Методические рекомендации "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей"
учебно-методический материал по теме

Максимова Екатерина Андреевна

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

В воспитании дошкольников необходимо широко использовать фольклор, который способствует не только формированию эмоционально-положительного отношения к миру, но и познавательному развитию, развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_pro_ustnoe_tvorchestvo.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД РОССИЙСКОЙ ГИМНАЗИИ

ПРИ  ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Педагогический совет № 4

Тема: «Приобщение детей к русской культуре»

Тема доклада: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»

Докладчик: Максимова Екатерина Андреевна

2014

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

В воспитании дошкольников необходимо широко использовать фольклор, который способствует не только формированию эмоционально-положительного отношения к миру, но и познавательному развитию, развитию речи.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть каким будет урожай (что было для них жизненно-важным), «угадывать» погоду на ближайшее   время, находить дорогу домой. Знание и использование примет в повседневной жизни помогает развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В работе с детьми можно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

    Если зимой вечером на небе много звёзд, жди на следующий день мороза.

    Кошка скребёт пол - жди метели.

    Утром нет росы на траве - жди дождя.

    Воробьи купаются в пыли - к дождю.

    Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнётся дождь.

Наблюдения, связанные с приметами, можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле.

Заклички и приговорки обычно произносят, когда что-то делают (например скачут на одной ноге); обращаются к кому-то (например к мышке - чтобы дала новый зуб вместо молочного) и т.п. Заклички и приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

Когда идёт дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»:

«Дождик, дождик пуще, Дам тебе гущи,

Выйди на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай.

Сколько хочешь поливай»

Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко:

«Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретёшечко,

Насыплю горошка»

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «Предугадать» погоду: если она улетит-к вёдру, если будет ползать по ладони - жди дождя.

«Коровушка, бурёнушка,

Завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Вёдро или ненастье?»

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.

«Весна-красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок»

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром. Например, при показе иллюстраций лошадей различной масти читается потешка:

«У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь - пегая,

Мимо двора бегала.

Другая - гнедуха,

Уши с голодухи.

Третью - савраску

Свёл со двора Тараска,

А четвёртый - соловой

Его давит домовой

Сиди, Ерёма, дома»

Дети рассматривают иллюстрации и определяют какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая -красновато-рыжая с чёрным хвостом и чёрной гривой, савраска -желтоватого цвета с чёрным хвостом и чёрной гривой, соловая - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (маленькие сказки в стихах), которые приближают окружающий мир, делают его реальным и понятным. Среди прибауток много небылиц. Их используют для игр типа «Бывает - не бывает».

«А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Чтобы веник раскудахтался,

Поварёшка бы утят высидела?

А и где же это слыхано?

Журавлюшко всю ночь проходил,

Он насилу жеребёночка родил!

Ну, а уточка - телушечку,

Ну, а курочка-бычка, бычка!

Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире. Старшие дошкольники не только определяют что не так, но и объясняют как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

«Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушки нажну!

Кушай  вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Бурёнушка моя!»

Пословицы и поговорки для детей надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

Апрель водой славен, почками красен.

Для проверки пословицы «По семенам - всходы» дети проводят два опыта.

Первый позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: по форме, величине и т.д.

Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбирается пословица - «От худого семени не жди доброго семени».

Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, ритмически организованного описания чего-либо.

Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать  в трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество в развитии речевой активности детей".

В статье раскрывается значение устного народного творчества в развити речи детей. Потешки, загадки, пословицы, поговорки помогают детям овладеть словарем и грамматикой, что в дальнейшем поможет детям ...

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Тема: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей детского сада».

Произведение устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.   Знакомство с потешками у ...

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей....

"Устное народное творчество в развитии речевой активности детей"

С 2011  по 2014 год я взяла тему по самообразованию "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей".  В течении трех учебных годов я более углубленно изучала материалы по эт...