Рекомендации родителям по теме "Как подготовить ребенка к школе"
консультация (старшая группа) по теме

МАтериал содержит игры и упражнения, которые могут выполнять родители вместе с детьми в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_podgotovke_k_shkole.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

«Как подготовить ребенка к школе».

  1. Расширение кругозора.

  1. Развитие мышления.

      Наглядно-действенное мышление. Самым эффективным способом развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования.

Поэтому желательно, чтобы у ребенка был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных). Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

  • «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточки лото).
  • Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра «Говори наоборот», в которой взрослый говорит какое-либо слово и просит ребенка тоже н6азвать слово, но только с обратным смыслом, например: большой - маленький. Можно подбирать самые разные пары слов, ориентируясь на опыт ребенка.
  • Логические загадки и задачи, всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками и спичками, разрезные картинки,  многочисленные примеры которых Вы сможете найти в разнообразных методических пособиях.

  1. Развитие памяти.
  1. «Я положил в мешок». Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок бананы». Ребенок повторяет все фразы и добавляет свою. Можно также подбирать слова по алфавиту. Это упражнение надо выполнять ежедневно 2-3 раза, увеличивая количество слов.
  2. «Я фотоаппарат».  Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом. В течение нескольких секунд ребенок рассматривает предметы, находящиеся на столе, затем закрывает глаза и перечисляет что запомнил.
  3. «Увидел, услышал – запомнил!». Взрослый записывает 5 однозначных чисел, один раз четко произносит их. Ребенок повторяет эти же числа.  Затем ребенок пишет 5 чисел, показывает взрослому, а  взрослый называет числа. Затем увеличивают количество чисел и повторяют то устно, то письменно. Игра проводится в течение 7-10 минут.  

  1. Развитие внимания.
  1. «Корректурная проба».  Возьмите старые книги с крупным шрифтом. В течении 5 минут предложите ребенку вычеркнуть все встретившиеся буквы «А». Затем игру можно усложнить. Например, вычеркивать ту букву, которая стоит в строке первой. Следующий этап – одну букву в строке вычеркивать, а другую подчеркивать (е, м). Другой вариант, сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, а затем по команде: «Внимание!», работа идет наоборот – первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем.  
  2. «Чего не хватает».  Предложите ребенку рассмотреть картинки и сказать, чем они отличаются.
  3.  На распределение внимания. Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута.
  4. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой – кружки, правой – треугольники.          
  5. «Маленький жук». Перед вами поле расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Взрослый диктует ребенку ходы, а ребенок будет передвигать по полю жука в нужном направлении. Делать это нужно мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!  «Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук». ( Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука.)
  6. «Пуговица». Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру
  7. «Найди одинаковые предметы».
  8. «Сколько чего». Попросите осмотреть ребенка комнату и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на определенную букву. Затем назвать предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы. Далее – деревянные, стеклянные, металлические.
  9. «Выполни уговор строго». Взрослый и ребенок становятся друг против друга и договариваются: когда взрослый наклоняется – ребенок отворачивается, когда взрослый простирает руки к ребенку – он будет скрещивать их на груди;  взрослый грозит пальцем – ребенок кланяется, взрослый топает ногой – ребенок тоже топает. Перед началом игры надо провести репетицию. Играют до первой ошибки потом меняются.
  10. «Повтори быстро». Ребенок должен повторять за взрослым любые слова, только тогда, когда он произносит слово «повтори»:  повтори: «стул» - «стул»; скажи «стол»; повтори «мышь» – «мышь»; быстро «кошка»; вслух «дым» и т.д.
  11. «Посчитай, не ошибись». Для игры понадобятся палочки (не более 10). Взрослый берет не сколько палочек и бросает на стол. Через 1-2 секунды он закрывает их листом бумаги. Ребенок должен сказать, сколько палочек на столе.
  12. «Запомни фигуру». Взрослый рисует геометрические фигуры, расположение в ряд (чтобы ребенок не видел, когда вы рисуете) и показывает ребенку. Он в течение 2 минут знакомится с фигурами и запоминает. Затем убираются  фигуры, а ребенок зарисовывает их по памяти.
  13. «Вспомни не глядя». Внезапно,  спросите ребенка:  сколько полок в книжном шкафу, какого цвета занавески на окне, кто выше мама или бабушка и т.д.

  1. Упражнения на усвоение пространственных отношений.
  • - «Положи книгу на парту… Встань за столом… Что расположено над доской?.. Загляни под шкаф» и т.д.  
  • «Где нарисована ваза?.. Что лежит на столе?..

