Консультации для родителей
консультация на тему

Трофимова Галина Александровна

Подборка консультаций для родителей дошкольников по вопросам развития у детей коммуникативных навыков. Рассмотрение роли сказок и мультфильмов в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных качеств и навыков у детей 4-5 лет

 (консультация для родителей)

Наблюдайте за взаимоотношениями своего ребенка с другими детьми. Ему становится недостаточно общения только в кругу семьи. Родители не должны препятствовать тому, что малыш тянется к сверстникам. Огромную роль в развитии коммуникативных навыков играет посещение различных развивающих мероприятий, секций или кружков. Практически в каждом городе есть группы, в которых опытные педагоги занимаются с детьми, еще не посещающими детский сад. Как раз там их учат общаться друг с другом.

Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться. Объясните малышу, как сделать первый шаг для того, чтобы познакомиться. Возьмите его за руку и познакомьтесь с другим ребенком. Пусть это произойдет сначала с вашей помощью.

Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия. Ведь довольно часто можно наблюдать «бои» за ведерко или совочек на детской площадке. Такое «общение» может отбить охоту у более слабого ребенка («проигравшего») к установлению контактов с другими детьми. Не стойте пассивно в стороне в таких ситуациях, обязательно вмешивайтесь и сглаживайте ситуацию.

Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность и женственность.

Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное.

Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть маленькие дети. Глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых.

Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверстников из детского сада, соседских детей, друзей по кружку и т.д. Устраивайте «сладкие столы», придумывайте веселые игры, конкурсы. Но не стремитесь все время быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ему возможность проявлять самостоятельность в поступках и действиях.

Проблема общения ребенка со сверстниками продолжает волновать родителей. Как часто им бывает стыдно за поведение своего ребенка, особенно на детских площадках, в песочницах, в детском саду и т.д. Беседы с родителями, наблюдения за их взаимоотношениями с детьми показывают, что родители часто занимают две крайние позиции в развитии коммуникативных умений ребенка. Некоторые мамы и папы не утруждают себя систематическими беседами и созданием конкретных ситуаций общения; не разбирают с малышом хорошие и плохие поступки сказочных и литературных героев. Другие родители, наоборот, контролируют каждый шаг и действия ребенка. Таким образом, лишают малыша активности и самостоятельности. Обычно это приводит к тому, что в период очередного возрастного кризиса,  ребенок постарается своим поведением выйти из под такой опеки.

Причинами, мешающими развитию коммуникативных умений и навыков, являются:

1. Индивидуально невысокая потребность в общении у ребенка, с хорошо развитым вербальным интеллектом. Ему часто бывает  неинтересно общаться со сверстниками. Он будет получать удовольствие от общения с детьми старше себя или взрослыми.

2. Ребенок повторяет развитие кого-то из своих предков. Если мама, папа или кто-то из других родственников были не общительными, то не нужно требовать высокого уровня общительности у ребенка. В таком случае у ребенка нет образца поведения в ходе общения с другими.

3. Ребенку достаточно общения в своей многочисленной семье.

4. У ребенка высокий уровень тревожности.

5. У ребенка уже сформировалась определенная модель поведения в социуме.

Рассмотрим основные модели ролевого поведения ребенка в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

«Клоун» — ребенка в коллективе не замечают, не ценят. Для  поднятия своего авторитета малыш начинает паясничать. Его девиз «Пусть смеются, зато я в центре внимания».

«Добрая фея» — ребенок старается всем понравиться через подкуп. Он приносит жвачку, игрушки, конфеты и т.п. Через такое приношение ребенок чувствует себя нужным.

«Изгой» — ребенок имеет какое-то отличие от других. Дети в силу ряда объективных и субъективных причин очень жестокие. Свою жестокость в виде драки, обзывания, насмешек они переносят на непохожих деток.

«Ябеда» — ребенок с повышенной импульсивностью старается быть «хорошим» на фоне «плохого» ребенка.

 Поведенческая роль не закрепится за ребенком если:

- у ребенка будет эмоциональная поддержка в коллективе (дома, в садике, на игровой площадке);

- организовать круг общения, где ребенок будет успешным;

- не обсуждать и не осуждать в присутствии ребенка тех, по вашему мнению «не любит» и «не ценит» вашего сына или дочь.

