобретательство.

Чем моложе ребенок, тем больше эмоциональности и игровой динамики должна заключать в себе игрушка.

      Игровая динамика в игрушке достигается: 1) реальной подвижностью частей (например, в изображении человека—подвижность ног, рук, туловища, головы); 2) добавочными игровыми атрибутами, например снимающиеся у красноармейцев ружья, лыжи, трубы, барабан, флаги и пр., что чрезвычайно обогащает содержание игры, делая ее более динамичной; 3) выдержанностью масштабов в игрушках, позволяющей комбинировать, объединять различные игрушки в общую тему игры; 4) заводным, хорошо действующим механизмом, благодаря которому игрушка становится самодвижущейся; 5) механизмом звучания; 6)     яркой, радостной окраской на основе реального образа; 7) соединением различных материалов в игрушке,— например, у собачки из папье-маше — мягкие ушки и хвостик (па проволоке), который можно загнуть колечком и опустить вниз, что изменяет настроение всей игрушки, наталкивает на различное действие.

      Игрушка требует последовательного развертывания действия во времени и завершения его.      Нейтральная поза животного (без напряженного движения) дает больше игровых возможностей, чем поза, полная динамики, но неизменная.

      Об оформлении строительных материалов, конструкторов, полуфабрикатов нужно сказать, что данный тип игрушки нуждается в очень тщательной технической обработке, чтобы все формы сходились, дырочки у конструктора и палочки, и винтики точно соответствовали друг другу. Поверхность деревянных частей должна быть хорошо отделана, гладкой, удобной для конструирования и т. п.

      Игрушка в целом должна иметь радостный, привлекательный вид и тщательную техническую обработку.

ОТБОР ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

      Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное.

      Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

      Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

      Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Звук колокольчика мелодичен и чист.

      Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребенка с третьего месяца жизни. Эта игрушка успокаивает ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет.

      Подвеска "зеркало" - необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, не зная еще, что это он. В зеркале отражается окружающая обстановка, мелькают отражения движущихся в комнате людей. Все это расширяет опыт ребенка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию ориентировочной активности, познанию окружающего мира.

      Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это "подвеска с кольцом" - состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта. Благодаря этой игрушке, я считаю, что формируется произвольность действий, ребенок осваивает новые направленные результативные действия. Подвески "палочки", "ежики" важны для формирования у ребенка осязательных впечатлений, действий с кистью. Ребенок ощупывает подвески, перемещает их, перекладывает.

      Подвески важны для своевременного сенсорного развития детей, различения форм, величин, цветов, материалов, формирования восприятия и начальных элементов мышления.

Для ребенка второго года жизни созданы пирамидки из пяти колец - одноцветная "елочка" и разноцветная. Новизна этих игрушек в использовании нетрадиционного тонкого стержня, а конусообразного, широкого у основания. Обычно детей больше привлекают простые игрушки, и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение.

      Между одним и полутора годами ребенок с увлечением засовывает один предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Деревянный блок на 4-х колесах - любимая игрушка всех детей, но картонная коробка с веревочкой тоже хороша. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью, или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет вставлять кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать "играет" с кастрюлями, а не кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли.

      Чем взрослее ребенок, тем интереснее ему становится подражать взрослым и страшим. Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например подметает пол, моет посуду или бреется.

      После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 - 8 лет. Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Среди образных игрушек особое место занимает кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья ("голым"). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова и закрываются глаза.

      Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.

      Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трёхлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского сада. Малышам нужно давать кукол - мальчиков, девочек, "голышей", целесообразно также ввести куклу - маму, папу, воспитательницу. Её исследованием установлено, что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру.

      Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

      Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она "ведет себя" исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков.

      Много радости в детскую жизнь вносят игрушки - забавы, назначение которых - вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки.

      Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует.

      Игрушки - забавы - это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.

Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц - барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а задача одна - повеселить детей, создать радостное настроение.

      Изучение игрового поведения детей связанного с выбором игрушек, показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки - животные.

      Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы. К основным видам дидактических игрушек относятся следующие разборные игрушки - матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).

      На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.

      Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).

Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки, развивающие движения - всевозможные каталки. Мяч у детей от 2 до 7 лет имеет различные размеры, назначение и задачи в процессе игры. Если двухлетки только учатся перекатывать, бросать мяч, то у старших есть целый цикл довольно сложных упражнений с мячом, например игра "Школа мяча".

