Игрушки для детей третьего года жизни.
консультация (младшая группа) на тему

Заботина Татьяна Леонидовна

Для всестороннего развития детей третьего года жизни необходимы разные виды игрушек: моторно - спортивные, технические, сюжетно - образные, настольно - дидактические, музыкальные, театральные и игры - забавы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_dlya_detey_tretego_goda_zhizni.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушки для детей третьего года жизни.

Для всестороннего развития детей третьего года жизни необходимы разные виды игрушек: моторно-спортивные, технические, сюжетно-образные, настольно-дидактические, музыкальные, театральные и игры-забавы.

Физически окрепнуть детям помогают игрушки, с которыми можно совершать разнообразные движения: разные по размеру мячи, тележки, машины, кегли, надувные или крупные полые игрушки. Играя с ними, малыши много ходят, бегают, прыгают, лазают. Они учатся лучше и целенаправленнее ориентироваться в пространстве, движения их становятся более координированными, ловкими, воспитывается чувство равновесия. С такими игрушками можно играть и дома, и на улице. Зимой малышу не обойтись без санок. Ребенок третьего года жизни с удовольствием катается на санках, которые везет взрослый, но он и сам пытается управлять ими. Не мешайте ему. Малышу интересно провезти санки по ровной дорожке, еще интереснее прокатить в них любимую куклу или зайца. Для развития общей двигательной ловкости, точности в движениях, практического мышления и глазомера уже в этом возрасте полезна игра в хоккей с легкой, по росту ребенка клюшкой и безопасной пластмассовой шайбой. Летом этой же цели служат крупные пластмассовые кегли.

Для развития умения координировать движения обеих рук и ознакомления с простейшими орудиями труда малышу можно предложить конструкторы типа «Техно» с набором крупных пластмассовых отверток, винтов, болтов, деталей с отверстиями. Если ребенок уже имел опыт игры с мозаикой, можно купить ему мозаику помельче. Мозаика, вставляющаяся в отверстия, упражняет пальчики и учит практическому использованию знаний о цвете. При выкладывании мелкой мозаики обязательно проследите, чтобы малыш не брал ее в рот, а после игры покажите ему, как надо складывать все в коробочку. Пирамиды, матрешки, разные вкладыши тоже еще увлекают ребенка. Но игровые задачи уже усложняются. Например, в большую матрешку можно последовательно спрятать 4-5 маленьких; если ребенок хорошо собирает пирамидку из 5 колец, можно дать ему 7 колец или нанизывать кольца по убывающей величине. Можно предложить пирамидку, изображающую какую-нибудь другую фигуру (собачка, человечек и др.).

Для того чтобы расширять представления о предметах, людях и животных необходимы специальные дидактические игры. Уже доступна малышу игра-лото «Кому что нужно» («Все профессии важны», «Подбери правильно»), в которой надо подобрать к большой картинке с изображением представителя той или иной профессии маленькие картинки с соответствующими инструментами (доктору — термометр, белый халат и т.д.). Игры типа «Где чья мама?» («Кто у кого?», «Каких деток потеряла мама?») расширяют представление о домашних животных, расширяют словарь ребенка. Также интересны и полезны для малышей лото «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные». В играх типа «Найди такой же» («Цвет и форма», «Подбери узор») у детей развиваются наблюдательность и настойчивость.

При сооружении построек из специальных строительных наборов, конструкторов ребенок ищет, как поставить и соединить детали, чтобы постройка была устойчивой, подбирает лучшие варианты. В этих случаях развивается его наблюдательность, трудолюбие, критичность — качества, без которых не возможна ни одна творческая деятельность. Специальные строительные наборы для детей этого возраста могут включать разнообразные объемные формы: кубы, цилиндры, бруски, диски и др. Из деталей крупного напольного строителя малыш с удовольствием сооружает поезд, пароход, путешествует на них.

