КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация (старшая группа) по теме

БЕЛЬКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

КОНСУЛЬТАЦИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

В детском возрасте заучивание стихов наизусть – является важным воспитательным моментом. Стихи совершенно справедливо считаются вершиной прозы. Их мелодичность, напевность, прекрасно воспринимают дети любого возраста. Стихи развивают дикцию, темп, ритм, тембр, интонацию речи. И поэтому малыши очень внимательно,  с нескрываемым удовольствием слушают стихи – рифмованные строки гораздо более приятны и легче усваиваются. Недаром многие знаменитые детские авторы писали и пишут сказки и рассказы для детей в стихах.

 Монотонность прозы быстро утомляет детей, особенно малышей. Стихи, напротив, вызывают интерес и быстро

запоминаются. У детей великолепная память, и именно запоминание стихов дается им лучше всего.

Заучивание стихов наизусть – лучший способ развить память, слуховое внимание, а следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. Ни для кого не секрет, что, имея хорошую память, дети намного лучше усваивают материал в школе.

Однако не все стихи подходят для занятия с ребенком, да и учить их нужно, придерживаясь определенных правил. В противном случае ваше благое начинание может перерасти в повод для капризов и обид.

 В первую очередь надо определить, с каких стихов можно начинать знакомить малыша с поэзией. Здесь все достаточно просто. В детской литературе имеются прекрасные образцы стихов для чтения с детьми, начиная с самого маленького возраста. Прежде всего, это изумительные произведения Агнии Барто. Короткие четверостишия Агнии Барто, наверное, каждый из нас пронес через всю жизнь. «Наша Таня громко плачет…», «Идет бычок качается…», «Зайку бросила хозяйка…» и многие другие. Прекрасно воспринимаются малышами гениальные стихи маэстро детской поэзии Корнея Чуковского – «Мойдодыр», «Доктор Айболит», и другие. А как не вспомнить вечного и абсолютного детского автора – Самуила Маршака? В его стихах для детей чувствуется совершенно особая любовь ко всем маленьким жителям планеты.  Причем у этих же авторов вы найдете стихи не только для самых маленьких, но и для детей постарше . для 5 – 6 летних стихи становятся более глубокими и не такими короткими, как раньше.  Сказки Александра Пушкина – это великолепнейшие образцы сочетания народного творчества и самобытного таланта великого русского поэта.

Но это только мэтры детской поэзии, а ведь существует еще и множество поизведений других поэтов. Словом, выбор велик. Важно лишь, чтобы стихи учили добру и любви, а произведение соответствовало возрасту ребенка: чем младше малыш, тем проще и незатейливее должны быть стихи.

        Начинать читать стихи своему ребенку нужно как можно раньше. Уже в колыбели малыш с удовольствием слушает мелодичные рифмованные напевочки, а для 4 – 5 летних детей  нужно читать слишком длинные сказки не за один раз, а в разбивку, скажем, утром-вечером или только по вечерам. Длительное повествование. Пусть даже и в стихотворной форме, слишком утомляет ребенка. Старайтесь не затягивать чтение в этом возрасте больше, чем на 5 – 7 минут. Если вы заметили рассеянное внимание, прекращайте чтение. При этом очень важно обратить внимание ребенка  в тот момент произведения, на котором вы остановились. Возвращаясь на следующий день чтения именно с этого момента, уделите пару минут тому, чтобы малыш вспомнил прочитанное вами вчера и сумел связно пересказать сюжет, причем без вашей помощи. От такого чтения будет двойная польза: развитие долговременной памяти и связного высказывания.

Со временем, если вы правильно преподносили уроки поэзии, ваш ребенок с удовольствием будет слушать и пытаться учить достаточно объемные произведения.

Оказывается, от детских стихов может быть помощь в бытовой ситуации. Немногие родители знают, что любимые стихи – отличный способ моментально привлечь внимание ребенка.

В детском саду часто можно видеть такую картину: стоит воспитателю только начать фразу, как дети моментально хором ее подхватывают и дальше продолжают уже самостоятельно.

Таким интересным методом воспитания может воспользоваться и сообразительная мамочка. Для этого несколько дней подряд, по вечерам, читайте малышу какую-нибудь незатейливую, но интересную сказку. Ребенок быстро запоминает текст, а читая сказку на протяжении нескольких вечеров, вы способствуете лучшему запоминанию. Дети быстро переключаются с негативных ситуаций, если их заинтересовало что-то более значимое. Только в описанной ситуации важно, чтобы читая малышу стихи, вы делали это увлеченно, с максимальной заинтересованностью и, конечно же, с выражением.  