Одни из самых древних игр - игры в мяч. В мяч играют и самые маленькие ребятишки, но, конечно, это игры без всяких правил. Малыш еще ходить, как следует, не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой. Откатится мяч далеко - взрослый направляет его снова в руки ребенка. И постепенно движения малыша становятся увереннее. Он все чаще пытается встать.

      Готовые игрушки, уточняя представления ребенка об окружающем мире, разнообразят содержание его игр и способствуют его развитию мышления и речи. Существует и основная категория игрушек, специально созданные для развития умственной деятельности ребенка. Играя с ними, он учится различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов.

      Наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия "больше - меньше", поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Играя с малышами 3 - 4 лет, взрослый расставляет перед ним матрешек, одна другой меньше. На большой матрешке красный платочек, на той, что поменьше - синий. Вот матрешка еще меньше - на ней зеленый платочек, а на самой маленькой - желтый. Взрослый называет цвета платочков, а ребенок повторяет за ним.

      Из настольных игр есть замечательная игра - лото. Она помогает не только освоить классификацию предметов, но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков. Кроме того, игра в лото требует внимания, сосредоточенности, быстроты ориентировки.

      Настольные игры в большинстве своем предполагают выигрыш и проигрыш. Маленьких детей до трех - четырех лет выигрыш мало интересует, для них весь смысл заключается в самом процессе игры, в действиях. Они радуются, найдя полную картинку, подобрав нужную карточку лото или плашку домино.

      Педагогическая задача настольных игр дидактического характера - проверить, уточнить, расширить знания детей, развить и них память, внимание, сообразительность.

      В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.

      Что же можно назвать технической игрушкой? К какой группе игрушек отнести робота, кувыркающуюся обезьянку, пирамидку, танцующую куклу? Одни авторы основным признаком технических игрушек считают механизм, приводящий игрушку в движение, действие, другие - техническую тематику.

      Е. А. Тинина называет техническими игрушками те, которые помогают знакомить детей с техникой и производством, приобщать к технической деятельности, развить способности, важные в будущем, формировать технические интересы и наклонности. В связи с этим она подразделяет их на три вида: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и др. наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.

      Технические игрушки, как и все другие, должны быть интересны, занимательны, педагогически целесообразны, высокохудожественны. Кроме того, по выражению Е. А. Тининой они должны быть "технически грамотны". Технически безграмотной Е. А. Тинина называет ветряк, который не вертится от ветра, а приводится в движение ручкой. Если игрушка имеет механизм, он должен быть целесообразен, понятен ребенку, на которого игрушка рассчитана, и обязательно открыт, чтобы можно было его рассмотреть, не ломая игрушки. Механизм должен хорошо действовать и быть прочным. Е. А. Тинина рекомендовала применять в игрушке резиновый мотор как простого двигателя, часовой механизм - более сложного.

      Почему-то, некоторые считают, что техническая не должна отличаться внешним видом, а только механизмом. Б. Бродский сказал: "Каждая игрушка без исключения должна радовать ребенка своим внешним видом, яркостью, декоративностью, оригинальностью. Игрушки потому и делают художники, что каждая из них - произведение искусства, воспитывающее в ребенке художественный вкус, влияющий на его эмоциональный тонус и, в конечном счете, формирующее его будущее эстетическое мировоззрение".

      Иногда психологи и педагоги считают, что игрушка, предназначенная для сюжетной игры, должна быть образной. Ее художественный образ должен давать лишь обобщенное представление о предмете.

      Игры с техническими игрушками у детей старшего и младшего дошкольного возраста существенно отличаются. Так, если малыши учатся играть в соответствии с назначением игрушки, то старший дошкольник предпочитает управлять движением, действовать с игрушкой.

      Технические игрушки разнообразны: без механизмов, с ручным управлением, заводные с инерционным механизмом и, наконец, с микроэлектродвигателями. Они распределены по возрасту.

      В строительный материал можно играть бесконечно. "Строительные игры" ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение. Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что "…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…".

      "Строительство" в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности. Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.

МЕТОДИКА ВНЕСЕНИЯ НОВОЙ ИГРУШКИ

      Методика подачи той или иной игрушки зависит от ее типа, возраста ребят и тех задач, которые ставит перед собой педагог.

      Если отбросить время на режимные моменты (мытье, еда, сон, прогулка и организованные занятия), процесс деятельной жизни ребенка проходит в основном в игре. У малышей примерно 70--80 % всей деятельности должно идти на игровые процессы. Если же учесть, что игровые моменты у малыша имеются и во многих видах деятельности, то станет ясно, какое огромное место в данном возрасте занимает игра. Зная это, тем более важно ее направлять, ею руководить незаметно для ребенка, без грубого вмешательства, используя все методические пути для планового систематического руководства детской игрой.

