Статьи для родителей
консультация (средняя группа) по теме

Сидоренко Татьяна Владимировна

На прием к логопеду: 1.Статья "Стоит ли ждать пятилетнего возраста? (Или в каком возрасте нужно обращаться к логопеду?)

2."Коррекция звукопроизношения (этапы формирования звукопроизношения, нарушения звукопроизношения)".

3."Задержка речевого развития (Этапы формирования речи, причины задержек речевого развития).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Стоит ли ждать пятилетнего возраста?» (В каком возрасте нужно посетить логопеда?)

    «Когда нужно показать ребенка логопеду?» Этот вопрос часто задают папы и мамы, которые привели своих малышей на консультацию. Многие родители слышали, что «логопед занимается с ребенком с пяти лет» и ждут наступления «заветного возраста».  И совершенно напрасно. Часто такое ожидание приводит к тому, что теряются важные для развития речи годы, когда можно было бы помочь ребенку пополнить словарный запас, сформировать артикуляционные движения, нужные для постановки звуков речи, развить фразовую речь.
     В психологии есть такое понятие – «сензитивный период», т.е. наиболее благоприятное время для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Для речи таким периодом является возраст до пяти лет, и именно в это время занятия с логопедом принесут наибольшую пользу ребенку. Заботливым и внимательным родителям важно знать закономерности речевого развития дошкольников, регулярно консультироваться с логопедом (детской поликлиники, детского сада, речевого центра).
    Первая встреча с логопедом может состояться в конце первого года жизни ребенка. В первую очередь специалист обратит внимание на то, как у малыша  развито понимание речи окружающих. Ребенок в этом возрасте, как правило, понимает названия любимых игрушек, частей тела, лица, понимает названия действий и может выполнить простые инструкции взрослых («Помаши ручкой», «Дай мячик», «Пожалей мишку» и др.). Ребенок понимает слово «нельзя»; любит, когда с ним играют, когда хвалят его, активно общается с близкими. В самостоятельной речи малыша появляются отдельные слова («папа», «мама», «баба», «ам» и др.), звукоподражания («мяу», «би-би» и т.п.).
    Для того чтобы первые слова появились вовремя, родителям важно знать с чего начинается речевое развитие ребенка, какие психические функции необходимо развивать в первый год жизни.
    Некоторые родители считают, что речь появляется благодаря движениям губ, языка. Но, наличие артикуляционных органов у человека вовсе не гарантия того, что он непременно заговорит. Человеческая речь – результат деятельности коры головного мозга (в коре расположены особые зоны (центры), отвечающие за речевую функцию: один центр отвечает за понимание речи других людей, другой – за самостоятельную речь), а органы артикуляции только выполняют команды, поступающие от мозга по проводящим путям (черепно-мозговым нервам).
    Первые полгода жизни общение строится на эмоциональном контакте родителей с ребенком. Взрослые спокойным голосом, ласковой интонацией, мягкой улыбкой, теплым взглядом показывают ребенку, как они его любят, как рады ему. Младенец реагирует на это внимание со стороны взрослых внимательным взглядом, улыбкой и голосовыми реакциями: сначала гуканьем (короткие отдельные звуки), затем (примерно с трех месяцев) - протяжно-певучим гулением. Со стороны мамы и папы важно издавать похожие звуки, «поддержать диалог» и тогда ребенок будет с радостью повторять эти звуки снова и снова.
     С шести месяцев появляется лепет – многократный повтор цепочек слогов, напоминающий речь. Иногда родители малыша принимают лепет за «настоящую речь» и с гордостью сообщают знакомым и родственникам: «Он уже говорит!». Однако, лепет еще не речь, так как не имеет смыслового значения. Во время лепета ребенок как бы «знакомится» со своим артикуляционным аппаратом, тренирует артикуляционные мышцы, голос, дыхание.
    С этого возраста меняется и тип общения между ребенком и взрослым: от эмоционального общения к ситуативно-деловому. Теперь внимание ребенка направлено не на взрослого, а на окружающие предметы, игрушки, на действия с этими предметами. А задача взрослого – показать, какие действия можно выполнять с предметами, сформировать у ребенка познавательный интерес. Выполняя действия с предметами, рассматривая игрушки взрослый комментирует все происходящее: «Вот собачка. У собачки глазки, уши, нос. Вот хвостик. Собачка побежала: топ-топ. Собачка лает: ав-ав… ». Сначала малыш обращает внимание только на предмет, тянется к нему, но постепенно, при многократном повторении ситуации, начинает прислушиваться к слову, делает попытки повторить слово за взрослым. Таким образом, формируется понимание речи, закладывается, так называемый, пассивный словарный запас ребенка. Известный отечественный исследователь детской речи А.Н Гвоздев писал о том, что малышу надо не менее 100 раз услышать новое слово, прежде чем он произнесет его самостоятельно. Учитывая эти особенности развития речи, родители должны понимать: разговаривая с ребенком первого года жизни, комментируя бытовые ситуации («Давай помоем ручки. Включим теплую воду. Вот какая сильная струя бежит. Сначала намылим одну руку, теперь вторую. Давай смоем мыло водой.» и т.п.), вы, таким образом, создаете базу, фундамент для появления первых слов и становления речи в целом.