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанный на гуманных чувствах, в семье усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами. Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребёнка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.

Особую значимость приобретает общение со сверстниками для тех детей, которые растут единственными в семье. Ведь даже самый маленький ребёнок тянется к детям, ибо это огромная его потребность. В общении со сверстниками он получает богатейшую возможность приобретения опыта, созвучного его стремлениям и интересам.

Нельзя не учитывать, что ребёнок воспитывается в различных  жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность – игра, занятия, труд, развлечения – наполняются для него особым содержанием при условии, что у ребенка есть партнёр, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях – отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем»,  пожаловаться на товарища или попытаться договориться. А постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной и оперативной согласованности.

С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей – сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективах. И это очень важно.

Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками ещё в семье.

Общение детей наполняется особым содержанием тогда, когда их объединяет интересная, насыщенная событиями жизнь. В детском саду имеются для этого все условия.

Даже  простой разговор  имеет огромное значение в установлении доверительных отношений между детьми. Ребенку важно иметь внимательного слушателя, который его понимает, поддерживает, советует, разделяет настроение.  Видя отношение  к тому,  о чем он рассказывает, ребенок получает нравственные ориентации, уточняет, что такое хорошо и что такое плохо. Он умнеет, взрослеет, набирается опыта.

А как важны детские высказывания! В них – источник изучения ребенка, уровня его интеллектуального и нравственного развития, его интересов и потребностей. По детским высказываниям нетрудно судить о семье, где растет ребенок, чему там учат его, каково его место в семейном коллективе, каковы внутрисемейные взаимоотношения взрослых, их представления о нравственных ценностях, об их отношении к труду, к окружающим людям. Многие тайники внутреннего мира ребенка и семейной педагогики предстают как на ладони.

Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе. Одновременно мы, воспитатели, стремимся приобщать детей к участию в общих делах группы: вместе выносим на участок игровой материал,  дежурим в уголке природы,  учим  стремлению  помогать  товарищу, например, застегивать непослушную пуговицу. Вскоре дети по собственному побуждению будут стараться помочь устранять непорядок в игрушках.  Особенно их трогает, когда их  называет их помощниками. Нужно это произносить так,  чтобы слышали другие дети. Так мы стараемся вселить в ребенка веру в добро, создаем желание стать лучше и одновременно вызываем у других детей положительное отношение к нему.

Иногда ребенок поступает дурно вовсе непреднамеренно, а в силу незрелости  н равственных представлений или незнания правил жизни в детском саду. В этих случаях  требуется особая чуткость и такт, умение понять мотивы детского поступка и найти правильное решение в сложной  ситуации.

Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками,  ребенок накапливал опыт саморегулирования поведения, считался с общественным мнением, приобретал навыки коллективизма.



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка состраданию?

(консультация для родителей)

Само слово сострадание в философских и религиозных кругах во все времена вызывало споры о его нужности. Одни ученые и философы говорили, что оно только отягощает жизнь человека, другие хвалили его и нарекали возвышенным духовным качеством личности. Далай Лама ХlV – представитель восточных религиозных традиций,  о сострадании говорил как о качестве, которое развивает работу ума и сознания человека и дает ему внутреннюю духовную силу.

Можно сказать, что и те и другие были по своему правы. Потому что само свойство сострадания может приносить человеку много неприятностей. Поэтому его нужно использовать аккуратно и дозировано.  Но без него мир внутренний мир человека становится сухим, однообразным и неглубоким в своих проявлениях.

Давайте теперь разберем сам термин. Сострадание несет в себе смысл присоединения к страданию другого человека, частичное или почти полное воспроизведение переживаний оппонента.  Зачем вообще нужно это качество личности? Что оно дает человеку?  Сострадание помогает понимать боль других людей, а также причины их поступков и намерений.  Оно является основным понятием морали. И помогает человеку эффективно выстраивать отношения с миром. Но само сострадание всегда несет негативный характер переживаний. Оно дает человеку возможность присоединяться только к страданию судя по составу слова, которое несет в себе основу из двух частей «со» и «страданием». Получается, что человек способен переживать страдания других людей, почти как свои, но в самом значении слова упущена возможность разделять радость оппонента.

