консультация для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Готовность к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе»

                                                                                                                               Подготовила

Шумарова И.А.

Цель: обозначить проблемы психического и интеллектуального развития детей, рассказать родителям о том, как проявляются проблемы с вниманием, утомлением, зрительным и слуховым восприятием.

Ход: Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. Одни способности могут опережать развитие других. К сожалению, бывает так, что опережающее развитие может оказаться невостребованным в начальной школе. Например, абстрактное мышление, оказывается нужнее в более старшем возрасте. Зато недоразвитие мелких мышц руки («тонкая моторика») может серьёзно испортить жизнь и ребёнку, и его родителям. Надо сказать, что сочетание неодинаково развитых способностей встречается часто. У недооценённого ребёнка в начальной школе может даже сложиться комплекс неполноценности. Ведь в начальной школе дети формируют своё представление о себе на основе оценки учителя и родителей. Позднее  в старших классах негативную самооценку бывает очень трудно исправить. При этом, далеко не всем известно, что именно стойкий неуспех в учёбе снижает интерес к учению, и тогда ребёнок может начать поиск себя вне школы. Поддержать ребёнка в овладении школьными навыками – задача, решение которой может определить всю его дальнейшую жизнь.

      В практике чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6-8 лет.

      1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.

      2. Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.

      3. Задержка развития мелкой моторики рук.

      4. Недостаточно развитое внимание.

      5. Недостаточно развитая произвольность.

      6. Нарушение формирования учебной мотивации.

      7. Проблемы эмоционально-личностного развития.

      8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

      9. Высокая утомляемость.

      Надо сказать,  практика показывает, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребёнка оказываются более важными в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других.

      Известно, что у большинства первоклассников есть проблемы с вниманием. Ребёнок 6-7 лет, как правило, способен произвольно удерживать внимание около 20 минут. После этого наступает утомление и учителю приходится использовать особые приёмы, чтобы дети были работоспособны в течение всего урока. Внимание связано, во-первых, с работоспособностью. Некоторые дети утомляются крайне быстро. Чаще это те, чьи мамы имели осложнения беременности и родов, однако встречаются и другие причины.

     Утомление чаще всего бывает двух видов. Одно проявляется классически: уставший ребёнок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает формально. Нужно дать ему отдохнуть: например, переключить на другую, более привычную и интересную деятельность.

      Другой вид утомления может обескураживать: некоторые родители считают, что их ребёнок вообще не устаёт, настолько он подвижен, активен. Утомление проявляется парадоксально: чем больше ребёнок устал, тем более подвижным он становится. Это проявляется также в отвлекаемости: дети начинают реагировать на все случайные раздражители, движения руки становятся более размашистыми, выполняемая работа также приобретает черты формальности. Таких детей невозможно, да и вредно заставлять сидеть тихо: набегавшись, активный ребёнок постепенно сможет вернуться к учению.

     Наконец, время от времени встречаются дети, которые испытывают пресыщение, скуку: они уходят в мир своих игр и фантазий, всё меньше реагируя на требования учителя. При утомлении у детей ухудшаются:

  • переключение (уставший ребёнок не способен следовать за мыслью учителя);
  • концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает всё больше ошибок при самостоятельной работе, становится всё более отвлекаемым);
  • распределение внимания (ребёнок испытывает затруднения при совмещении двух видов работы, например, при списывании текста, при работе по образцу).

      Внимание также связано с произвольностью или волей. Если ребёнок, предпринимает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определённую цель – можно говорить о произвольном внимании. Именно способность к произвольному вниманию становится главной в учебной деятельности. Говоря о ребёнке, как о невнимательном, мы имеем в виду, именно произвольное внимание.

      Способность к произвольному вниманию, следованию поставленной цели формируется постепенно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Наверное, вы обратили внимание , что игры детей меняются с возрастом. Когда ребёнок научился играть в ролевые игры «дочки – матери», например, и, тем более в игры с правилами резиночка, игры с фишками, шашки, тогда и можно говорить о достаточном развитии произвольности, в том числе произвольности внимания. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям обеспечить условия для игры ребёнка со сверстниками. Игра для ребёнка – это его работа, как потом его работой станет учение.

      Произвольность, или способность следовать поставленной цели, зависит также от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы её достижения. Эта способность обусловлена воображением, а также развитием так называемого «внутреннего плана деятельности» (это действие я сделаю вначале, это действие – потом, получу такой-то результат). Сформированность плана,  в свою очередь, зависит от речевого развития, т.е. умения анализировать и обобщать информацию при помощи слов, а также запоминать её. Умение представить себе цель и способы её достижения предполагают способность сравнивать полученный результат с планируемым. Если постановка цели связана с будущим, то оценка – с прошлым, с умением вернуться назад.

      При недостаточном развитии внимания у ребёнка в первую очередь необходимо развивать наблюдательность, речь. Часто недостаточное внимание влияет на наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие. Происходит это примерно так: чтобы рассмотреть предмет, мы должны обвести его взором. Невнимательные люди не успевают рассмотреть детали, в памяти остаётся искажённый образ. Недостаточность зрительных представлений вызывает плохое запоминание образа буквы, что приводит к ошибкам при письме.

      Процесс овладения чтением и письмом очень сложен. В нём задействованы многие системы мозга. Для того, чтобы понять, насколько непросто научиться читать и писать, представьте себя изучающим арабскую или китайскую письменность. При обучении чтению и письму ребёнок должен запомнить зрительный образ буквы, запомнить, какому изображению соответствует определённый звук, должен научиться анализировать звуковой и буквенный состав слова.

       Опыт показывает, что в возрасте 6-8 лет некоторые дети пишут буквы и числа зеркально. При этом также наблюдается «зеркальное» чтение (перестановка букв в словах) и затруднения в лево-правой ориентировке в пространстве. С возрастом, по мере овладения навыками чтения и письма, эти нарушения, как правило, проходят. Тем не менее остаётся группа детей, продолжающих «зеркалить». Чаще всего упорно «зеркалят» левши или так называемые «скрытые левши». «Зеркалящие» дети могут путать похожие буквы («б» и «д»), путать числа, скажем, 17 и 71. Понятно, что такая путаница не способствует письму и счёту без ошибок. Кроме того, ребёнок должен усвоить, что при письме и чтении звуки и буквы нужно как бы нанизывать на бусы по очереди, в строго определённой последовательности. Он учится удерживать в памяти предыдущие буквы и звуки, объединяет их, а затем соотносит полученное сочетание звуков с определённым смыслом. Ребёнок тем лучше справляется, чем большей усидчивостью, внимательностью и умением слушать обладает.

      Родителям лучше первые две четверти оставаться рядом с первоклассником, особенно при выполнении первых домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...