Детско — родительский проект по формированию у детей старшей группы ориентирования во времени
проект (старшая группа) на тему

Федорова Евгения Ромальдовна

Вид проекта: творческо-информационный;

Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников.

Образовательное направление: экологическое воспитание, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня экологической культуры детей.

2. Вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детским садом.

Выход проекта:

1. Музей «Город часов» (собираем музей часов; изготавливаем и ведем часы «Частей суток», «Дней недели», «Времени года») ;

2. Утренник «Проделки лесной нечисти».

Мероприятия в ходе проекта:

1. Аппликация новогодняя открытка к празднику.

2. Альбом «Календарь природы» на 2014 год (коллективная работа) .

3. Презентация поделок детей группы «Светлячки» в холле детского сада по теме «Зеленая красавица».

6. Украшение группы и елки к празднику.

7. Составление папки «Ознакомления с временными отношениями в стихах русских поэтов»;

8. Театрализованная деятельность «Времена года»;

9. Выставка плакатов в ДОУ вред, приносимый человеком хвойным лесам;

10. Коллективная работа детей «Новогодняя елочка» (приглашение родителей на праздник) ;

11. Совместная деятельность воспитателей с детьми – изготовление папки-раскладушки «Новый год в разных странах мира»;

12. Предметно – исследовательская деятельность;

13. Выставка рисунков «Подготовка и зимовка зверей» (2 этапа) ;

14. Выставка в группе елочек из пластилина.

Структура проекта

1. Проблема (актуальность темы) ;

2. Мотивация;

3. Цель проекта;

4. Задачи проекта;

5. Предполагаемый результат;

6. Основные направления работы;

7. Выбор темы;

8. Сбор сведений;

9. Выбор проекта;

10. Реализация проекта;

11. Выход;

12. Выводы;

13. Приложение.

Проблема

Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком, через временные единицы в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (времена года, месяцы, дни недели, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т. п.) . Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.

Так как проект проходит в зимнее время года, а детям следует показывать время конкретно и максимально наглядно, принято решение сделать уклон на время года зима, и все что с ней связано. Это зимние забавы, новогодние праздники, новогодняя елка. Так же включили экологическую составляющую – вред, наносимый человеком хвойным лесам.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Земля – это наш дом. Он прекрасен. Вокруг живут растения, деревья, насекомые, птицы, звери и человек.

К сожалению не все в порядке на нашей Земле. Зимой, в канун Новогодних праздников вырубают большое количество елок, которые дают корм и укрытие многим животным и птицам… Кто виноват и что делать?

Мотивация

В беседе с воспитателем обозначились, значительные затруднения у детей при определении времени на часах, у большинства детей пяти-шести лет отсутствует понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения.

Отмечая ниже среднего, уровень знаний о времени, нужно признать, что это происходит потому, что эпизодические занятия, проводимые с детьми преимущественно словесным методом, носят часто формальный характер: они не формируют основных понятий о времени – о его текучести.

Также в беседе с воспитателем дети обратили внимание, что человек не бережно относиться к окружающему миру. Было принято совместное решение сделать детско-родительский проект «Временное ориентирование: Зима» (экологическая акция «Зеленая красавица»). Для участия детей и родителей в педагогическом процессе, помощь в формировании у детей ответственного отношения к природе и умению самостоятельно ориентироваться во времени.

Цель

Создание условий для формирования здоровой личности, развивая у детей старшего дошкольного возраста ориентировку во времени.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2. Развивать навыки ориентировки во времени у детей старшего дошкольного возраста.

3. На основе полученных навыков закреплять основные понятия о времени – о его текучести.

4. Познакомить детей с жизнью, ростом елочек; воспитывать бережное отношение к природе; обогащение знаний о зеленых красавицах.

Возраст детей

Участники проекта

- дети старшей группы в возрасте 5 лет.

Длительность проекта

4 недели

Предполагаемый результат

• Дети должны иметь общие представления о времени; обогатить словарный запас.

• Иметь простейшее представление о некоторых особенностях внешнего вида хвойных деревьев (цвет, запах, высота и т. д.) .

• Владеть обобщающим понятием «хвойные» и знать о пользе, которую они приносят людям.

Основные формы работы с детьми

• Совместная деятельность взрослого и ребенка;

• Самостоятельная деятельность ребенка;

• Экскурсия в библиотеку;

• Наблюдения;

• Художественная литература;

• Стихи, загадки;

• Беседа;

• Путешествия по иллюстрациям;

• Дидактические, настольные игры;

• Мультимедийное видео;

• Лепка;

• Аппликация;

• Рисование;

• Досуги и развлечения;

• Музей;

• Составление календаря;

• Прослушивание аудиозаписей;

• Театральная деятельность.