Поговорим о том, какие практические упражнения вы можете провести с малышом, чтобы он без труда запоминал материал, часто используемый в школьной программе. Эти упражнения применяются для развития памяти 5 – 7 летних детей.

Предлагаемая техника  запоминания основана на том, что любой текст можно представить мысленными образами. Например:

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет

И как будто плачет!

Это чучело – оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали

Чтоб горошек не клевали.

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке –

Пусть боятся галки!

                    (И. Михалков)

Малышу гораздо будет легче выучить стихотворение, если он последует таким советам: «Прочитай (или послушай) внимательно первую строчку стихотворения. Закрой глаза и попробуй представить себе все, что в ней описано. Постарайся нарисовать картинку яркой, почувствовать, как ты к ней относишься: нравится тебе ее содержание или нет.  Теперь переходим к следующей строчке. Послушай ее вслух и представь в своем воображении».  Продолжать то же самое со всеми строчками.

Таким образом, в голове у ребенка возникают яркие и ясные картины образов, содержащихся в стихотворении.

Затем нужно прочесть все стихотворение вслух без остановки и одновременно представлять себе созданных в воображении картинки. Теперь предложить ребенку вновь закрыть глаза и представить все, что запомнилось, описывая своими словами. Затем, вспоминая картинки, нужно попытаться вспомнить каждую строчку. Обязательно обратить внимание ребенка на ритм стихотворения, на рифмы. Сделайте все возможное, чтобы работа не была в тягость – ребенок должен получать от нее удовольствие. Подобным образом обсуждайте каждое стихотворение, которое вы разучиваете.



Предварительный просмотр:

Настроение ребенка напрямую зависит от настроения взрослого. Потому, предлагая ребенку позаниматься, вы должны буквально излучать радость, как от  предвкушения чего – то занятного, веселого и одновременно очень важного.

Максимальная продолжительность занятий для детей пяти лет составляет двадцать минут, для шестилетних  - полчаса. Но продолжительность занятий на самом деле сугубо индивидуальна! Один ребенок уже способен на первом занятии интенсивно работать двадцать минут (с перерывом), другой едва выдерживает десять. Раз в десять минут любой ребенок обязательно должен отдыхать. Хорошо, если вы поиграете с ним три – четыре минуты в какую – нибудь игру малой подвижности. После этого полезно предложить ему  с минуту «поспать» - сесть за стол, положив голову на руки, лежащие на столе, закрыв глаза.

Завершать занятия следует непременно на оптимистической ноте: отмечайте даже малейшие достижения ребенка, открыто выражайте свою радость и уверенность в дальнейших его успехах.

Очень полезно при ребенке рассказать о его достижениях другим членам семьи, знакомым.

Изученный материал следует часто, но не навязчиво – в форме игры – повторять с ребенком в бытовых ситуациях, на прогулке.

1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (м) в слогоах, словах.

На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК.

Возьмем, к примеру, звук (м). мы произносим его отрывисто: М! и букву М необходимо называть так же : М! ни к вкоем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – (э) и (м). данное обстоятельство только дезориентирует детей..

 И еще, уважаемые взрослые, не смешивайте пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе).  И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребенок лишь переводит указку с буквы на букву .) лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

       1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «справа»?

Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева»  и «справа».

  1. Умеет ли ваш ребенок складывать картинки из шести кубиков?. Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. (в таком случае начните с набора из четырех кубиков).

Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными «конструкторами» и «строителями».

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приёмы:

  1. Взр.  пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), а ребенок раскрашивает её. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять же раскрашивает) предметы, в названиях которых первая буква для него трудная.

                                     

  1.  Лепка ребенком буквы из пластилина, солёного теста.
  2. Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
  3. «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит её).
  4. Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме!
  5. Выкладывание буквы из различной крупы, цветных ниток.

Полезны все виды занятий, связанных с тренировкой мускулатуры пальцев рук: игра с мозаикой, конструкторами, вырезание, рисование. Штриховка, пальчиковый театр и др.

Все упомянутые занятия полезны вдвойне, так как, развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развитие речи ребенка. Существует такая взаимосвязь.

Взаимоотношения с ребенком в процессе обучения следует строить таким образом, чтобы он видел в Вас не требовательного наставника, а друга, всегда готового прийти на помощь в трудную минуту.

Самый простой способ изменить человека – искренне восхищаться его достоинствами!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...