Поэтому мы расширим этот термин и заменим его на сочувствие, сопереживание или эмпатию. Потому что важно не только уметь понимать страдание, но и искренне переживать радость за окружающих людей, которые излучают ее и пытаются поделиться ею с нами.

Откуда берется эмпатия? Эксперименты, проведенные учеными в   70-х годах 20 века говорят о том, что сопереживание это природное свойство, которое присуще всем живым существам. Но у некоторых существ оно бывает неразвитым от рождения. Но в любом случае эмпатию можно воспитать – и это основной способ ее развития. Причем вместе с сочувствием закладывается совесть человека, которая дает ему способность к нравственному самоконтролю, позволяет оценивать собственные поступки и накладывать определенные требования на свои действия и их результаты.

Причем легче всего мы умеем именно сострадать. С самого рождения ребенок сталкивается с болью, которую ему приходиться преодолевать. Эта боль может быть физической или духовной. Болит животик, режутся зубки. Это вызывает слезы и желание избавиться от неприятных интенсивных ощущений. Ребенок просит игрушку или скучает по маме, что тоже вызывает боль, но уже душевную, но не менее сильную и тяжелую.

Поэтому легче всего воспитывать у ребенка именно сострадание. То есть ему нужно дать понять, что не только он может испытывать боль, но и весь окружающий мир. Причем лучше всего, чтобы весь мир для ребенка был живой и чувствительный – игрушки, животные, растения, ну и конечно люди, прежде всего родные, те, которых он любит, к которым привязан всей душой.

Когда ребенок понимает боль и видит, что другим больно, он воспроизводит собственный эмоциональный опыт боли и чувственно понимает оппонента. А родители формируют эти чувственные образы в слова, говоря ему: «Видишь, собачке больно, она уколола лапку. Ей нужно помочь вылечить ее, чтобы ей опять стало хорошо. Она очень обрадуется и опять будет играться с ребятами в мячик». «Мама обожгла палец. Маме больно. Помоги маме подуть на палец, чтобы не было больно. Какой ты молодец! Спасибо тебе большое! Уже ничего не болит! Так стало приятно!» В этих фразах заложено не только понимание боли. Ребенка подключают к решению задачи, он учится преодолевать боль, помогая другим. Он видит результат преодоления боли. Поэтому одновременно он учится понимать боль и понимать радость от того, что боль ушла. К тому же он получает похвалу, позитивную оценку от окружающих людей и видит плоды своего труда, то есть успешный результат. Поэтому он радуется, что стало легко  маме и будет легко собачке, когда она выздоровеет. Радуется за них и гордится собой. Тем самым его желание сопереживать и помогать окружающему миру только растет и приносит все больше удовольствия.

Начало воспитания эмпатии начинает с примера. Родители сами должны стать примером для подражания. Потому что в раннем детском возрасте ребенок формирует отношение к миру с помощью родителей и их поведения. А уже потом постепенно родители подключают ребенка к непосредственному участию в каком-то событии, которое требует сочувствия.

Хорошим подспорьем в воспитании сопереживания являются сказки и другие наглядные пособия, где можно сравнить персонажей, которые не наделены сочувствием и тех, кто обладает такими свойствами человеческой натуры. В сказках явно показано, что отсутствие сочувствия ведет к окаменелости души, одиночеству, брошенности, а также к разрушению и несчастью. Через сравнение ребенок будет сам делать свой выбор и еще глубже понимать насколько важен процесс эмпатии и что он даст ему в жизни.