      Где на картине изображена собака?.. и т.д.

  • «Маленький жук».
  • «Копирование точек». Ребенку предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных в строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца. Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ребенок должен рассказать пространственное расположение точек.

  • Упражнение с геометрическим материалом.

«Положите слева квадрат, посередине листа – круг, справа – треугольник. Расскажите, какие фигуры вы положили и где».

«Посмотрите внимательно на фигуры, расположенные на доске. Закройте глаза. (Фигуры закрываются листом бумаги). Откройте глаза и расскажите, какие фигуры были на доске и в каком порядке».

«Что изменилось?» На доске расположены геометрические фигуры. По сигналу ведущего дети закрывают глаза, ведущий меняет расположение фигур. Дети должны объяснить, что изменилось.

  • «Работа с рисунками». Нарисуйте домик, елочку, забор в прямом и перевернутом виде». «Рассмотрите рисунок в прямом и перевернутом виде».
  • «Где что?». Ребенку предлагается выполнить небольшой рисунок. «Нарисуй елочку посередине дорожки.

     Слева нарисуй дерево выше елочки, а справа – кустик. Нарисуй между кустиком и елочкой цветок, а между елочкой и деревом – гриб». 

  • «Раскрась правильно». «Посмотри внимательно на фигуры, нарисованные перед тобой. Назови их. Раскрась фигуру между маленьким кругом и прямоугольником в зеленый цвет, а фигуру справа от треугольника – в красный цвет. Раскрась фигуру между прямоугольником и квадратом в желтый цвет, а последнюю фигуру в ряду – в синий. Фигуру слева от треугольника закрась в оранжевый цвет.

     Скажи, какая фигура находится справа от прямоугольника? Слева от квадрата? Между прямоугольником и большим кругом? Перед треугольником? После большого круга?».

  1. Развитие моторики и координации движений ребенка.

В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:

а) нарисовать простой узор:

б) поиграть в игру «трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых – машина, а в другом – дом. Потом говорите ребенку: «Ты – водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам Ваших дорожек.

Для развития тонкой моторики существует множества разнообразных упражнений и игр. Это, прежде всего, та же хорошо известная Вам работа с конструкторами, рисование, лепка, аппликация. Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание и вязание.

С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:

  • игра «Съедобное – несъедобное», а также любые игры и упражнения с мячом;
  • игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность): роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения;
  • игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера. Для совершенствования этих навыков целесообразно последовательно уменьшать размер метательных предметов и мишени, увеличивая расстояние до нее.

Игра в тир может проводиться и на бумаге. Для этого на листе схематично рисуется ружье и мишени. Они должны быть на разном расстоянии от ружья и разной величины. Ребенку предлагается «стрелять» из ружья и объясняется, что карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой и попасть как можно ближе к цели, а лучше – в центр мишени.

  • Игра «Игры с «разукрашками». При развитии руки используются карандаши. Работа с фломастерами руку не развивает! Ребенку предлагают нанести крупную штриховку так, чтобы линии не выходили за контур рисунка. Детали могут быть разного цвета, с различными направлениями штриховки. Это веселое быстрое, полезное занятие. Во время работы можно сочинять истории о героях «разукрашки», которые попадают в «полосатую» страну. В этом случае развивается не только рука, но и речь.
  • Игра «Бабушкин помощник». Ребенку предлагают перебирать крупу. Вязанье, плетенье, помощь при резке салата также развивают руку.

  Развитию этих навыков способствует также весь спектр спортивных игр, физических упражнений, занятий танцами, ритмикой, аэробикой.

  1. Развитие произвольности.

     Наиболее  эффективной деятельностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность, в первую очередь – конструирование, которое можно рассматривать как универсальную деятельность, способствующую всестороннему развитию ребенка. Проиллюстрируем работу каждого из звеньев системы произвольной саморегуляции на простейшем примере: построение домика из цветных кубиков.

Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. В нашем примере это будет реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их число должно превышать набор элементов, необходимых производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету.

Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. После этого взрослый просит ребенка приступить к строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы. Обратите особое внимание на следующие моменты:

  1. Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом. Это означает, что он должен удерживать заданную Вами цель – построить именно этот дом, а не тот, который у него случайно получится, или который он придумает в процессе сборки.
  2. Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, т.е. ребенок должен иметь четкую программу исполнительских действий .
  3. Осуществление программы возможно лишь в том случае, если ребенок сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции. Это означает, что он сумел сформировать адекватную модель значимых условий деятельности.
  4. Однако наличие сформированной цели, модели условий и программы исполнительских действий не является залогом правильной сборки, если ребенок не будет в процессе работы осуществлять обратную связь и в случае ошибок корректировать свои действия. Для этого он должен в процессе работы постоянно сверять результаты своих действий с эталоном.
  5. По окончании сборки попросите ребенка оценить ее результат, т.е. точность соответствия образцу.

Если Вы заметили, что ребенок допускал ошибки на каком-либо из выделенных этапов сборки, проанализируй вместе с ним причины, которые привели к ошибкам конструирования. После этого попросите ребенка внести необходимые коррективы.

        Конструирование по наглядному образцу – первый этап формирования произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На следующем этапе можно предложить ребенку аналогичную работу, в которой образцом будет служить не реальная постройка, а рисунок дома. При этом возможны два варианта изображения: а) полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие постройку детали (как в масштабе 1:1, так и уменьшенное); б) контурное – без детализации.

        Последующее усложнение предполагает конструирование по словесному описанию, а затем и по собственному замыслу.  В последнем случае ребенок перед началом работы должен подробно описать особенности похвалить его за хорошую идею!

        Широкие возможности деятельности конструирования позволят Вам подобрать различные по сложности типы конструкторов в зависимости от индивидуального уровня развития произвольности ребенка. Наряду с этим могут быть использованы различные виды разрезных картинок-мозаик и кубиков; всевозможные головоломки.

Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности служит «Графический диктант».

 

Комплекс кинезиологических упражнений для координации работы глаз и рук

 Цель: улучшение навыков чтения и письма, интеграция работы глаз и рук, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков.

  1. Восьмерки. Исходное положение – стоя. Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. Проверьте резкость зрения.
  2. Восьмерки локтями. Разведите ноги в стороны и слегка  согните их в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Сметите центр восьмерки назад. Проделайте то же самое с левой стороной.
  3. Крылья. Поставьте ноги на ширине плеч, расслабьте колени. Потрясите руками и согните локти. Прочертите горизонтальную восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем  вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивайте вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз глубоко вдохните.
  4. Рисующий слон. Исходное положение – стоя или сидя. Колени слегка согните. Наклонитесь головой к плечу. Вытяните руку вперед и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.
  5. Сидя, обхватите левой рукой запястье правой руки и массируйте руку. Повторите то же самое с правой рукой.
  6. Сидя, соедините руки на уровне глаз. Носом прочертите линию от одной ладони по руке к плечу. Затем впереди вычертите окружность. Теперь следуйте по второй руке. Повторите в другую сторону.
  7. Лежа на спине, обнимите руками одно колено, прижимая его к груди. Вторая нога – в расслабленном состоянии. Представьте, что глаза связаны с бедрами. Дышите глубоко. Пусть подколенные сухожилия хорошо растянутся.

Комплекс упражнений  для интеграции визуальной и аудиальной модальности.

Цель: формирование зрительного и слухового восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти, интеграция визуальной и аудиальной модальностей.

  1. Сидя или лежа, выдохните, откройте глаза. Вдохните, закройте глаза. Продолжайте упражнение, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Откройте глаза и поморгайте. Каждый раз, открывая глаза, отмечайте то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, линии и углы. Сначала замечайте только темные предметы, затем только светлые.
  2. Сидя или лежа, закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, будто ловите солнечный свет. Посмотрите на солнечный луч с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
  3. Сидя, расположите ноги врозь, расслабьте колени. Обнимите руками голову со стороны затылка, касаясь правой рукой левого уха и левой рукой правого.  Пальцами выдвигайте затылок вперед. Закройте глаза и расположите голову на руках. Раскачиваясь из стороны в сторону, глубоко дышите, помещая голову в «колыбель». Почувствуйте, что ваше тело – это опора.
  4. Сидя, кончики выпрямленных вместе пальцев правой руки подведите к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак.  В следующий миг сожмите пальцы правой руки, растяните пальцы левой руки и подведите кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторите эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делайте через рот при каждой смене рук.
  5. Раскройте пальцы левой руки, слегка нажмите точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делайте спокойно, не торопясь. Потом сделайте то же самое для правой руки.
  6. Ребенку предлагаются буквы, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и др. Ребенок должен ощупать букву, назвать ее вслух и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить ребенку самому вылепить из пластилина буквы. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3-4 букв на основе их осязания. Последующий этап тренировки – буквы вычерчиваются в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
  7. Сложите большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижмите друг к другу, сгибая в наружную сторону. Это же упражнение сделайте для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавите последовательно на основания каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
  8. Одновременно двумя руками вычертите в воздухе в зеркальном отражении информацию, которую необходимо запомнить. Одновременно с промахиванием проговорите эту информацию.  