Для развития самостоятельной игры детей третьего года жизни большое значение имеет подбор сюжетно-образных игрушек: кукол, игрушек животных, машин. Ребенка уже начинают интересовать разные марки автомобилей, ему больше нравится такая машина, у которой открываются дверцы и можно посадить шофера, пассажиров. В играх с куклами, игрушечными животными ребенок не только начинает отображать отдельные бытовые ситуации, но и делает попытки передавать в игре трудовые действия окружающих людей (мамы, папа, продавца, врача и др.), взаимоотношения людей. При выборе куклы надо учитывать, что детям этого возраста нужны куклы с нарисованными глазами и короткими волосами. Руки и ноги у куклы должны быть мягкими, чтобы ее легко можно было посадить, поставить, положить, одеть. Жесткая кукла с несгибающимися ногами раздражает ребенка. Одежда куклы должна быть такой, чтобы дети могли ее легко снять и одеть. Мебель для кукол — кроватка, стол, стульчик — должна быть прочной, так как малыш ее часто переносит с одного места на другое, да и сам рад посидеть на кукольном стуле. Посуду приобретать лучше из пластмассы и металла, крупного размера (чашка около 5-7 см в диаметре), чтобы ребенку удобно было взять в ручку. Набор посуды должен быть небольшим: 2-3 чашки с блюдцами, 2-3 тарелки, ложки, кастрюля, чайник, сковородка. Детям третьего года жизни приятны и удобны мягкие игрушки, изображающие животных, сделанные из ткани или короткошерстного меха. Но уже понятны и интересны и мягкие игрушки-животные из короткошерстного меха, отдельные детали которых (грива, уши, лапы) выделяются и подчеркиваются длинноворсовым блестящим мехом. При выборе мягкой игрушки необходимо учесть, что маленького ребенка привлекают игрушки-животные, в которых передан образ детеныша. В них обычно выделены крупные круглые глаза, несколько укороченные конечности и туловище, округлая голова с коротким носом и как бы припухшей мордочкой. Игрушка же, изображающая животное с удлиненными частями тела, вытянутой головой, длинным носом, маленькими глазками, пугает ребенка.

Развлекают, развивают чувство юмора и расширяют кругозор малыша театральные игрушки. С куклой-перчаткой можно просто играть. Взрослый надевает куклу на руку и обращается к ребенку от имени петрушки, зайчика и др. У малыша развивается диалогическая речь, чувство юмора, эмоциональная отзывчивость. Позже, когда ребенок уже сам надевает куклу-перчатку на свою руку, он старается говорить выразительно, имитируя голос персонажа сказки. Можно купить ребенку карнавальную шапочку или полумаску, оставляющую открытыми нос, рот и глаза. Это может быть шапочка, изображающая лису, зайца, медведя, мышку и др. Такая игрушка побуждает ребенка передавать выразительно движения, характерные для данного животного, способствует развитию речи.

Почему-то многие родители считают, что машинки следует покупать только мальчикам, а кукол — девочкам. Такое мнение совершенно неоправданно. Знакомство с технической игрушкой развивает девочку в умственном отношении, а игра мальчиков с куклой воспитывает многие нравственные качества: умение понять другого, проявлять по отношению к нему заботу, внимание и др.

Какие должны быть игрушки у ребёнка

К подбору игрушек надо отнестись очень серьезно. Наиболее полезны игрушки, которые ребенок может не только созерцать, но и разнообразно ими действовать. Ппри помощи которых он упражняет свои умения, закрепляет знания, учится соображать и которые своим внешним видом радуют и воспитывают хороший вкус.

Для детей третьего года жизни нужны в первую очередь игрушки, при помощи которых он мог бы воспроизводить виденные им действия — кукла с различными предметами для игры с ними (посуда, мебель, кукольная одежда), игрушечные животные и птицы (заяц, мишка, собака, кошка, лошадь, петух, курица и т. п.).

Детям в этом возрасте полезно разнообразно двигаться. Поэтому в их распоряжении должны быть и такие игрушки, как мячи, обручи, велосипеды, игрушечные машины.