      Каковы же пути и формы руководства игрой детей младшего возраста? Самым активным помощником педагога являются игровые материалы и игрушки.

      В этом возрасте у детей еще нет твердых целевых установок, ребенок легко отвлекается, его внимание неустойчиво: он обращает внимание на каждый материальный раздражитель, стоящий на его пути. Поэтому достаточно педагогу обдуманно подобрать игрушки и поставить их на видном месте, чтобы дети их заметили и взяли для игры. Подбор и правильное чередование игрушек и игровых материалов в младшей группе имеют исключительное значение.

      Ребенок младшего возраста в игре должен сам двигаться, дудеть, шипеть, нагружать, везти, выгружать, передвигать и пр. Долго сидеть, перекладывать, складывать ему трудно и скучно.

      Какие же игрушки давать и как руководить их использованием?

      Большое внимание в этом возрасте необходимо уделять игрушке моторной, тренировочной, способствующей развитию движений. Такие игрушки, как мяч, колеса, обручи, веревки, вожжи, заставляющие ребят бросать, бежать, поднимать, катить и пр., должны постоянно находиться в пользовании детей младшей группы, но пользование ими требует особого времени и места (зал, двор). Ежедневно один-два раза малыши должны пользоваться этими игрушками. Лучше всего игрушку большой моторики использовать на воздухе, во время прогулки. Однако педагог должен следить за тем, чтобы дети не утомлялись, чтобы движения их не были длительно однообразными, чересчур напряженными, чтобы дети чередовались в пользовании теми или иными игрушками, бережно обращались с ними, убирали их на места и т. и.

      Дидактические игрушки небольшого размера требуют спокойного игрового процесса: складывание (мозаика), выкладывание и складывание (чашечки, уменьшающиеся но величине, вкладки, всевозможные лото, пирамиды по цвету, форме, величине, разрезные кубики и т. п.). Такие дидактические игровые материалы очень важны для малыша, требуют моментов спокойного, сосредоточенного внимания, поэтому ребята длительно и бесконтрольно ими пользоваться не могут. Нужно дозировать время и следить за утомляемостью, переключать ребят на другие, более моторные процессы (уборка, хозяйственные поручения или игры с более крупным и динамическим материалом).

      Вмешательство педагога в игру, его вопросы ни в коем случае не должны срывать игрового настроения ребят и носить характер сухого урока. Напротив, настроение самого воспитателя, его интерес к работе ребенка, его готовность помочь — все это должно способствовать бодрому, радостному самочувствию ребенка.

      Сюжетные игры, развертывающиеся благодаря образным игрушкам, ценны для детей дошкольного возраста. Они расширяют жизненный опыт детей. Для малышей в первую очередь необходимо дать отдельные образы животных (мишку, зайца и др.). Ребенок будет довольно длительно осваивать эти отдельные игрушки, играть с ними, не объединяя их в большой комплекс. Однако необходимо поддерживать стремление ребенка в игре использовать и другой материал, например брусочки, дощечки, палочки, чтобы построить домик, конюшню, клетку и т. п. Для игр с сюжетными игрушками следует иметь эти добавочные материалы и разрешать ими свободно пользоваться. Воспитатель должен следить за развертыванием игр, улавливать содержание и направленность игр, предлагая ребенку или группе ребят добавочные материалы, чтобы натолкнуть их па обогащение содержания игры, па коллективное использование игрушек.

      Подбор нового ассортимента игрушки следует строить по принципу однородности материала. Например, дать серию разных животных, в следующий раз — серию двигателей, затем— людей и т. д. Такая подача игрушек внесет большую организованность и спокойствие в детские игры. Принцип внесения новой игрушки следует соблюдать в отношении всех типов игрушек (моторной, дидактической, сюжетной).

      Вокруг игр-строек легко объединяются даже малыши, игра богато и увлекательно развертывается, действующими лицами являются сами дети. Так, дети четырех лот построили автомобиль. «Я шофер, я шофер, садись!» — говорит мальчик. Кто-то из ребят называет машину пожарным автомобилем. Все в восторге. «Скорее, скорее, пожар тушить едем! (Звонят.) Подъехали, вылезайте, кишку давай, подкатывай!» — кричат дети. Тут же находится толстый кусок веревки. Шкаф - воображаемый горящий дом. «Пожарники» суетятся. Группа девочек, игравшая в семью, приглашает «пожарников»: «И у нас пожар, приезжайте». «Вы по телефону вызывайте»,— напоминают другие дети. Вот так постепенно игра может охватить все большую группу детей.