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут.

Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений

Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут. Их выполняют сидя. Иногда для экстренной помощи при стрессе достаточно выполнить несколько упражнений, например «Фронтально-акцепитальной коррекции» или «Простукивания».

  1. Фронтально-акцепитальная (лобно-затылочная) коррекция.

Цель: активизация столовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, ритмирование правого полушария, энергизация мозга, визуализация позитивной ситуации.

Одну ладонь кладите на затылок, другую - на лоб. Закройте глаза и подумайте о любой негативной ситуации. Сделайте глубокий вдох – пауза-выдох-пауза. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте. Обдумайте и осознайте, как можно разрешить стоящую перед вами проблему. После появления синхронной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким вдохом – паузой – выдохом – паузой. Упражнение выполняйте от 30  секунд до 10 минут до синхронной пульсации в ладонях.

  1. Ахилл

Цель: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия.

Легко ущипните руками оба ахиллова сухожилия (над пяткой), затем подколенные сухожилия. Мягко погладьте их несколько раз, «сбрасывая» в стороны и наружу.

  1. Растяжка ахиллова сухожилия

Цель: снятие рефлекса защиты ахиллова сухожилия

Встаньте и держитесь руками за спинку стула. Расположите одну ногу впереди корпуса тела, а другую сзади. Делайте выпады на колено ноги, выставленной вперед. Нога, расположенная сзади, должна быть прямой. Корпус держите прямо. Повторите упражнение для другой ноги.

  1. Маятник

Цель: снятие рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизация столовых структур мозга и межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.

        Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывайте движения глазами по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведите глаза к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха делайте движения глазами, затем удерживайте глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение  сопровождайте пассивным выдохом. Упражнение выполняйте с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза, глаза и язык влево – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза и т.д.).

  1. Уши

Цель: энергетизация мозга.

        Мягко расправьте и растяните рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице – 5 раз.

  1. Постукивание

Цель: энергетизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции.

        Сделайте массаж в области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого постукивания 10-20 раз круговыми движениями слева направо.

  1. Дыхательное упражнение

Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга.

        Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделайте выдох, не торопясь, сожмите кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

  1. Дыхательное упражнение Эверли

Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, снижение частоты сердечных сокращений.

        Регулярное систематичное (1-2 недели) выполнение  этого упражнения сформирует своего рода антистрессовую установку. Последующие стрессовые ситуации будут переживаться более спокойно и менее разрушительно. Закройте глаза, положите левую руку на пупок, а правую руку сверху так, как вам удобно. Вообразите внутри себя надувной резиновый шарик. На вдохе представляйте, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере «заполнения шарика» воздухом руки поднимайте вверх. «Надувание шарика» в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю часть грудной клетки. Продолжительность вдоха должна составлять 2 секунды. По мере совершенствования навыка ее можно увеличить до 3 секунд. Задержите дыхание (не более 2 секунд). Повторяйте про себя фразу: «Мое тело спокойно». Медленно начните выдыхать. Продолжайте повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно». Продолжительность выдоха не менее 3-4 секунд. Повторите это четырехфазовое упражнение 3-5 раз. При головокружении необходимо прекратить упражнение, а в следующий раз сократить продолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение можно выполнять утром, днем и вечером, а также в стрессовой ситуации.

  1. Стирание стрессовой информации из памяти (визуализация)

Сядьте и расслабьтесь. Закрой глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, стирательную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картина, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стирательную резинку и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова «возьмите» стирательную резинку и «стирайте» до полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.

Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» в диагностической и развивающей работе

По характеру такого рисунка можно определить основной тип восприятия человека и предположить функциональную специализацию полушарий.

Попросите ребенка нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку.

        Проанализируйте основную стратегию восприятия и функциональную ассиметрию полушария по типу горизонтальной восьмерки, которую он нарисовал.