    На консультации логопед подскажет родителям, как общаться с ребенком, чтобы его словарный запас пополнялся. Научит простым играм для развития моторики пальцев рук и всего тела, восприятия и внимания малыша.
    Следующий визит к логопеду можно нанести ближе к трем годам, когда у ребенка формируется фразовая речь. В этом возрасте словарный запас ребенка может насчитывать до 1000 слов. Преимущественно, это слова обозначающие названия предметов. Меньше – глаголов, прилагательных. Ребенок называет четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), величину предметов (большой, маленький), форму (круг, квадрат, треугольник). Примерно с двух лет в речи ребенка происходят важные изменения – он постепенно овладевает грамматическими формами родного языка. Ориентировочно к 2,5 годам в самостоятельной речи малыша возникают существительные в винительном, предложном, дательном падежах. К трем годам ребенок постепенно усваивает следующие грамматические средства языка:
- некоторые окончания множественного числа существительных,
- изменение глаголов по лицам, числам, по времени и родам;
- используют предлоги В, НА, ПОД и др.
    Надо отметить, что путь освоения ребенком родной грамматики долог и труден. Часто в речи присутствуют грамматические ошибки, поскольку дети, усвоив одну грамматическую категорию, переносит ее и на другие слова: «стол - столы» - «стул - стулы»; «в доме – в носе» и т.п. В таких случаях важно не повторять «ошибочные варианты», не смеяться над речью ребенка, а спокойно подсказать правильный вариант слова и попросить малыша повторить.
    В этом возрасте у ребенка уже сформирован фонематический слух – способность воспринимать и различать звуки родного языка. Благодаря этому, ребенок может различать на слух близкие по звучанию слова: крот – рот, кошка – кашка, мишка – шишка и т.п.
    Четче становится произносительная сторона речи ребенка. К трем годам он правильно произносит гласные звуки, простые по произношению согласные: П-Б, Т-Д, Ф-В, К-Г-Х, М, Н; четко произносит односложные слова («дом», «кот»), двусложные слова («нога», «киска»). В этом возрасте допустимо смягченное произношение согласных, замена сложных по произношению согласных на простые («кошка» – «коска»), отсутствие некоторых согласных («рыба» - «.ыба»). А вот что должно насторожить родителей, так это искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты). Такие дефекты самостоятельно не исчезнут, преодолеть их можно только на логопедических занятиях.
    На консультации логопед подскажет задания для развития фразовой речи, пополнения словарного запаса.     Необходимо отметить, что коррекция нарушений произношения не является ведущим направлением работы с детьми раннего возраста. Логопед научит вас простым упражнениям, формирующим начальные артикуляционные движения,  а вот постановкой и автоматизацией нарушенных звуков займется, когда ребенок станет постарше.
    Во многих речевых центрах сейчас организуют группы раннего развития, где наряду с малышами занимаются и мамы. Смело отправляйтесь в такую группу, особенно если у вас «домашний» ребенок, не посещающий детский сад. Не забывайте, что для гармоничного развития дошкольнику необходимо общение со сверстниками.
    Следующий важный возраст для посещения логопеда – от четырех до пяти лет. На этом этапе совершенствуется произносительная сторона речи ребенка: формируется произношение звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Ц, появляются «трудные» звуки Л и Р.
    В этом возрасте активно развивается монологическая речь: ребенок учится рассказывать истории с опорой на сюжетные картинки, пересказывает любимые сказки, сам начинает сочинять истории.
    Важным этапом речевого развития дошкольника является формирование начальных навыков звуко-слогового анализа (умение выделить первый и последний звук в слове, сосчитать количество слогов в слове и т.д.). Систематическое выполнение подобных упражнений подготавливает дошкольника к обучению грамоте и является залогом успешного овладения письмом и чтением. Поэтому со стороны родителей будет разумным обратиться к логопеду не за несколько месяцев до поступления ребенка в школу, в именно сейчас, чтобы четырех-пятилетний дошкольник имел достаточно времени «подправить» произносительные недостатки, освоить навыки звуко-слогового анализа, развить связную речь.
    Как видите, на любом этапе развития дошкольника может потребоваться помощь логопеда, а стало быть, не теряйте времени даром, приходите на консультацию к специалисту и активно участвуйте в работе по развитию речи вашего ребенка.   

Статья: «Коррекция звукопроизношения» (Этапы формирования звукопроизношения, нарушения звукопроизношения)


    
В 4, 5 – 5 лет звукопроизношение ребенка должно быть сформировано полностью.  Для совершенствования звукопроизношения ребенка очень важен слух - от него зависит уточнение артикуляции звука. Уже с двух лет ребенок может различать звуки речи на слух и пытается подражать этим звукам. В 3-4 года малыш уже может слышать разницу между собственным произношением звука и его произношением взрослыми, что и позволяет ему стремиться исправить свое произношение.  Артикуляторные возможности ребенка формируются постепенно. Ребенок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста не может овладеть их правильным произношением. Произношением достаточно сложных по артикуляции свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков ребенок овладевает в возрасте от 3 до 4 лет. Позднее всего ребенок овладевает произношением самых сложных по артикуляции звуков - Р и твердого Л. До этого времени дети, как правило, заменяют эти звуки на более простые по артикуляции, но существующие в русском языке звуки (например заменяет Р на Л – лакета, вместо ракета, Ч на ТЬ –тяйник вместо чайник, С на Ш – сапка вместо шапка и т.д).  По мере совершенствования речевого аппарата ребенка звуки-заменители постепенно превращаются в нормативные.  Таким образом, до 4 -4,5  лет звукопроизношение всех без исключения детей несовершенно. Часто это обстоятельство усыпляет бдительность родителей и даже некоторых специалистов, которые все списывают на возраст и полагают, что до 5-6 лет о правильности звукопроизношения у ребенка беспокоиться рано. Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать? Любые недостатки звукопроизношения после 5 лет уже нельзя считать нормой. К этому возрасту ребенок уже не только должен уметь различать на слух все звуки речи и улавливать возможные недостатки звучания, ему должны быть доступны и все тонкие движения речевых органов, необходимые для произношения самых сложных по артикуляции звуков. Если к 5 годам у ребенка есть нарушение звукопроизношения, значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе анализаторов. И в более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться особенности в произношении звуков, которые выходят за пределы возрастных и являются дефектами в полном смысле этого слова. В этом случае вместо обычной для нормального развития речи замены сложного звука на более простой ребенок может произносить этот звук искаженно, каким-то необычным образом (горловое произношение Р, межзубное или боковое С и т.д.). При нормальном строении артикуляционных органов и нормальной их подвижности такого рода особенности произношения звуков не встречаются, за исключением случаев, когда ребенок подражает кому-либо из взрослых. И поскольку подобные дефекты в произношении звуков вызваны специфическими причинами, то не рассчитывайте на исчезновение этих дефектов «с возрастом», обращайтесь за помощью к специалистам как можно раньше.

Статья: «Задержка речевого развития» (Этапы формирования речи, причины задержек речевого развития)

Когда ребенок должен начать говорить?
•    В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.
•    В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.
•    В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все звуки, кроме "л", "р" и шипящих, задавать вопросы "где?", "куда?".
•    В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу.
Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами - это замедление темпов речевого развития. Если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам!
В чем же причина задержки речевого  развития?
1.    Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) - очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗРР.
2.    Родовая травма - чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).
3.    Перинатальная патология ЦНС - в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов.
4.    Двуязычие в семье.
Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой речи?
1.    Логопеды - помогают развить речевую мотивацию, стимулируют речевое высказывание.
2.    Неврологи - лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.
Самые распространенные ошибки:
•    К сожалению, многие родители считают что до 4 лет ребенок может не пользоваться экспрессивной речью. «Он очень смышленый, все понимает!». Родители выполняют любое желание ребенка, обозначенное жестом или взглядом. Не мотивируют ребенка на речевое высказывание. Мало с ним играют.
•    Родители не проходят своевременно диспансеризацию у всех специалистов (ЛОР, невролог, психолог).
•    Родители часто перепоручают заботу о речевом и физическом развитии няням, бабушкам.
•    Родители говорят в семье на нескольких языках.