      Важным вопросом в подаче материала в младшей группе является хранение игрушек. У малышей должен быть достаточный запас игрушек, который периодически сменяется. Хранить их следует вне группы, чтобы не создавать ненужных раздражителей.

В группе же необходимо постоянно иметь на несколько дней тот или иной набор, нужный для игры, убираемый здесь же в шкафы или на полки.

      Хранение игрушек в средней и старшей группах иное, В данном возрасте внимание у .ребят более устойчиво, в своей деятельности ребенок ставит перед собой определенную цель, вся группа детей участвует в планировке занятий. Старшие ребята сами готовят материал под руководством воспитателя, хорошо знают порядок и место каждой вещи, материалов, берут их по намеченному плану и т. д. Было бы искусственно и неверно для детей старшего возраста иметь лишь материал сегодняшнего дня, боясь отвлечения детей. Таким путем нельзя выработать в ребенке устойчивость, плановость действий, умение идти к цели, несмотря на препятствия. Все игрушки, вводимые в старшую группу, должны храниться здесь же, в порядке, рассортированные по типам, чтобы ребятам было удобно и легко ими пользоваться.

      Каковы особенности подбора игрушек для старшего и среднего возраста? В старшем возрасте ребята требуют игрушку более усложненную. Им не так важно сливаться в действии с игрушкой, сколько управлять ею, режиссировать, рассматривать, понимать технику, механизм, заставить его действовать, менять содержание набора. Для этого возраста крайне важны все конструктивные и технические свойства игрушки, позволяющие богато использовать их в игровом и познавательном смысле. Вся конструкция игрушки и технические детали должны приближаться к реальному предмету и быть действенны, обладать функциональными качествами. Деревянная сирена у автомобиля их разочаровывает: «Не настоящая»,— говорят ребята 6—7 лет.

      Из игрушек моторных следует давать тс, которые развивают более координированные движения, ритмические удары, бег, балансирование, попадание в цель, ловлю и т. п. (кегли, прыгалки, доска для балансирования, бильбоке, серсо и др.

      Из игрушек-образов здесь нужны не отдельные крупные игрушки, а наборы на определенные темы, дающие простор сюжетной игре, отображающей современность с ее бытом, строительством, техникой. Такие игрушки закрепляют и расширяют опыт ребят, развивают их творческое воображение, объединяют коллектив и вносят большую радость в детскую жизнь.

      Каковы особенности методики использования сюжетной игрушки? Игры с сюжетной игрушкой должны проходить организованно.

      Роль педагога в процессе игр очень ответственна и активна. Он следит за содержанием, ходом игр, взаимоотношениями детей; вопросами, напоминаниями, советом, внесением добавочного материала способствует богатому и организованному процессу игры. В средней и старшей группе большое внимание должно быть уделено игрушкам третьего типа — строительным материалам, конструкторам, разборным моделям, полуфабрикатам.

      Конструктор следует давать планово. Организованность процесса, интерес самого педагога, предварительный просмотр конструкторов педагогом, подчистка и отточка частей, чтобы палочки хороню входили в дырочки (построгать ножом палочки),— все это будет способствовать повышению интереса у ребят. Первый этап пользования конструктором — это свободная ориентировка ребят: они рассматривают, пробуют соединять полученные конструкции, которые они придумывают. Постепенно начинают получаться интересные конструкции. Педагог помогает кому вытащить застрявшую палочку, кому подтесать, чтобы она вошла, живо реагирует на удачи, оказывает помощь советом, небольшим указанием в случаях затруднений, следит, не утомились ли ребята, и т. п.

      Свободное конструирование должно практиковаться довольно часто, причем педагог постепенно стимулирует ребят к тому, чтобы они задумывали все более и более сложные формы и выполняли их.

      Наряду со свободным конструированием воспитатель ставит задания, дает упражнения игрового порядка. Например, сделает сам конструкцию (несложную) и предложит детям воспроизвести ее (конструкция стоит перед ребятами) или, дав детям рассмотреть конструкцию, воспитатель убирает ее и предлагает сделать по памяти.