  1. Проведите горизонтальную вертикальную оси через центр нарисованной ребенком восьмерки, перпендикулярно друг другу. Если левая окружность по размеру больше (или аккуратнее, точнее), то ведущее полушарие ребенка – правое. Если правая окружность больше, то ведущее полушарие – левое.
  2. Проанализируйте большую  окружность, по форме которой можно судить о ведущем канале восприятия. Из наиболее высокой части окружности опустите перпендикуляр (В - визуальный) на горизонтальную ось.  Длина перпендикуляра означает работу зрительного восприятия.
  3. Далее, из наиболее низкой точки окружности поднимите перпендикуляр до горизонтальной оси (К – кинестетический). Длина перпендикуляра означает работу кинестетического канала восприятия.
  4. Боковая часть окружности свидетельствует об особенностях аудиального (слухового) канала восприятия. От боковой точки окружности проведите отрезок до центра окружности (А – аудиальный).
  5. Измерьте и сопоставьте отрезки В, К и А. Соотношение их и составляет внутреннюю стратегию восприятия и обработки информации ребенком.

       По «Горизонтальной восьмерке» можно определить тип основного канала восприятия и предположить ведущее полушарие. Это позволит правильно подобрать стиль учебной деятельности ребенка в соответствии с его особенностями познавательных процессов.

      Рисование «Горизонтальной восьмерки» можно использовать как самостоятельную развивающую и коррекционную работу, направленную на углубление навыков визуального, аудиального и кинестетического восприятия; для направленной подготовки ребенка перед выполнением определенного вида деятельности.

        Ребенку предлагают рисовать восьмерки сначала левой рукой (вправо вверх), правой рукой (влево вверх), потом двумя руками одновременно в зеркальном отражении. Такие упражнения развивают межполушарное взаимодействие и гармонизуют работу головного мозга. Глаза должны следовать за траекторией движения руки.

Дыхательный ритм: рука идет вверх на вдохе, вниз – на выдохе. Темп выполнения – медленный. Детям 3-4 лет рекомендуется трехкратное повторение каждого движения, 4-7 лет – пятикратное, 7-10 лет и старше  - восьмикратное.

        Прослеживание глазами или рисование руками визуальной восьмерки способствует максимальному включению в работу зрительной зоны головного мозга и развитию бинокулярного зрения. Мышцы глаза обучаются произвольным движениям, необходимым для построчного прослеживания при чтении, письме и т.д. При «рисовании» таких восьмерок можно часто моргать глазами, что усилит развивающий эффект. Вторым вариантом усложнения является легкое прикусывание языка во время выполнения упражнения.

        Прослеживание глазами или рисование руками аудиальной восьмерки способствует максимальному включению в работу слуховой зоны головного мозга и развитию бинаурального (интегрированного) восприятия слуховой информации. Такое «рисование» можно сопровождать произнесение звука «М-М-М».

        Прослеживание глазами или рисование руками кинестетической восьмерки способствует максимальному включению в работу двигательных и эмоциональных зон головного мозга. Кинестетическую восьмерку можно рисовать на фанере, ткани, песке, мехе для усиления ощущений.

        Прослеживание за фигурой объединенной восьмерки способствует одновременной работе зрительных, слуховых и двигательных зон мозга, развивается динамика и интеграция всех зон восприятия. При этом координируется работа ведущих полушарий, руки, глаза, уха и ноги.

        Начинать работу необходимо с прослеживания глазами или прорисовывания руками восьмерок в следующем порядке: гармоничная, визуальная, аудиальная и кинестетическая. Завершить работу необходимо гармоничной восьмеркой. При прослеживании глазами за готовой фигурой восьмерок можно сделать линии разных цветов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации родителям для подготовки ребенка к школе

Вниманий родителей предалагаются простые игры и упражнения на развитие внимания и памяти у детей 6-7 лет,с помощью которых можно начать готовить ребенка к обучению в школе....

Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе

Мезенцева О.А., Пронина М.И.,ГОУ детский сад комбинированного вида № 583 Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе.Качество подготовки ребёнка к школе и дальнейшие школьные ...

Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе

Мезенцева О.А., Пронина М.И.,ГОУ детский сад комбинированного вида № 583 Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе.Качество подготовки ребёнка к школе и дальнейшие школьные ...

Рекомендации родителям: «Как правильно подготовить ребенка к детскому саду».

Подготовка к детскому саду - это новый и очень важный этап в жизни ребенка. Новое окружение, новый ритм жизни, непривычная обстановка, - множество новых впечатлений и, наверняка, стрессов. Чтобы такие...

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе

Можно использовать для родительского уголка в приемной...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни. Рекомендации для родителей:...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе...