«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ».
консультация (старшая группа) на тему

Григорьева Наталья Сергеевна

"Логопедические домашние задания.Традиции и современность"

Консультативный материал по выполнению домашних заданий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom.zadaniya.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ».

Григорьева Н.С.  учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 90 г. Иркутска

Журавлёва Е.В.  учитель-логопед

    МБДОУ детский сад № 3 г. Иркутска             

       Сотрудничество логопеда и семьи определяет общий успех коррекционного обучения. Важно в самом начале учебного года объяснить родителям, что ребёнок получает индивидуальную коррекционную помощь 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия мам и пап в исправлении речи своего малыша. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям.

Логопедические домашние задания – это различные виды заданий, направленные на закрепление в домашних условиях у детей знаний, умений и навыков, приобретённых ребёнком на фронтальных и индивидуальных занятиях по лексике, грамматике, чтению и звукопроизношению (т.е. на всех направлениях развития его речи предусмотренных программным содержанием).

Опыт работы в ДОУ позволил сформулировать основные требования к выполнению заданий логопеда в домашних условиях:

- задания служат цели закрепления изученного материала;

- в домашнюю работу не должны включаться задания по изучению нового материала;

- каждое задание должно сопровождаться подробными инструкциями по его выполнению;

- для каждого из родителей цель выполнения каждого задания должна быть абсолютно ясна;

- при составлении задания логопед должен учитывать принцип ведущей деятельности;

Каждое задание состоит из трёх частей:

1. Индивидуальное - по формированию навыков звукопроизношения;

2. По закреплению лексико-грамматических категорий родного языка;

3. Формирование навыков звукового анализа, синтеза и навыка чтения (в зависимости от уровня подготовки ребёнка).

Одним из условий продуктивной работы с родителями является наличие в тетради и коробке с диском каждого ребёнка следующей памятки.

Правила работы при выполнении заданий логопеда.

1.   Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник.

2.   Домашнее задание ребёнок выполняет под руководством родителей в течение 10-15 мин. 2-3 раза в день. При работе за компьютером необходимо придерживаться следующего регламента: 7-10 мин. Не более 3 раз в неделю.

3.   Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

4. Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

5. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда.

6. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка.

7. Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации, т.е. поставлен, вам нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

8. Выполнению домашних заданий постарайтесь придать игровую форму.

9. Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и вас определит общий успех коррекционного обучения.

10. Приучайте своего ребенка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью).

При подготовке домашних заданий мы использовали как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, в ходе которых применяли компьютерные технологии.

Традиционные логопедические домашние задания.

1. Индивидуальное задание по формированию навыков звукопроизношения. Карточки с различным текстовым материалом в соответствии с этапом автоматизации звука.

Для формировании навыков звукопроизношения можно использовать комплект «Домашних логопедических тетрадей» (1).

2. Задания по закреплению лексико-грамматических категорий.

В домашних заданиях по закреплению лексико-грамматических категорий и развитию связной речи можно использовать пособие Н.Э.Теремковой (6), которое поможет разнообразить занятия и избавит от необходимости искать иллюстративный материал. К этим тетрадям можно использовать дополнительные карточки для более серьёзной подготовки ребёнка по лексической теме.

3. Задания по закреплению навыков звукового анализа, синтеза, а также навыка чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).

Многие родители делают ксерокопии карточек и используют их для повторения и закрепления материала (в поездке, во время отпуска или болезни).

Нетрадиционные логопедические домашние задания.

При проведении анкетирования и в ходе родительских собраний было выяснено, с какими трудностями сталкиваются мамы и папы при выполнении домашней работы с ребёнком. Так, родителям трудно запомнить все тонкости артикуляционных упражнений, организовать и увлечь ребёнка при выполнении домашних заданий.

Одной из главных целей, стоящей перед логопедом – формирование у детей правильного звукопроизношения.

Поэтому в одну из первых консультаций для родителей, необходимо провести занятия по обучению их приемам проведения артикуляционной гимнастики, где учитель-логопед сначала сам, а потом с ребёнком демонстрирует артикуляционные упражнения.

Можно сделать видеозапись артикуляционных упражнений, выполняемых детьми. В домашней обстановке родители могут просмотреть их, и с учётом замечаний логопеда контролировать выполнение упражнений ребёнком более осознанно.

С учётом требований СанПиН 2.4.1.2660-10 можно подготовить задания и игры с использованием компьютерной программы «Microsoft Power Point» для автоматизации различных звуков, задания по лексике грамматике, по профилактике дисграфии и дислексии.

Использование этой программы даёт возможность выполнять логопедические задания в занимательной форме, что помогает решить сразу несколько задач:

- стимулировать желание ребёнка самому активно участвовать в учебном процессе;

- исправлять звукопроизношение;

- расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков;

- повышать познавательную активность и работоспособность детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Составление заданий и игр с помощью программы «Microsoft Power Point» выбрано не случайно.

Так, в домашнем задании используется необходимый наглядный материал, красочно оформленный материал, что помогает активизировать процессы восприятия, внимания и памяти дошкольника.

Дети выполняют задание совместно с родителями, контролирующими произношение и ответы ребёнка, а также количество времени, проведенного им за компьютером.

Программа достаточно мобильна,  так как, создав большую базу картинок по темам и на определённые звуки, логопед может очень быстро изменить задание для каждого ребёнка.

Помимо собственных разработок, большую помощь в создании домашних заданий оказали пособия В.В.Коноваленко (2), И.Л.Лебедевой (3), Е.В.Мазановой (7), Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой (8).

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Азова  Е.А, Чернова О.О. Домашние логопедические тетради для детей 5-7л. М,2010.

2.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В, Автоматизация звуков у детей. М, 2007.

3. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг. М, 2008.

4. Новосёлова С.Л, Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М, 1997.

5. СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». М, 2010.

6. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. М., 2007.

7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий. М. 2007.

8. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой. От звука к букве 3,4 часть. ООО Балас, 1999, 2003.