Консультация для родителей по теме: «Воспитание – это пример».
консультация на тему

Есть истина в старой поговорке: «Как старики поют, так молодежь чиркает». Однако в жизни эта взаимосвязь осуществляется в сложных проявлениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons.rod_._vospitanie-eto_primer.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме:

«Воспитание – это пример».

Есть истина в старой поговорке: «Как старики поют, так молодежь чиркает». Однако в жизни эта взаимосвязь осуществляется в сложных проявлениях. Дети берут пример с родителей, знакомых, друзей – и что часто остается незамеченным – со старших братьев и сестёр.

Поведение всех взрослых оказывает разнообразное педагогическое воздействие на детей, и зачастую это происходит непреднамеренно. А как раз добрые намерения могут иметь отрицательные последствия, если родители всё время ставят в пример себя или старших детей. В этом случае они слышат: «Знаю, знаю, вы всегда всё делали правильно, а Ваня делает всё лучше меня. Я один такой дурак, и должен всему учиться у вас».

Не в последнюю очередь влияют на мышление и поведение наших детей герои фильмов и книг. Детям нравятся герои, которым они могут подражать, герои, которые никогда, ни при каких обстоятельствах, как бы трудно им ни приходилось, не предают своих идеалов.

Постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к родителям, которым они до сих пор полностью доверяли. Некоторые папы и мамы ведут себя дома по принципу: здесь мне всё можно. Они забывают, что дома их поведение критически оценивается или же некритически перенимается детьми, ошибочно полагая, что дети ещё слишком малы, чтобы судить родителей, или подражать им. А дети кладут ноги на стол или ходят в грязных ботинках по чистому ковру, - если так делает отец. Конечно, не может быть правил, обязательных для всех, но обязательно ли отцу давать отрицательный пример?

К сожалению, не все отцы и матери требовательны в истинно педагогическом смысле этого слова. Как часто они видят педагогические ошибки соседей, точно знают, как надо воспитывать чужих детей, но не в состоянии заметить собственные педагогические грехи. Они не спрашивают, кто затеял драку, в которой пострадал их ребёнок, кто был прав, а кто виноват. Верят всему, что говорит их собственный ребёнок, он всегда прав, а виноваты другие. Судят по внешним признакам, безосновательно обвиняют других детей, а нередко ещё и их родителей. Никого не хотят слушать, потому что «наш ребёнок такого сделать не мог», а «наш ребёнок» всё это слушает, посмеивается и учится обманывать родителей, разыгрывая невинно пострадавшего.

Как редко в своих ссорах родители думают о том, что у детей «есть уши», что они могут, например, притвориться спящими и выслушать всё, что для них не предназначалось. Именно то, что люди у себя дома не привыкли вести себя сдержанно, часто отрицательно сказывается на воспитании. Тот факт, что всем членам семьи всегда известно всё, что происходит в семье, должен был бы дисциплинировать даже родителей с холерическим темпераментом. И тут не поможет отговорка: «Я этого не хотел», или «У меня это как-то сорвалось». Если это так, и родители понимают, что ведут себя неправильно, они должны скорректировать своё поведение, пока дети ещё не достигли 8 – 9 лет. Дети сумеют это оценить.

Неплохо также и родителям, и детям научиться просить друг у друга прощения, если они понимают, что были неправы или выбрали неверный тон разговора.

Во всевозможных конфликтах, прежде всего, нельзя терять доверия друг к другу, и родители не должны избегать конфликтов там, где конфликтная ситуация пойдёт на пользу воспитанию ребёнка.

Доверие – важнейшая основа совместной жизни в семье с благополучным климатом.

Сила примера также велика в нравственном воспитании, как и в воспитании, казалось бы, мелочей. Даже походку сын перенимает у отца, а дочь – у матери.

К сожалению, дети перенимают не только хорошее, но и недостойное подражание поведение и образ мыслей. Поэтому опытные родители всегда подчеркивают, что воспитание детей – это, прежде всего, самовоспитание, взаимное воспитание отца и матери, взаимное воспитание родителей и детей.

Некоторые родители полагают, что им только тогда следует начать следить за собой, когда дети начинают понимать, что хорошо и что плохо, что справедливо и что несправедливо. И яко бы происходит только в возрасте 10 – 12 лет.

«В действительности фундамент воспитания закладывается до 5 лет, и то, что вы сделали до пятого года жизни – это 90% всего воспитания. Позже это воспитание только продолжается», - подчеркивал А. С. Макаренко, обращаясь к родителям и призывая их не упустить благоприятного для воспитания детей времени.

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются чувства и формируются черты характера. Отношение родителей к детям и друг к другу, их внимание, предупредительность, исходящая от них атмосфера и настроение – всё это ребёнок дошкольного возраста воспринимает более или менее отчетливо, получая положительные или отрицательные впечатления.

Иногда молодые родители удивляются, почему плачет их здоровый, сытый и только что перепелёнатый малыш. Они опасаются, что он заболел. Они не замечают, что причина в них самих, потому что они сейчас разговаривают друг с другом громко и недружелюбно. Может быть, даже кричат друг на друга.

Если такие сцены повторяются часто, если ребёнок переживает их ежедневно, то малыш к ним быстро привыкает, его восприятие притупляется, уже здесь лежит зародыш грубости чувств, которая нередко обращается на самих родителей, на которую в дальнейшем родители будут так часто жаловаться. В то же время, ребёнок и сам начинает при каждом удобном случае повышать голос. Он делается капризным и требовательным. Подрастая, он начинает грубить и родителям, и сверстникам, о другим окружающим его людям.

Конечно, может случиться и так, что ребёнок замкнётся в себе и станет запуганным и часто будет потихоньку плакать. Позднее он не осмелится иметь собственное мнение, не сумеет утвердиться в жизни и настоять на своём. Родители будут испуганно спрашивать: «Откуда это только у него? Мы же совсем другие!»

Родители должны при каждой возможности приветливо разговаривать с ребёнком, заниматься с ним.

От поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей. Важнейшей основой для этого являются требовательность, понимание, доверие и справедливость в воспитании.

Если отношения между отцом и матерью проникнуты уважением друг к другу, если они создают доверительную товарищескую атмосферу в семье, тогда они влияют на своих детей, не произнося громких слов.

Воспитание – это не только воздействие на детей, но и развитие их самостоятельности, собственной активности и, конечно, соответствующей организации жизни детей.