Этапы реализации проекта

1 этап «Выбор темы»

Задача: осуществить выбор темы для более глубокого изучения и вместе с детьми составить план предстоящей деятельности.

Детям были заданы вопросы:

- Что вы знаете о времени?

Части суток, времена года, месяцы, дни недели, часы;

Знания детей о живой природе (вырубка хвойных лесов) .

- Что еще хотим узнать?

• Какие виды часов существуют: солнечные, огненные, песочные, водные, механические, электронные и т. д. (история часов) ;

• Чем интересна зима (зимние забавы, новогодние праздники, каникулы, традиции нового года и т. д.) ;

• Чем мы можем помочь «Зеленым красавицам».

- Как мы можем это узнать?

• Из книг, журналов;

• Спросить родителей, бабушек;

• Спросить у специалистов;

• В энциклопедии;

• В СМИ;

• Наблюдения собственные;

• Интернет.

2 этап «Подготовительный»

Задача: Создать условия для реализации познавательной деятельности.

На данном этапе была организована развивающая среда таким образом, чтобы мотивировать детей на самостоятельный поиск информации и отражать ее в разнообразной деятельности (рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книги, поделки, фотографии) .

Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и художественная литература, просмотр телевизора, экскурсии с родителями в бор, работа с журналами. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по темам «Время», «Зеленая красавица круглый год».

Знакомство с литературными произведениями: «Снежная королева», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев».

Разучивание стихов: Р. Кудашова «В лесу родилась елочка»; З. Александрова «Елочка», «Птичья елка»; В. Берестов «Елочный шар»; И. Токмакова «Тихо ель качается».

Прослушивание аудиозаписи: Антонио Вивальди «Времена года» (запись 1972 года) .

Просмотр мультфильмов: «Снежная королева», «Щелкунчик», «Вот какое наше лето», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев».

Сотрудничество с семьями воспитанников:

- Консультации для родителей «как привить любовь к природе»;

- Папка - раскладушка «Как научить ребенка ориентироваться во времени»;

- Родители с детьми подготавливают плакат и рассказ о новогодних традициях разных стран мира;

- Создание мини музея «Город часов»;

- Помощь в подборе литературы;

- Поделки на конкурс ДОУ «Зеленая красавица»;

- Совместная работа в подготовке к новогоднему празднику.

Выход проекта:

Данный проект был завершен привлечением родителей в совместную деятельность с детьми. Каждый сделал дома рассказ и плакат о новогодних традициях разных странах мира. Далее сделали конкурсные поделки «Зеленая красавица». Создан мини музей «Город часов» (собираем музей часов; изготавливаем и ведем часы «Частей суток», «Дней недели», «Времени года»). В группе проводилась театрализованная деятельность «Времена года» с чаепитием. Утренник новогодний «Проделки лесной нечисти».

Выводы

Работая по данному проекту, я пришла к выводу, что моя работа велась целенаправленно и планомерно. Задачи по формированию элементарных представлений о времени и экологического сознания по охране хвойных деревьев, можно считать выполненными, так как:

1. Знания детей о времени и живой природе выросли;

2. Дети готовы охранять и защищать лес.

3. Укрепились знания цикличности времени (часы, части суток, дни недели, время года, месяца) ;

4. Знания и умения детей приобретались в активном познавательном поиске. Благодаря этому у детей возрос интерес к окружающему миру, желание узнавать новое, в ходе работы обогатился словарный запас слов, усовершенствовался грамматический строй речи.

5. Совместная творческая работа позволила вовлечь родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детским садом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...

Экологический практико-ориентированный проект «Весенний круговорот»Для детей старшей группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20216823","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"503","width":"671"}}]]...

Конспект детско-родительского проекта по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста «Кто любит спорт, тот здоров и бодр»

Детско-родительский проект с использованием здоровосберегающих технологий для детей старшего возраста...

Детско-родительский проект по формированию культурно-гигиенических навыков 2 младшей группы: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Цель проекта:Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках. Формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....

Детско – родительский проект по формированию навыков здорового образа жизни «Малыши – крепыши» в группе №4 «Пчелки» общеразвивающей направленности для детей 3 - 4 лет жизни.

Детско – родительский проект по формированию навыков здорового образа жизни «Малыши – крепыши» в группе №4  «Пчелки» общеразвивающей направленностидл...

Педагогический проект Тема «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени и часах»

Мудрое распределения времени есть основа для деятельности.Я.А. КоменскийВ современном обществе всё построено на точном расчёте времени. Дети уже в возрасте около четырёх лет познают свойства вре...