Предварительный просмотр:

Задание на лето

Дидактические игры:

  • Пазлы, конструкторы, мозаики
  • Разрезные картинки
  • «Сложи по образцу» (из счетных палочек или спичек)
  • Лото, домино тематические
  • «4 лишний»
  • «Найди по описанию», «Угадай по описанию»
  • «Когда это бывает?» (времена года и части суток)
  • «Так бывает или нет?»
  • «Назови одним словом» (обобщения знакомых родовых понятий)
  • «Подбери пару» (береза -…(дуб), мяч – …(кукла) и т.д.)
  • «Назови дальше» (овощи - это капуста, …, … и т.д.)
  • «Назови 3 части предмета» (чайник: носик, крышка, донышко и т.д.)
  • «Найди отличия» (чем отличаются картинки)
  • «Из чего сделано?»
  • «Как мы одеваемся? (по временам года)
  • «Найди такой же предмет»
  • «Что изменилось, чего не стало?»
  • «Цепочка слов» (повтори 2-4 слова по порядку и в обратном порядке)
  • «Считай правильно» (считать предметы до 5)
  • «Чего больше, чего меньше, сделай поровну»
  • Классификация предметов (разложи картинки по группам: овощи, фрукты, одежда и т.д.)
  • «Какой формы предмет?» (круглый, квадратный, треугольной, овальный, прямоугольный)
  • Раскрашивание, не выходя за контур
  • Обводка по контуру предметных рисунков, по пунктиру, через  кальку, обводка по фигурной линейке и пр.
  • Загадки
  • «Один - много» (яблоко -… яблоки)
  • «Много-один» (огурцы - …огурец)
  • «Жадина» (шарф - …мой шарф, шапка -…моя шапка)
  • «Прятки» (мяч -…нет мяча, кукла - …нет куклы)
  • «У кого кто?» (у коровы -… теленок и т.д. животные и птицы)
  • «Узнай, кто позвал» (кря-кря - …утка и т.д. животные и птицы)
  • «Поймай звук» (хлопни, если услышишь в слове звук «м» и т.п )
  • Отхлопывать слова по слогам, протяжно повторяя слоги вместе со взрослым. Ответить, сколько слогов в слове (1, 2, 3)
  • Составь предложение по опорным словам (Кошка, стул – Кошка сидит на стуле и пр.)
  • «Добавь словечко» (закончить предложение)
  • Ответь на вопросы по сюжетной картинке, серии картин, рассказу
  • Составь небольшой описательный рассказ по образцу (цвет, размер, форма и пр.)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Читать детям сказки, слушать аудио сказки и рассказы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

Статья научных публикаций воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Фендик Ольги Кирилловны. Статья для родителей младшей группы. Адаптация ребёнка в детском саду.

Статья научных публикаций воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Фендик Ольги Кирилловны. Статья для родителей младшей группы. Адаптация ребёнка в детском саду....

Статья для родителей " О добрых дошкольниках или как помочь ребёнку стать добрым"

Дети, также как и взрослые,  все разные, со своими характерами, реакциями на ситуацию и т.д. В этой небольшой статье рассказывается о том, как по-разному реагируют на ситуации и ведут себя ...

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Одними из самых важных качеств человека являются отзывчивость и доброта. Задача любого родителя – научить чадо открыто контактировать с другими людьми.      ...

Статья "Как стать лучшим родителем".

В статье раскрываются вопросы: " Как воспитать своего ребенка правильно, как сделать его здоровым, хорошо воспитанным, добрым, спокойным и любящим человеком?" Рассказывается насколько важно ...

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Одними из самых важных качеств человека являются отзывчивость и доброта. Задача любого родителя – научить чадо открыто контактировать с другими людьми.         Как...