Разборные игрушки (кубики, пирамиды, шары и др.), коробки с набором мелких предметов (шарики, палочки, мелкие игрушечные животные, куколки) вызывают у детей разнообразные действия с ними, знакомят их с различными свойствами предметов (цвет, форма, размеры) и развивают движения пальцев и кистей рук.

Подолгу занимаясь заводными игрушками, дети учатся настойчиво добиваться цели, бережно обращаться с механизмами. Поэтому их тоже следует давать детям, предварительно показав, как правильно надо ими пользоваться.

Дети любят и могут уже самостоятельно рассматривать картинки, книжки с картинками, и это полезное для них занятие: оно расширяет кругозор детей, развивает память, сосредоточенное внимание, умение рассматривать, подмечать детали, вызывает воспоминания (узнают в изображении то, что когда-то видели, что когда-то было, повторяют, что им рассказывали о данной картинке, соответствующий стишок; рассуждают, оценивают, поступки: «Нехорошая собачка, она изорвала у девочки куколку», «Это цыпленок, у него мама курочка», «Это зайчик, он в лесу живет»).

Поэтому книжки с картинками и наборы отдельных картинок также нужны детям. Но не забывайте, что малыша надо учить бережно, обращаться с книжками, внимательно рассматривать картинки, вникать в их содержание, рассказывать о них, а не просто листать страницы, механически повторяя заученные стишки.

Дети любят и подолгу занимаются строительным материалом (кубики, кирпичики, бруски, цилиндры и другие формы), разрезными картинками-пазлами и складными кубиками (в этом возрасте пригодны кубики и картинки, состоящие не более чем из 4—6 частей).

Занятия с этими пособиями наглядно знакомят детей с размером, формой, развивают у детей умение комбинировать, строить и способствуют спокойной, сосредоточенной деятельности.

Ни в коем случае не следует давать в распоряжение ребенка сразу много игрушек. Обилие их мешает ребенку длительно заниматься той или другой игрушкой, и все они быстро надоедают ему. Часть игрушек всегда должна быть убрана, и время от времени их следует менять. Набор игрушек, находящихся в пользовании ребенка, составляется из разных по типу предметов — для подвижных игр, для игры в куклы, для спокойных игр за столом.

Надо приучать ребенка бережно относиться к игрушкам и целесообразно ими пользоваться. Нельзя, например, разрешать ребенку бросать куклу, кубики, рвать книжки и т. п. Не надо позволять ребенку играть ломаными игрушками. Всякая сломанная игрушка должна быть, если это возможно, на глазах у детей починена, исправлена, а если этого нельзя сделать, то изъята из употребления. Надо приучать ребенка после игры убирать игрушки на место. Все это воспитывает у него аккуратность, бережное отношение к вещам.

Для игры ребенку надо выделить определенное место в той части комнаты, где он может спокойно, никому не мешая, играть. Уголок ребенка надо соответствующим образом оборудовать: поставить детский стол, низенькую табуретку или стул, на пол постелить небольшой коврик. Игрушки должны храниться в определенных местах. В уголке можно повесить полочку и туда складывать книжки, настольные игры, картинки; мелкие игрушки складывать либо в мешочек, либо в коробку и т. д.

Постоянное, правильно оборудованное место для игры приучает ребенка к порядку, аккуратности и способствует большей сосредоточенности во время игры. Играя в своем уголке, он меньше мешает окружающим. Поэтому надо постараться устроить детский уголок даже в том случае, если семья располагает небольшим помещением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....

Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Конспект открытого занятия для детей третьего года жизни.Тема:"Игрушки"

Конспект открытого занятия для детей третьего года жизни.Тема:"Игрушки"...

Игрушки для малыша третьего года жизни

Игрушка  и дети  — это тема вечная и очень интересная, ведь игра – мир, в котором ребенок учится жить, познает мир, учится творить и созидать....

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Консультация для родителей на тему:«Игры в жизни детей третьего года жизни»...