Однако, хотелось бы уделить внимание моменту, когда свойство сопереживания у человека работает некорректно и приносит ему вред, физические и психические болезни. Причиной этому могут стать жизненные неприятности, длительные страдания и неуспех, низкая самооценка и неверие в себя, которые приводят человека в невротическое, а чаще всего в депрессивное состояние. К этому добавляется врожденная чувствительность нервной системы и эмоциональная неустойчивость. Человек не имеет внутреннего стержня, не обладает достаточной стрессусточивостью, чтобы защититься от внешней негативной информации, границы с миром становятся слишком прозрачными и не отфильтровывают информацию, которая идет от него. В результате любая мелодрама, жалостливая история подруги действуют на человека настолько сильно, что он полностью погружается в чужое страдание, проживая его почти полностью. Тем самым он впускает в себя чужую негативную информацию и начинает жить судьбами других людей. Причем присоединение происходит именно к болезненным моментам судьбы. Как будто бы внутренняя боль человека начинает притягивать боль из окружающего мира, увеличивая свою концентрацию в сердце человека.

Чтобы ребенок в будущем не попадал в такие ситуации, нужно научить его здоровой эмпатии. Нужно научить его сопереживать боль других людей лишь частично, а не полностью. И объяснить ему, что важно не столько грустить с человеком, сколько верить в него, помогать конкретными действиями, но одновременно сохранять свое собственное спокойное состояние. Мы может сопереживать другим людям, помогать им, но нужно стараться делать это так, чтобы самим не сваливаться в вязкое болото отчаяния и боли. Потому что страдающие люди неосознанно тянут за собой своих помощников. Этого допускать нельзя, иначе помощник может оказаться жертвой страдания другого человека и сам попадет в беду. Такую информацию нужно давать ребенку начиная со школьного возраста.

И конечно, важным свойством сопереживания является умение радоваться успеху и счастью других людей искренне. Легче всего это сделать тогда, когда сам ребенок стремиться к собственному успеху, знает, что такое радость и любовь, умеет делиться ими. Тогда он будет с легкостью разделять радость других людей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.

Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.

Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.
Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух».

Подготовьте, пожалуйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».



Предварительный просмотр:

Чему учат сказки?

(консультация для родителей и педагогов)

Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.

Сказка – это маленькая модель мироздания. Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Ведь так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц. И чудо – естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит безоговорочно, а значит, верит и в сказку.

Так какие же полезные уроки может извлечь малыш под мамину сказку?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство «полцарства в придачу».
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.

Предложите малышу самостоятельно придумать сказку по определённому сценарию, запишите её в красивую тетрадку. Пусть малыш “поработает” иллюстратором для Вашей самодельной книжки. Вот увидите, как загорятся у него глазки, и сколько идей он Вам выдаст. Ведь нет сказочников лучше, чем дети.

Примерный сценарий для работы может выглядеть таким образом:
Малыш придумывает (с Вашей помощью) главного, положительного Героя, затем испытание для этого Героя. Следом черёд придумывать Волшебных помощников (людей или зверей), которые (возможно, при помощи магических предметов) помогут Герою справиться с заданием, а также тех, кто будет Герою всячески мешать (злодеев). И, когда испытание позади, можно подумать, чем наградить Героя и как наказать злодеев. 
Малышу будет приятно почувствовать себя создателем чуда и «почти настоящим писателем». А уж с каким удовольствием перечитываются потом эти самодельные книжки!!! И с каким нетерпением ребёнок хочет научиться читать! Ведь тогда он станет независим от родительского чтения, и ему уже не придётся ждать до завтра, чтобы узнать, чем закончились приключения Героя! Поэтому не стоит забывать о старых, веками проверенных сказках, которые, чего тут скрывать, интересны не только детям, но и нам, их родителям.

Ведь самое главное, чему учит нас сказка – оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.

А вы читаете деткам сказки, если ли у них какие-то предпочтения? Любят ли они слушать сказки?



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль мультфильмов в воспитании

Роль мультипликационных фильмов в воспитании ребенка в последнее время все чаще и чаще стали подчеркивать средства массовой информации, кинокритики, психологи и педагоги. Многочисленные социологические исследования говорят о том, что современные мультфильмы способны не только повлиять на поведение ребенка, но и во многом способствуют формированию его мировоззрения. В настоящее время результаты этих исследований выглядят удручающе.

В среде подрастающего поколения ощущается явное падение нравственности, снижение уровня гражданской ответственности и полное безразличие к окружающим. Все это приводит к зарождению целого общественного пласта потребителей, не желающих зарабатывать деньги, создавать семью и творить на благо общества. Они способны лишь транжирить родительский капитал, отбирать деньги у беспомощных стариков, старушек и детей, вступать в беспорядочные половые связи и прожигать свою жизнь наркотиками и алкоголем. В прошлые периоды истории в нашей большой стране тоже наблюдались подобные явления, но они не были такими массовыми. И дело тут не только во влиянии так называемой улицы, а в воспитании, точнее в комплексе воспитательных мер, включающих семейное, школьное и самовоспитание.

Чаще всего именно последнее, самовоспитание, в большей степени способствует становлению личности. На примерах поведения окружающих, на примерах из книжек и фильмов ребенок получает самое эффективное и действенное воспитание в наглядной форме. Многие педагоги-классики утверждали, что зрительные образы оказывают огромное воздействие на психику ребенка и, в конечном счете, на его воспитание. Мультипликационные фильмы в этом смысле являются самым сильным средством воздействия, поскольку движущиеся яркие фигурки сказочных персонажей наиболее привлекают внимание ребенка и завладевают его сознанием. Подчас ребенок совершенно не отдает себе отчет в том, почему ему нравятся те или иные мультипликационные герои. Повзрослев, он даже начинает стесняться того, что ему когда-то нравились персонажи, подобные уродцам Симпсонам, головоногим Смешарикам или страшненьким Винксам. Но зерно было посеяно и тут уж что выросло, то выросло.

Современные американские мультипликаторы создают свои творения быстро и далеко не качественно, в погоне за прибылью они допускают всяческие ухищрения, не особо беспокоясь о воспитании детей. Советская мультипликация, такая добрая и по-настоящему детская, хоть и была напичкана пропагандистскими идеями, тем не менее, и сейчас является конкурентоспособной своим западным аналогам. Кроме того, именно ее чаще всего разыскивают заботливые матери и бабушки для своих детей и внуков. Нельзя огульно обвинять во всем влияние только американских анимационных фильмов. Среди старых диснеевских мультфильмов много достойных картин, да и среди современных лент попадаются работы, способные пробудить в ребенке хорошие чувства. Все дело в правильном выборе репертуара для соответствующего возраста ребенка. И в этом немаловажная роль, наряду с родительской опекой, лежит на воспитателе. Пусть в нашей стране нет сейчас такой жесткой цензуры, какая была в советские времена, но разумные рекомендации педагогов должны помочь родителям сделать правильный подбор репертуара для просмотра мультфильмов ребенком.

Методические рекомендации должны быть подкреплены не только словесно. Можно практиковать совместный просмотр с детьми определенных мультфильмов, после которого проводить опрос на тему «Что понравилось и что не понравилось в мультфильме?». Такая практика будет способствовать осмыслению ребенком увиденного и оценка поведения мультипликационных персонажей. После этого ребенок уже не будет, как зомби бессмысленно взирать на экран, ловя каждое слово, впитывая как губка, все то, что мастера кинобизнеса выплеснули на него ради наживы. Он будет задумываться о том, что же такого делают его герои, что его так заинтересовало.

В последнее время доверять анонсам, которые вкратце описывают сюжет мультфильма, уже недостаточно. Необходимо прочесть рецензии кинокритиков и простых зрителей, чтобы понять, стоит ли давать ребенку смотреть этот фильм. И пусть это будет даже хорошо рекламируемая картина с высоким рейтингом, лучше сначала самим взрослым посмотреть картину. В крайнем случае, можно это сделать вместе с ребенком для того, чтобы в случае чего объяснить ему некоторые неприличные сцены, которые то и дело проскакивают в современных мультфильмах. Взрослым кажется это невинной шалостью, а на неокрепшую психику ребенка это может лечь тяжелым грузом. Если мы хотим воспитать полноценное общество с всесторонне и гармонично развитыми личностями, мы должны позаботиться о воспитании подрастающего поколения с самых малых лет.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль советских мультфильмов в развитии и воспитании детей

Мультфильмы смотреть любят и дети, и взрослые. Взрослые больше любят старые, советские мультфильмы «Ну, погоди», «Паровозик из Ромашково», «Кот в сапогах» и прочие добрые, забавные мультики. Дети порой предпочитают «Шрэк», «Кунг-фу панда», «Тачки», но и от мультфильмов нашего детства тоже не отказываются. Почему мультфильмы советские смотреть иногда гораздо приятнее, чем зарубежные? В чем прелесть старых мультфильмов? В добрых отношениях между героями, в забавных выражениях, в улыбающихся мордочках героев. Эти мультики взрослые делали для детей, поэтому в них практически нет пошлостей, непристойных фраз, кровавых драк. Например, мультфильм про кота Леопольда. Как только зловредные мыши не издевались над котом, он из всех ситуаций выходил победителем и произносил коронную, теперь уже крылатую фразу: «Ребята, давайте жить дружно!» Или мультфильм «Трям, здравствуйте». Фраза зайца: «У меня обед стынет, а они по облакам прыгают», размышления про дружбу и счастливый финал в конце заставляют возвращаться к нему снова и снова. Знаменитые серии «Ну, погоди» с удовольствием смотрят все поколения. Песни, истории, находчивость зайца, неуклюжесть волка неизменно вызывают смех и позитивные эмоции. А музыкальное сопровождение типа «Косил Ясь конюшину» весь остаток дня крутится в голове и настраивает на волну радости. Не случайно желающие скачать детские песни из мультфильмов предпочитают именно советские картины. Песенка Умки из «Мамы для мамонтенка», частушки бабок-ежек, Песня водяного, песни из «Бременских музыкантов»… А «Новые приключения попугая Кеши», «Крылья, ноги и хвосты», «Фунтик», «Трое из Простоквашино», «Летучий корабль», «Карлсон, который живет на крыше»? Это же заряд оптимизма и бодрости, кладезь юмора. Многие цитаты, которые мы употребляем в повседневной жизни, взяты именно из советских мультфильмов. «Это я почему такой вредный был? Да потому что у меня велосипеда не было» приговаривает почтальон Печкин, а вместе с ним переиначивают на своей манер эту фразу малыши. Или вспомните, как многоуважаемый Карлсон выпрашивал варенье? Этот «мужчина в самом расцвете сил» подсказал деткам, как можно получать малиновое варенье хитростью. Конечно, стоит быть честными. Не все советские мультфильмы идеальные, равно как и не все российские и зарубежные плохие. Просто стоит нам, родителям, знать, что смотрят наши дети и ненавязчиво помогать им сделать правильный выбор.




Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль мультфильмов в воспитании ребенка

Все мы прекрасно понимаем, что добрые мультфильмы положительно влияют на развитие ребенка. Герои мультфильмов также играть огромную роль в воспитании ребенка. Ведь герои мультиков для ребенка –  главный авторитет (после родителей), своего рода пример для подражания, и как следствие мощное средство для воспитания! Любимые герои показывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Они будоражат воображение ребенка, учат его сопереживать другим, учат справедливости.

Речь идет о «советских»  мультфильмах, в них создается добрая картина мира. В ней есть отрицательный персонаж, но он легко перевоспитывается. Мораль наших мультиков такова, что даже плохой персонаж, стал таким, только по тому, что с ним никто не дружил, никто его не любил!

Итак, роль мультфильмов в воспитании ребенка:

1. Нравственное воспитание. В мультиках ребенок видит модели поведения. Он учится тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели. Многие «советские» мультики дают программу воспитания качеств настоящего человека. Он заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В «советских» мультиках со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить.

2. Эстетическое воспитание. В наших мультиках показана красота природы, герои мультфильмов учат любить и беречь её. Дети учатся ухаживать за животными и растениями. В мультиках показано, что если хорошо относиться к природе, то она угощает героев мультика вкусными фруктами, овощами и т.п.

После просмотра мультика попросите ребенка поделиться с Вами впечатлениями от просмотра, понравились ли ему поступи героев. Обратите внимание ребенка на музыку, сопровождающую мультфильм, на костюмы героев, на картины природы.

3. Трудовое воспитание. Герои мультиков учат малыша помогать родителям, друзьям. Тот, кто ленится, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд – это полезное дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...