Познавательно-творческий проект по речевому развитию «Здравствуй, осень, в гости просим!»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Васильева Наталья Николаевна

Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз при подготовки материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, ег память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_proektu_osen_1_chast.docx23.97 КБ
Файл osen_ch_2.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Познавательно-творческий проект по речевому развитию

                                                      «Здравствуй, осень, в гости просим!»

                                                         Подготовительная группа №9

Продолжительность: 3 недели

Сроки проведения: 15.09.2014г. по 03.10.2014 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 6 — 7 лет.

Актуальность проекта:

В образовательном процессе подготовительной к школе группы компенсирующей направленности не предусматривается глубокое знание объектов осени. А частое наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед для детей данного возраста, становится простым и обыденным.

А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, что намного эффективнее остаётся у детей в памяти гак как задействованы все виды восприятия.

Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке.

Пусть ознакомление с художественной литературой и изобразительным творчеством при помощи мультимедиа требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз при подготовки материала, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, ег память и наблюдательность, дает первые представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

В условиях образовательного процесса в ГБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, азвиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

Цель проекта:

  1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень, осень, в гости просим!».
  2. Расширять представления детей об осени, как времени года.

Задачи:

  • Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами, с цветовой гаммой, присущей осени;
  • Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
  • Систематизировать знания детей по теме «Осень».
  • Формировать лексико-грамматические категории.
  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
  • Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать связную речь.

Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства. Показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на осенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере картины «Золотая осень» И.И. Левитана, В.Д. Поленова,

И.С. Остроухова.

Воспитывать языковое чутьё, желание говорить правильно и красиво;

Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания.

Создать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов;

Пути решения поставленных задач:

Закрепить знание детей о сезонных изменениях в природе;

Развивать связную речь - использовать в ответах и рассказах сложноподчиненные предложений (потому что), сравнительные обороты речи.

Развивать фонематический слух - различать и воспроизводить Звуки природы, отличающиеся друг от друга по принципу глухости - звонкости.

Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитывать в детях бережное отношение к окружающей среде.

Развивать артикуляционную моторику - подвижность губ, нижней челюсти при помощи проговаривания поговорок и скороговорок.

Учить соблюдать правила подвижной коллективной игры.

Развивать логическое мышление - учим детей отгадывать загадки, выстраивать логические цепочки, играя в игру «Закончи предложение».

Учить создавать индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные композиции, используя различные материалы и способы создания изображений;

Осень в музыке. Познакомить детей с шедеврами классической музыки и современной песни на тему осени и окружающего нас мира.

Осень в литературе. Познакомить детей с произведениями писателей и поэтов, восхвалявших природу осенью, баснями, русскими народными песнями.

Содержание проекта в музыкальном воспитании:

Исполнительская деятельность.

Разучивание стихов об осени.

Разучивание инсценировок.

Творчество и импровизация:

Импровизация танца

Предварительная работа.

Разучивание стихотворений и слов к инсценировкам. Проведение досуга с использованием видео об осени.

Отражение этой темы в творчестве художников и композиторов.

Работа с родителями:

Создание папок передвижек для родителей в группе.

Итоговое мероприятие:

Досуг « Золотая Волшебница Осень» (образовательная область «Художественноэстетическое развитие» и «Познавательное развитие»

Используемые образовательные технологии:

 

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

 Коммуникативные игры

Технология музыкального воздействия

 Технология познавательного развития

Технология воздействия живописью

Содержание и этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей. Инициатор воспитатель.

2

Планирование

  1. Составление «Системной паутинки виды деятельности, направленные на реализацию проекта, базовые знания - осень в литературе, осень в искусстве, осень в музыке, осень в городе, в лесу)
  2. Планирование конечного продукта. В данном случае - досуг « Золотая Волшебница Осень». Совместная деятельность детей, воспитателей.)
  3. Календарное планирование

3

Реализация

проекта

  1. Задача воспитателя: организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта:
  2. Создание развивающей среды (оснащение центров активности);

4

Презентация

           Презентация конечного продукта. Досуг « Золотая       Волшебница Осень».