      Другим методическим приемом может быть конструирование по чертежу, по карточке. В процессе работы педагог должен чутко подходить к ребятам, поддерживать отстающих, всячески им помогать (но не делать за них) и не слишком выделять особо успевающих. Ребята, которые расстраиваются оттого, что у них «плохо выходит», отказываются работать, должны получить особую поддержку педагога и помощь.

      Хорошо, когда работы детой сохраняются на какое-то время. Ребята их рассматривают, показывают друг другу, учатся, играют с ними. Этим работам должна быть отведена специальная полка или место в шкафу. Во время игр дети могут свободно брать свои конструктивные работы, вводя их в сюжетную игру.

      Наряду с конструкторами следует давать разборные игрушки. Разбирая и собирая модель, ребенок также практикуется в конструировании и усвоении форм, знакомится с частями предмета. Игра с разнообразными моделями может объединяться с конструированием, мелкой стройкой и работой с полуфабрикатами.

      Полуфабрикаты — наборы частей, нарезанные кусочки дощечек, брусков, колеса, заготовки но формам строительных материалов из глины — дадут возможность ребятам мастерить разные игрушки и совершенно свободно и по прилагаемым чертежам. Работу с полуфабрикатами можно присоединить к столярничанию и к созданию игрушек из производственных отходов, дерева, глины.

      Итак, умелое руководство педагога, без подавления инициативы детей, четкая группировка игровых материалов, забота о приобретении богатого, разнообразного ассортимента игрушек, плановая подача, связанная с организованным детским опытом,— все это должно поднять на должную принципиальную и практическую высоту проблему.

СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА

      Е. А. Флерина большое внимание уделяла созданию новой отечественной игрушки. Ею были разработаны педагогические требования к игрушке, которые она всячески пропагандировала и с позиции этих требований направляла творческую работу Научно-исследовательского института игрушки.

      Из года в год создавались все новые и новые образцы игрушек, анализ которых показал, что идеи Е. А. Флериной нашли реальное воплощение в выпускаемой продукции. Игрушки воспитывают в детях правильное отношение к окружающей действительности, развивают любознательность, интерес к технике.

      Большое значение Е. А. Флерина придавала образу человека в игрушке, представленному в куклах и различных фигурках, изображающих детей и взрослых разных профессий. «Кукла должна быть привлекательна, хорошо одета, ярка, художественна»,— говорила Е. А. Флерина..

      Обогащению детских игр в значительной мере способствуют куклы с набором белья, костюмов (рабочего, спортивного, праздничного и т. п.). Каждый костюм несет в себе определенное содержание игры, что соответственно влияет на развитие игры ребенка.

      Куклы с набором кроя несут иное содержание. Обычно они привлекают внимание девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда им хочется одеть куклу по своему вкусу, сделать это самим. Такие наборы в какой-то степени упражняют детей в трудовых навыках.

      В настоящее время изменился облик игрушек-животных. Е. А. Флерина говорила об использовании в игрушке новых материалов, более экономичных, поддающихся санитарной обработке. Таким материалом для изготовления мягких игрушек-животных оказался искусственный мех. Он гигиеничен; окрашенный в разные цвета, дает возможность сделать игрушку более красочной, а значит, и более радостной для ребенка. Капроновое волокно, ярко окрашенное в различные цвета, помогает передать характерные особенности животного, придает игрушке забавность.

Большое место в производстве игрушек занимают пластические массы. Они также хорошо окрашиваются, делают игрушку привлекательной. В изготовлении игрушек-животных успешно используется полиэтилен, он заменил бумажно-древесную массу, из которой делались лишь статичные фигурки, в лучшем случае озвученные.

      Изготовляются игрушки и из пенолатекса — мягкого, гибкого материала. Каркас, вставленный в такую игрушку, придает животному любую позу.

      Большую педагогическую ценность представляют и наборы животных: «Стадо», «Молочная ферма», «Птицеферма». Эти игрушки дают детям возможность отобразить в игре труд колхозников, воспитывают у детей положительное отношение к домашним животным.

      Е. А. Флерина видела все возрастающий интерес детей к технической игрушке, требовала создания игрушек, отображающих современные достижения науки и техники, помогающих заложить основы политехнического воспитания.

      Современные технические игрушки отображают различные виды транспорта, сельскохозяйственную, военную, космическую технику. Космические корабли, планетоходы, лунники, ракеты и пр. стали любимыми игрушками детей.

      Детям мало наблюдать действие игрушки, им очень важно самим управлять машиной Поэтому производятся крупногабаритные игрушки: самолет, автомобиль, экскаватор подъемный кран, трактор, бульдозер. Ими дети управляют сами.

