Консультация для родителей «Что делать, если у ребёнка речевая патология»
консультация (младшая группа) на тему

Речевое общение, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. ЧТО же ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mdou.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ВАСИЛЁК»

 Консультация для родителей

«Что делать, если у ребёнка речевая патология»

Подготовила: учитель-логопед

Воронова Е.А.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ?

Речевое общение, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. Так, например, маленькие дети обычно легко переносят заикание, а более старшие очень тяжело его переживают, так как осознают свой дефект. На, почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную речь, она должна быть отчетлива, ведь на ней формируется его собственная речь.

Но не каждый ребенок во время развития самостоятельной речи переживает период, когда при подражании слышимым словам может выполнять правильные акустико-артикуляционные связи. У детей с проблемами акустико-артикуляционных связей возникают фонетически неправильные слова. У них не развивается своевременно правильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения.

Дети с фонетико-фонематическими недостатками почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему речевому дефекту.

По этому критерию дети делятся на 2 группы:

  1. болезненно относящихся к своему речевому дефекту;
  2. безболезненно относящихся к своему речевому дефекту.

Причиной болезненного отношения к своему дефекту может быть:

  • сравнение своей речи с речью других детей,
  • насмешки детей над дефектом речи ребенка с ФФН;
  • укоры родителей и близких родственников и т.д.

Причиной безболезненного отношения к дефекту может быть:

  • неосознание своег дефекта;
  • отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка;
  • попустительское отношение к дефекту ребенка. Последнее м.б. обуслов- ленно тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут и он им не мешает, либо родители считают, что речь - это не самое главное в жизни, либо перспектива, которая уготована ими для ребенка никак, по их мнению, не связана с речевой активностью.

Установка может быть попустительской: "Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного". "Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на 4 и 5". «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает".

Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект - это проявление индивидуальности.

Возможна другая установка: "Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье так кто-нибудь говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой будут все смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!"

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание).

В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители, связывая с ребенком свои надежды, принимают на себя обязанность воспитать человека следующего поколения, который, возможно реализует их неосуществленные мечтания. Однако, близкие аномального ребенка не имеют оснований надеяться на многое. Создается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Это противоречие еще более усугубляется в случае единственно возможного ребенка в семье, когда его физический дефект может оцениваться родителями как крах всех упований.

Родительская позиция в семьях, где есть дето с нарушениями в развитии, в частности с тяжелыми речевыми нарушениями, отличается неадекватности), ригидностью и сиюминутностью, адресуется к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительской позиции в семьях с нормальными детьми, где она характеризуется адекватностью, прогностичностью, адресуется к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Все многообразие реакций родителей на появление аномального ребенка можно условно разделить на 4 основные фазы.

П е р в а я фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности. Часто длительное заболевание ребенка и последующая инвалидность, отсутствие эффекта от лечения, состояние безнадежности ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже разрушению семьи.

Нередко шоковое состояние родителей трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза. Период такого негативизма и отрицание рассматривается как в т о р а я фаза состояния семьи. Функция отрицания направлен на то, чтобы сохранить определенный уровень надежда или чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности и тревоги.

Третью фазу характеризует депрессивное состояние, связанное с осознанием истины. Чувство гнева или горечи может породить отрешение к изоляции. Это является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, их хронической фрустрации вследствие относительного отсутствия положительных изменений у ребенка, неизменности его психического и физического дефекта.

Четвертая фаза - это самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Часть родителей способна самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же, по мнению специалистов, нуждаются в психологической медицинской помощи и поддержке.

При проведении исследований среди матерей, имеющих детей с аномальным развитием выделили две группы.

Матери 1 группы отличались подвижностью, активностью. У женщин этой группы значительно усиливалась раздражительность, по малейшему поводу возникали вспышки гнева, что затем вызывало раскаяние. С годами личностные особенности матерей претерпевали характерную динамику. Женщины становились более замкнутыми, теряли интерес к окружающему, сужался круг прежних привязанностей. Они становились как-будто спокойнее, но и безразличнее.

 Матери 2 группы составляли женщины с меньшей активностью. В болезни ребенка они обвиняли медицинский персонал. Сообщение о сущности нарушений у ребенка принимали достаточно спокойно. Причиной этого могли явиться неверные представления о нарушении развития ребенка, далекие от реальности. У многих из этих матерей возникало депрессивное состояние: настроение заметно ухудшалось и появлялись приступы отчаяние.

Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка

Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредован языком.

Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачек родителей является йотирование у ребенка, потребности в общении. А для этого малышу надо ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет, чтобы мама взяла его на руки. Он тянет к ней руки, криком стремиться привлечь ее внимание .наконец ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово "неси" - и мать тут же берет его на руки.

Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребенок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом.

Как только ребенок произнес нужное слово, мама награждает его радостной улыбкой и выполняет его просьбу.

Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребенка. С шести месяцев ребенка следует учить соотносить предмет с обозначающим его словом, т.е. постепенно развивать ситуативное понимание обращенной к нему речи.

Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация звукового восприятия им развитие ориентировки в окружающем а также формирование потребности в общении.

В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие  диалогической речи (ответы на вопросы) как с опорой на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

На отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств: глубина, самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвященность в сфере логопедии (знания об особенностях речевых дефектов и о дефекте собственного ребенка), компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения и т.п.

Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того, чтобы установки родителей были адекватными, необходимо обучать их.

Лечение ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводятся к укреплению организма ребенка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо пытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка, при нарушениях аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребенка не было отвращения к еде и вырабатывался положительный рефлекс на процесс питания. Важно установить четкий режим кормления. Пища не должна быть слишком холодной или горячей. Категорически запрещается кормить ребенка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания. Иногда ребенку для улучшения процесса кормления необходимо побывать в небольшом детском коллективе.

При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним, или путем грубого насилия стараться его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражители следует убрать.

Категорически запрещается запугивать ребенка, различными реальными и мифическими "пугалами". Ребенка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребенка ноше для него Объекты, давая им соответствующие объяснения.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. Родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.