5

Завершение

проекта

            Анализ, подведение итогов

Действия по реализации проекта

Сроки

Действия по реализации проекта

Сентябрь, 3 - 4 неделя

  • Беседы с детьми и родителями;
  • Оформление информации для родителей;
  • Наблюдения в природе;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Выставка рисунков в группе

Сентябрь, 4 неделя

Проведение выставки «Осень золотая» Подготовка к итоговому мероприятию

октябрь, 1 неделя

Презентация проекта

                                           



Предварительный просмотр:

Образовательная

область

Непосредственно образовательная деятельность

 1

Социально

коммуникативное

развитие

  • Беседа, наблюдения «Наш город осенью»
  • Беседа, наблюдения «Наш детский сад осенью»
  • Беседа «Я и моя семья» (совместная деятельность ребёнка и родителей осенью: поездки в парк, на дачу, сбор урожая и пр.)
  • Беседа о труде взрослых осенью (сбор овощей и фруктов и пр.)
  • Совместная деятельность детей и взрослых в уборке территории детского сада в осенний период
  • Беседа о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода.
  • Беседа о том, как животные готовятся к зиме

2

Художественно

эстетическое

развитие

  • Рисование, лепка, аппликация: «Овощи», «Фрукты», «Царство грибов», «Рябина», «Осень», «Ежик в лесу»,«Корзина с грибами», «Узор из ягод», «Ветка с осенними листьями», «Витаминная корзина»
  • Слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского « Времена года. Осень Октябрь», Глинка «Вальс фантазия (Болдинская осень)», А. Вивальди «Времена года», скрипичный концерт «Осень»
  • Рассматривание репродукций картин И.Левитана, В.Д. Поленова, И. С. Остроухова «Золотая осень».
  • Рисование «Осень золотая» (Нетрадиционная техника рисования пуантилизм), «Поздняя осень», «Осень в городе»;

  • Лепка (коллективная) «Осенние дерево»( пластилинография)
  • Обводка и штриховка (листьев деревьев, птиц
  • и т.д.
  • Разучивание инсценировок: басня Крылова «Стрекоза и Муравей», «Гриб Боровик»

3

Речевое развитие

  • Рассматривание репродукций картин И.Левитана, В.Д. Поленова, И. С. Остроухова «Золотая осень», составление описательных рассказов по ним;
  • Знакомство с художниками;
  • Чтение стихотворения «Берёзы желтеют резьбой».
  • Чтение рассказа В. Катаева «Грибы».
  • Чтение стихотворения А.К.Толстого «Осень! Осыпается наш бедный сад...»
  • «Ранняя осень в стихах русских поэтов и в картине И.И. Левитана»
  • Чтение стихотворения А.С. Пушкина « Унылая пора! Очей очарование...», «Уж небо осенью дышало...»
  • Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
  • Загадки и пословицы об осени.
  • Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И. Соколова- Микитова « Улетают журавли»
  • Составление описательного рассказа «Птицы»
  • Сопоставление ранней и поздней осени.
  • «4-ый лишний» (лимон, яблоко, лук, ананас)
  • Цель: Закреплять умение классифицировать предметы, развивать память, мышление.
  • «Узнай по описанию» (зелёный, длинный, овальный, растёт на грядке)
  • Цель: Закреплять умение узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память.
  • «Подбери признак» (осень, какая? - тёплая, холодная, золотая, дождливая, поздняя)
  • Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
  • «Подбери родственные слова» (лес - лесной, лесник, лесничий, лесовик, лесок)
  • Цель: Учить подбирать родственные слова, обогащать словарь.
  • «Расскажи о любимом фрукте (овоще)»;
  • Цель: Закреплять умение составлять описательные рассказы.
  • Один - много» (сорока - сорок, утка - уток)
  • Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.
  • «Чей лист? Чья ветка?» (у клёна - ветка кленовая, лист кленовый)
  • Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных.
  • «Узнай дерево по листу, плоду»
  • Цель: Учить подбирать листья и плоды к деревьям, развивать память, внимание «Съедобный — несъедобный»;
  • «Соберём грибы в корзину» Цель: Обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
  • «Запомни - положи» (овощи - в миску, а фрукты - в корзинку)
  • Цель: обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
  • « Что где растёт?» (картофель - на огороде, груши — в саду)
  • «Весёлый повар» (угощение из моркови - морковное, сок из вишни - вишнёвый)
  • Цель: Образовывать прилагательные от существительных.
  • - «Из чего приготовлен компот?» (малиновый - из малины) Цель: Образовывать существительные от прилагательных.

4

Познавательное

развитие

  • Состав числа, форма, цвет, размер, материал, часть и целое, пространство и время, решение логических задач, графический диктант
  • Беседа об осенних праздниках:
  • Беседы об особенностях природы осени:
  • Конструирование кормушек для птиц
  • Наблюдения за сезонными изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём, листопадом, клумбой, деревьями и т.д.)
  • Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах

5

Физическое развитие

  • Подвижные игры :«Листопад », «Огородник», «Пугало », «Репка».
  • Игровое упражнение на мышечное расслабление «Дождь и птицы»;
  • Пальчиковая гимнастика: «Разбросала осень листья»; «Мелкий дождик моросит».
  • Физкультминутки