"Во что бы поиграть?"
консультация (средняя группа) на тему

Цепакина Елена Владимировна

Список игр для развития фонематического слуха и закрепления букв для детей дошкольного возраста и правил для родителей, которые хотят научить своего ребенка читать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Во что бы поиграть?

        Наши детки всегда хотят играть — это абсолютно правильно, ведь именно в игре они познают этот мир. Не нужно думать, что если дети играют, они «занимаются ерундой». Нет, в игре дети узнают и правила поведения, и особенности окружающих их предметов и явлений, и огромное количество полезной информации. Конечно, игры бывают разные. В детском садике мы достаточно хорошо выучили гласные буквы,  я предлагаю Вам несколько вариантов игр, которые помогут детям их лучше запомнить и провести время с пользой и удовольствием.

  1. «Слова». Деткам пока сложно быстро определить последний звук слова, поэтому мы играем в упрощенный вариант: я называю звук, с которого дети называют слово. Можно называть абсолютно любой звук, не только гласный. Можете играть по очереди: сначала Вы задаете ребенку первый звук слова, а потом он Вам. Можете пару раз ошибиться, чтобы ребенок Вас исправил — не бойтесь потерять его авторитет: ребенку будет приятно, что и он может чему-то научить Вас. Если эта игра пойдет быстро, можете начинать играть в слова по обычным правилам: нужно по очереди называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.
  2. «Как много слов». Предложите детям внимательно осмотреться вокруг и называть все предметы, называние которых начинается с заданного Вами звука. В этой игре возможны варианты: можете сами собрать предметы и попросить ребенка определить, почему Вы сложили их вместе, при этом ребенку нужно будет немного помочь: попросите его называть эти предметы или назовите их сами. Можете собрать предметы, названия которых начинаются с двух разных звуков, и попросите ребенка разложить их в разные места, например, на стол положить предметы, называния которых начинаются со звука [с], а в корзинку положить предметы, названия которых начинаются со звука [к].
  3. «Накорми». Мы часто играем в эту игру в группе. Волшебное животное ест то, что начинается с заданного звука. Предложите ребенку придумать, чем можно накормить это животное. При этом, дети совершенно нормально относятся к тому, что животное ест то, что в принципе не съедобно, ведь животное волшебное, поэтому есть оно может и диваны, и облака, и все, что придет в голову. Это даже весело.
  4. «Поезд». Эта игра помогает детям научиться определять место звука в слове. Мы определяем три позиции звука в слове: в начале, в середине и в конце. Поэтому в паровозе едут все предметы, называния которых начинаются с заданного звука, в среднем вагоне — те предметы, в названиях которых звук находится в середине, а в последнем — те предметы, которые заканчиваются на заданный звук. В данной игре поезд можно заменить на любой другой «составной» предмет: елка из трех веток или снеговик, шкаф с тремя полками или домик с тремя этажами.
  5. «Цветочная полянка». Мы учимся дифференцировать гласные и согласные звуки: если при произнесении звука для воздуха, выходящего изо рта, есть преграда, этот звук согласный, если преграды нет, то звук гласный. Гласные звуки обозначаются красным цветом (это красные цветы), согласные — синим (синие цветы). Мы поливаем цветы капельками с предметами, начинающимися с того или иного звука. Цветы можно заменить на любые другие предметы, окрашенные в красный и синий цвета: машинки, корзинки, домики и т.д.
  6. «Пишем на спине». Часто дети пишут буквы «в другую сторону» - в зеркальном отображении. Это связано с проблемой в пространственной ориентировке. Чтобы ее избежать, нужно задействовать не только визуальный канал восприятия, но и другие, как можно больше. В данном случае предлагается кинестетический канал восприятия: Вы пальцем пишете на спине ребенка букву, а он определяет, какую именно букву Вы написали. Пока пишите только гласные буквы, попозже можно будет начинать согласные: м, н, п, б, с, т. Вы можете предложить ребенку писать на Вашей спине. Я думаю, что Вам самим будет интересно определять буквы, кроме того, Вы проверите, правильно ли ребенок пишет.
  7. «Складываем буквы». Дома всегда много всяких маленьких предметов. Предложите ребенку сложить из них заданную букву. Кроме закрепления букв это будет развивать фантазию ребенка, он увидет, что использовать предметы можно по-разному.
  8. «Допиши». Напишите часть буквы, и предложите ребенку ее дописать. В эту игру можно играть и дома, используя бумагу и карандаш, и на улице — писать мелком на асфальте или палочкой на песке. Используйте части буквы так, чтобы из них можно было сделать несколько разных букв: а, и или у, о или э.

        В процессе игр помните несколько простых правил:

  1. Старайтесь не играть с теми звуками, которые ребенок плохо произносит. Произношение — это основа фонематического слуха. Если ребенок неправильно произносит звук, он может также неправильно его слышать, что потом приведет к ошибкам в чтении и письме — ребенок будет заменять правильный звук тем, который он привык произносить вместо него. Пока дикция не исправится, старайтесь играть с теми звуками, которые ребенок говорит хороошо.
  2. Когда Вы будете начинать играть со звуками, произносите слова с грассацией нужно звука, то есть произносите его дольше и громче других, независимо от позиции  этого звука в слове. Так ребенку будет проще его услышать и определить.
  3. Мы пока учим именно звуки, поэтому и буквы нужно называть названием звуков — не «бэ», «ша», «эс», а [б], [ш], [с]. Иначе ребенок просто запутается и потом будет читать с ошибками.
  4. Многие согласные бывают мягкие и твердые. Помните, что это два разных звука. Если Вы просите ребенка назвать, с какого звука слово начинается или на какой заканчивается, следите, чтобы он назвал Вам правильный вариант.
  5. Не заставляйте ребенка сразу начинать читать. Существует мнение, что ребенок должен начать читать, как можно раньше, но это не так. Каждый ребенок начнет читать, когда придет время. Если у ребенка будет хорошо развит фонематический слух, и чтение, и письмо для него будут простыми и понятными. Но если ребенок будет пытаться читать прежде, чем научится слышать звуки в слове, это будет для него (и для Вас) большой проблемой, которая только отвратит ребенка от этого занятия. Ребеное не будет правильно произносить звуки, будет путать их и их место в слове и при чтении, и при письме. Согласитесь, что всегда проще научиться правильно, чем потом переучиваться.
  6. Если Вы начали с ребенком читать, учите его читать по слогам, а не по буквам. Буквы, образующие слог, сначала прочитывайте отдельно, а затем обязательно соединяйте вместе. А еще следите за тем, чтобы ребенок понимал, что он читает — очень многие дети механически соединяют звуки в слова, не понимая, что это что-то означает. В этом случае помогите ребенку — произносите слово по слогам сами, постепенно увеличивая слитность слогов, пока ребенок не услышит знакомое слово. И не пытайтесь сразу читать длинные слова, вспомните свое детство: «мама мыла раму».

     Я желаю Вам удачи в освоении этой сложной науки — научить ребенка читать. Но, когда ребенок научится этому, книга станет для него огромным наслаждением!

«Чтение — вот лучшее учение!» А. С. Пушкин.