Оригами из бумаги для детей
консультация (старшая группа) по теме

ПАНОВА ИННА НИКОЛАЕВНА

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

 

 

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий), совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Это методика способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

Оригами развивает мелкую моторику рук, а,  следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

 

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

С самого начала нужно внимательно отнестись к организации работы малыша, потому что первые кажущиеся непреодолимыми трудностями могут надолго охладить пыл ребенка и, что хуже всего, подорвать его уверенность в себе. Скорее всего, без вашей помощи ребенку не обойтись, будьте рядом с ним:

• начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой;

• получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого;

• не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше;

• применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь;

• очень важен индивидуальный подход, и если малыш еще не готов к занятиям, то на некоторое время их следует отложить;

• помните, что занятие не должно длиться более 30 минут;

• между занятиями по оригами не должно быть большого перерыва, но также не следует и перенасыщать досуг складыванием – достаточно заниматься один раз в неделю;

• до занятия необходимо приготовить бумажные квадраты нужного размера и цвета, убедиться в том, что место работы удобно для ребенка и хорошо освещено;

• он должен удобно сидеть за столом;

• можно использовать обычные тетрадные листочки, но лучше купить набор цветной бумаги;

• объясните ребенку значение условных значков, если он сам еще плохо читает или ему трудно воспринимать чертежи;

• обратите внимание, что голова и туловище некоторых поделок складываются отдельно, после чего их можно склеить;

• демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребенка и отсутствия отвлекающих факторов – в состоянии эмоционального комфорта;

• при малейшем проявлении потери интереса к процессу складывания занятие следует прервать и выполнить простейшие физические упражнения или пальчиковую гимнастику с использованием потешек, не следует забывать и о гимнастике для глаз и пальчиков, например:

Наши пальцы не ленились,

Над фигуркою трудились.

Уголочки загибали

И немножечко устали.

Мы легонько их стряхнем,

Снова складывать начнем.

• начиная с первого занятия, действия ребенка следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного складывания обратить его внимание на это, попросить исправить ошибку или допущенную неточность;

• старших дошкольников постепенно можно приучать к складыванию по чертежам, но при этом обязательно надо учитывать готовность каждого ребенка к такой деятельности и начинать с освоения простейших обозначений.

В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Условные знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине ХХ века. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит «изобретать велосипед» и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки:

ПРИЕМЫ СКЛАДЫВАНИЯ

Для записывания того или иного приема знаки могут сочетаться между собой; чаще всего это стрелки со знаками линий.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРИГОТОВИТЬ для занятий по «оригами»

Белая и цветная бумага

Известно около 600 видов бумаги, многие их которых пригодны для складывания самоделок. В основном используют писчую бумагу – из нее делают тетради, блокноты, конверты. Бумага эта прочна и хорошо сохраняет форму. Объемные игрушки хорошо получают из плотной бумаги: бархатной, ватмана, рисовальной. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Можно также использовать газеты, обертки от конфет, журналы. Такая бумага сделает композицию более выразительной. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета (зеленый – лягушка, елка; оранжевый – белка, лиса и т. д.) . Обрезки бумаги лучше не выбрасывать, а использовать как дополнения и украшения.

Ножницы

Желательно взять ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. По длине ножницы могут быть различной длины (от 10 до 20 см). При использовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать ножницами, передавать ножницы за сомкнутые лезвия, класть ножницы на стол так чтобы они не свешивались со стола и не упали кому-нибудь на ноги. После работы ножницы убирать в коробки или в подставки кольцами вверх.

Клей

Для некоторых поделок нужен клей, лучше всего использовать клей ПВА, можно использовать клей в виде карандаша, он не оставляет на бумаге желтых следов инее деформирует поделку.

Кисточки

Следует подготовить кисточки разных размеров. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки, если деталь объемная и ее надо приклеить на какую-то основу, то подойдет кисточка большего размера. После работы необходимо тщательно промыть кисточки. Хранить кисточки лучше в вертикальном положении, ворсом вверх.

Салфетка

В некоторых случаях, когда поделку предполагается конструировать с использованием клей, следует заранее приготовить салфетку для промокания места склеивания детали. Салфетка должна быть чистой, легко впитывающей влагу, мягкой по фактуре. После салфетку необходимо постирать и высушить.

Цветные карандаши или фломастеры

Некоторые поделки после складывания необходимо украсить: нарисовать глаза, нос у фигурок животных; раскрасить коробочки; нарисовать чешуйки у рыбок и т. д. Особенно пригодятся карандаши, и фломастеры, если фигурка выполнена из бумаги белого цвета.

УПРАЖНЕНИЙ ПО ОТРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СКЛАДЫВАНИЯ

Научившись конструировать игрушку, ребенок может легко показать, как все складывать. А вот описать словами как он это делает, ребенку трудно. Поэтому очень важно научить его проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию.

Прежде чем приступить к конструированию игрушек, необходимо с ребенком отработать самые простые приемы складывания квадрата. В первую очередь надо научить ребенка аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. .

Совет родителям.

С детьми от 4 до 5 лет рекомендуется выполнять первые 2 упражнения, так как поделки для этого возраста основаны только на этих приемах складывания. Упражнения складывания необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами:

• где угол квадрата?

• где нижняя сторона (верхняя, левая, правая?

• где диагонали? и т. д.

Практические действия, дополненные объяснениями, способствуют более эффективному усвоению приемов складывания.

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ ОРИГАМИ

В основе любой поделки лежит определенная заготовка – базовая форма. Она имеет свое название. Когда малыш научится складывать базовую форму, он сможет быстрее сориентировать в изготовлении любой фигурки и усвоить приемы ее конструирования.

Наиболее распространенные следующие базовые модели: .

ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ

1. Заготовки для поделок дошкольников должен готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упруго, хорошо сгибаться, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на столе.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми и т. д.

7. Линии сгибов изделия должны в процессе проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Многие фигурки известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки – базовые формы. Например, фигурки гуся, ослика, слона сделаны на основе базовой формы «воздушный змей», а фигурки лебедя, бабочки, жука сделаны на основе другой базовой формы – «двойного треугольника».

Поделки для детей 4-5 лет основаны на одной базовой форме – «треугольнике». Дети 5-6 лет осваивают приемы складывания на основе нескольких базовых форм: «треугольник», «двойной треугольник», «конверт», «воздушный змей».

В 6-7 лет детям доступны более сложные базовые формы.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на эту деятельность, ему можно предложить стихи, загадки, потешки и др. Слушая загадки, ребенок воображает себе происходящее событие. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка еще больший интерес.

 

Нет сомнений в том, что каждый из Вас заинтересовался Оригами как продуктивной деятельностью, которая способна стать значимой в развитии Вашего ребенка. ..Этим увлекательным делом можно заниматься с детьми где угодно: дома, на даче, в поезде и т. д.Желаю успехов!!!!