Родительское собрание "Экология и дети".
статья на тему

Барабаш Светлана Юрьевна

                              Дом под крышей голубой.

                                                Словно крыша над землёю голубые небеса,

                                                 А под крышей голубою реки, горы и леса,

                                                 Океаны, пароходы и поляны и цветы,

                                                 Страны все и все народы, и, конечно, я и ты.

                             Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.

                             Под одною голубою общей крышей мы живем.

                             Дом под крышей голубой и просторный и большой,

                             В этом доме мы соседи и хозяева с тобой.

          Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жильё,

          Потому что на планете всё моё и всё твоё:

          И пушистые снежинки, и река, и облака,

          И травинки, и росинки, и вода из родника.

Дом кружится возле солнца, чтобы было нам тепло,

Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.

Чтобы жили мы на свете не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи или добрые друзья.

    Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, а кучи мусора возвышаются выше головы. Словом, в широком и многоплановом поня­тии «экология» имеет смысл выделить тему экологии ребенка. Поняв особенности взаи­моотношений малыша и природы, мы получа­ем поистине неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, во­время обнаружить и поддержать таланты, ук­репить здоровье. Если загля­нуть в словарь, то можно увидеть, что это вто­рое значение слова «экология». А первое - «наука об отношении растительных и живот­ных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Иначе говоря, начнем с себя... Сегодня от нас с вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированости экологического мировоззрения всех людей.

    Ребёнок, он как тот родник из сказки, которую нам сейчас показали дети. Если они слышат и видят вокруг себя хорошее, доброе, чистое, то никогда не станут плохими людьми. Если вокруг звучат бранные слова, если вокруг грязь и зло, то они понимают это как должное. Дети думают, что так правильно, так нужно.

    Как неприятно идти по улице, где разбросаны банки, бутылки, пакеты. В чем же причина такой аномалии? Мне ка­жется, она кроется в некой враждебности лю­дей к окружающему миру, в хроническом раз­дражении и недовольстве, которые для очень многих стали постоянным настроени­ем, эмоциональным фоном жизни. Думаю, со

 

 

мной согласится каждый: нелегко жить с та­ким негативом в душе, нелегко жить и рядом с таким человеком.

  

    Как же помочь детям избежать этого стерео­типа и настроиться на дружелюбное, радостное восприятие окружающего? Как известно, глав­ное в нашем общении с детьми - личный при­мер. Начните день со взгляда в окно. Прекрас­но, если у дома растут деревья. Порадуемся вме­сте с малышом хорошей погоде, обратите его внимание на приметы сезона, отметьте особен­ную красоту именно этого момента: молодую листву или пушистый снег на ветках, игру света в облаках, цвет травы в лучах солнца... Даже в тоскливую сырую погоду найдите чему уди­виться или порадоваться. При полном, казалось бы, отсутствии оснований для радости: после дождей грибы хорошо растут, почва напитается влагой и даст хороший урожай, можно, наконец, в резиновых сапогах по лужам походить, кораблики попускать!

    И очень хорошо, если от наших высказыва­ний о природе у ребенка не появится ощуще­ния того, что от нее исходит какая-то угроза: не запугивайте его ветром, холодом и т.п. При­рода - друг! Если эта мысль станет главным мотивом бесед с ребенком, то будет совсем не­трудно научить его не сорить на полянках и дорожках, не убивать жуков и лягушек. Более то­го, он с удовольствием и энтузиазмом начнет наблюдать, исследовать природные явления, и это вторая интереснейшая ступень «экологи­ческого воспитания» детей. Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой - подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев; не рвать охапками цветы, не ломать деревья) .

     Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как можно больше тайн живой и неживой природы.

    С какого возраста начинать? Да хоть с рож­дения. Повести кормушку за окном и в любое время го­да она привлечёт веселых птиц. Ребёнок с удовольст­вием будет наблюдать за их суетой, и неудивительно, что первым его словом станет «тити» - «птички». Покажите, как играет котёнок. Дети любят смотреть на всё, что бегает, прыгает.

Среди книг ребенка обязательно должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюс­трированные. А с каким удовольствием малыш будет слушать расска­зы о ваших походах, о рыбал­ке.

 

     От наблюдений ребенок естественным об­разом переходит к исследованию тех или иных явлений и объектов природы, и тут у нас есть богатейшие возможности

развивать его исследовательский талант. Жизнь растений, насекомых, домашних и даже некоторых ди­ких животных, удивительные свойства обык­новенной воды, почвы, минералов - перечис­лять интереснейшие темы можно бесконечно. Выбирайте то, что интересует вас самих, и ре­бенок обязательно разделит ваши интересы. Найдите «необыкновенный» камень и рассмотрите его замысловатый рисунок. Рассмотрите  плывущие по небу облака похожие на крокодила, слона… Многие считают, что для воспитания добро­ты и душевности нужно завести дома какое- либо животное. Но само по себе присутствие хомячка или кошки в доме ничему малыша не учит. Учит наше ОТНОШЕНИЕ к жи­вотному. Если вы будете  заботиться о кошке или собаке, рассказываю ребенку, что и как нужно делать, и привлекать его к посильному участию в этой увлекательной и приятной для вас заботе о «брате меньшем» - это одно. Но если уход за домашним питомцем для вас обуза, если вы обязываем это делать ребёнка под лозунгом: «Ты просил собачку?! Вот сам и ухаживай!» - это совсем другое.

     Раздражаясь и требуя, мы лишь провоцируем еще одну волну раздражения – на этот раз от ребенка к зверьку. Ребенок мал, он не может гарантировать, что его интерес к тому или иному явлению (в том числе к воспитанию собачки) будет стойким. Вот здесь и нужен наш взрослый подход к проблеме. Заводя дома животное, м Ы.  д. о л ж н ы  п о н и м а т ь, что ответственность за него лежит на нас. Возможно, удастся пробудить у малыша стойкий интерес к этому занятию, но только добром и личным примером. За­ставляя детей «через не хочу» выполнять

не­обходимое, мы воспитываем, возможно, не доброту и душевность, а совсем, другое.

    Картины природы – сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка. В детстве, когда энергия ребёнка бьёт через край, нужно направить её в творческое русло – русло полезных дел. Общение с природой даёт для этого бесконечные возможности. Займитесь благоустройством своего двора, улицы вместе с детьми. Посадите  деревья, цветы. Пусть ребёнок почувствует себя творцом.

    Мы взрослые должны сделать детям очень важный подарок: радость выбегать босиком из дома на траву, бродить по чистому, живому лесу, строить домики в ветках деревьев и шалашики в кустах. Есть всё, что растёт и зреет на деревьях и грядках. Подарить им по-настоящему красивую жизнь.

    Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

    «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте». 

                                                                                 В.А.Сухомлинский                       

                                          Успехов Вам и вашим детям!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Родительское собрание "Здоровые дети-счастливые дети"

План проведения родительского собрания...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Здоровье детей в наших руках» средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Форма проведения: устный журнал.Цель:  Актуализация знаний родителей о сохранении и укреплении здоровья детей и обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в рабо...

Родительское собрание для детей 3-4 лет «Знакомство родителей с программой, задачами развития и воспитания детей»

Цели собрания: Познакомить родителей с программой Социокультурные истоки, задачами развития и воспитания детей.Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в обще...

Родительское собрание "Здоровые дети - счастливые дети!"

Здоровые дети – счастливые дети!Время проведения: декабрь.Форма проведения: беседа с элементами практикума.Цель: формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей, ...