      Электротехника нашла отражение и в бытовой игрушке. Создан интересный комплекс «Кухня», куда входит плита, мойка, холодильник, шкаф. Причем мойка действующая, в холодильнике зажигается лампочка, на плите имитируются горящие камфорки. В «ванной комнате» можно по-настоящему вымыть кукол .

      Игры со строительным материалом несут в себе большие возможности в плане формирования у детей творческих способностей, воспитания сенсорной культуры, умственной активности, практического освоения многих понятий, первоначальных математических представлений и т. д.

      Всеми этими качествами обладает прежде всего строительный набор, созданный самой Е. А. Флериной, на котором воспитаны многие поколения детей. Он выпускается и поныне. На его основе созданы и другие наборы. Большая работа в этом плане проведена Научно-исследовательским институтом игрушки, им созданы несколько комплектов для игр на столе и более крупные для игр на полу, на участке.

      При жизни Ё. А. Флериной недостаточно уделялось внимание музыкальным игрушкам. Евгения Александровна отмечала: «Музыкальные игрушки у нас крайне бедныг плохо звучат и неряшливо оформлены». В настоящее время игрушечных дел мастера учитывают требования Е. А. Флериной. Так, в Научно-исследовательском институте игрушки работает замечательный мастер В. Т. Бодров, он является автором большинства современных музыкальных игрушек. Удивительной особенностью его творчества является сохранение традиций народных музыкальных игрушек: органчиков, дудок, свирелей, гармоник. Им разработаны детский музыкальный конструктор и другие игры, являющиеся пособием по музыкальному воспитанию детей. Игрушки В. Т. Бодрова по своим музыкальным качествам не уступают музыкальным инструментам. Созданные им детские музыкальные инструменты легко осваиваются детьми, и в детских учреждениях из них создаются целые оркестры.

      Интересные мысли были высказаны Е. А. Флериной относительно игрушек-забав, их использования в работе с детьми с целью вызвать у них веселый, здоровый смех, воспитать чувство юмора. Но все же такие игрушки мало создаются нашей промышленностью.

      Все ли положения, рекомендации Е. А. Флериной реализованы, все ли идеи претворены в жизнь? К сожалению, еще многие проблемы, затронутые ею по созданию игрушки, до сих нор остались нерешенными. Педагогический анализ имеющегося ассортимента игрушек показывает, что, несмотря на видимое разнообразие, он еще не обеспечивает всех сторон воспитания.

   Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим,  какой

социальный опыт помогут усвоить  детям современные игрушки. Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение общественности как в нашей стране, так и за рубежом.

      Рассматривая положительное влияние этой куклы  на развитие психики, психологи

В.К.Лосева и А.И.Луньков указывают на то, что  она  позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли - роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком.  Освоение  этой роли  на Эдиповой фазе (3 - 5 лет), для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола,  дает  ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать чувство собственной неадекватности.

      Вместо того, чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам.

   Исходя из утверждения Е.А. Флериной о том, что «тематика и формы игрушки

находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры и педагогических взглядов»,социальный педагог в работе с родителями  должен обсуждать  вопросы о сущности педагогических взглядов и духовной культуры того общества, которое для своих детей создает различных монстров, чудовищ,

суперменов с ярко выраженными боевыми качествами, наборы различного вида оружия и т.п.? Какой социальный опыт может усвоить ребенок, играя в подобные игрушки? Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь  более слабому? Не

нарушается ли при этом логическая цепочка «общество - игрушка - ребенок»?

ВЫВОД

      На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка.  Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

      Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

      Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

      Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

      Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

      Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркин Е. А. Из истории игрушки, Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 8-15 с.

2.. Флерина Е.А.  ИГРА И ИГРУШКА. Пособие для воспитателя детского сада, Под редакцией Д. В. Менджерицкой, М.,  „ПРОСВЕЩЕНИЕ" ,1973.

3. Горностаева Л.  Игрушки в детском саду,  Дошкольное воспитание, 1973, № 2. – 20-24 с.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры, М., 1978. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в жизни ребенка

. Игрушек много, но какие выбрать?  Эта консультация поможет родителям сделать правильный выбор ....

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"

Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира.  Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...

«Игрушка в жизни ребенка.»

консультация для родителей...

"Значение игрушка в жизни ребенка".

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".А.С.Макаренко....

ИГРУШКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Игрушка в жизни ребёнка»Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в дан...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....