Познавательно-речевое развитие. Тема. «Реализация основных задач комплексного развития всех компонентов устной речи в работе по познавательному развитию детей в ДОУ и семье».
консультация (старшая группа) на тему

Феклина Елена Юрьевна

 

                                          План.

1.Значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии речи.

2.Формирование словаря ребёнка.

3. Развитие звуковой культуры речи.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи.

6. Работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_vospitateley.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

                        Познавательно-речевое развитие.

Тема. «Реализация основных задач комплексного развития всех компонентов устной речи в  работе по познавательному развитию детей в ДОУ и семье».

                                          План.

1.Значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии речи.

2.Формирование словаря ребёнка.

3. Развитие звуковой культуры речи.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи.

6. Работа с родителями.

    Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.

     Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

В ДОУ, так как ребёнок ещё не умеет писать, всё внимание уделяется развитию всех компонентов устной речи детей.

Во-первых,  речь состоит из слов, и самая первостепенная задача – это в процессе познавательного развития малышей  формирование  словаря ребёнка.

Поэтому на занятиях и в повседневной жизни мы стараемся пополнять и активизировать словарь дошкольников ( назови предмет, из каких частей и материалов он изготовлен?), учим употреблять прилагательные, глаголы, наречия, предлоги при знакомстве с предметами и явлениями жизни.

Рассказывая о профессиях, вводим существительные и глаголы, обозначающие трудовые действия,  познавая пространство и время, учим ребят определять местоположение предметов –слева, справа, внизу, около, между и другие.

 Наблюдая природу, вводим такие понятия как времена года, части суток,  развиваем умение использовать в речи антонимы день – ночь, светло – темно,  а также обобщающие слова – овощи, фрукты, животные и т. д.

Вторая задача – это развитие звуковой культуры речи. В процессе познавательного развития дошкольника закрепляем и отрабатываем правильное произношение детьми гласных, согласных, свистящих, шипящих и сонорных звуков. Очень помогают развивать дикцию и фонематический слух игры познавательного характера: «Назови животное»,  «Лото», «Где спрятался звук?»

Следующая задача – это формирование грамматического строя речи детей. В процессе ознакомления с окружающим на занятиях, прогулках, экскурсиях, беседах, в исследовательской деятельности формируем умение согласовывать слова в предложении. Правильно использовать предлоги в речи, называть детёнышей животных (лисята -лисят, медвежата – медвежат, правильно употреблять  форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).

 В беседах и консультациях с родителями советуем закреплять дома полученные в детском саду знания о форме повелительного наклонения глаголов –ляг, лежи.
Несклоняемых существительных –пальто, пианино, кофе, какао.
Поощряем словотворчество, тактично подсказываем общепринятый образец слова, предлагаем читать сказки.  

И четвёртая задача – это развитие связной речи. Познавательные беседы совершенствуют диалогическую речь, учат понятно отвечать на вопросы и задавать их, развивают умение детей рассказывать, описывая предмет, картину, а чтение художественной литературы не только развивает кругозор ребёнка, но и учит выразительному динамическому пересказу отрывков из сказок, рассказов и стихов, развивая литературную речь и приобщая к словесному искусству.

   Связная речь ребенка, представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом),  повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) и рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло).

     Процесс  обучения речи и развитие мышления составляют одно неразрывное начало дошкольника . Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего.  В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе , без дополнительных вопросов и уточнений.  Соответственно,  чтобы связно рассказать о чем - то,  нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (например: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок.  Из  сухого песка, трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

    Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка), уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. (По земле стелется легкая поземка; подул свежий ветер).

    Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться “вехи”, по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается). Например: обезьяна дикое  животное. У нее есть голова, небольшое туловище, четыре лапы и  хвост, живёт она в жарких странах.

       Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Мы, воспитатели, не только расширяем словарь ребенка, но и включаем углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты), смысловыми отношениями слов (синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход). Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и проекты, занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).

      Рома любит играть в лего, он увлеченно создает постройки по собственному замыслу. В ходе игры у него возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог): “Я сделал пожарный шланг.  Он будет тушить большие пожары. А пожарные будут управлять из машины”.

     Особую роль в развитии речи отводим на занятиях разного вида:  ознакомлению с природой и познанием окружающего мира; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, пользоваться распространенными предложениями, высказывать свои мысли.

       Важнейшую роль в познании имеют  занятия с простейшими опытами ( “Откуда взялся ветер?”, “Ходит капелька по кругу”, “Для кого дерево дом?” и др.) Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение, развивают уверенность в себе.

        Рассказы детей могут  быть в форме “радиопередачи”, “телепередачи”, “телефонного разговора” и т.п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание сочетаю с коллективным (прием моделирования), когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т.к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе.

Антон: это медведь, он громко ревёт.

Ваня: медведь живёт в лесу, в берлоге.

 Чтобы у ребенка появилось желание высказываться, создаём  речевую, активирующую ситуацию (это внесение игрушки, прослушивание аудиозаписи, чтение письма, решение ситуативной задачи, загадывание загадки и т.д.) и привлекаем  слушателей, которые будут воспринимать его высказывания, оценивать их. Это важный и значимый момент для всех детей, потому что развивает самоконтроль за своими высказываниями, их последовательностью, полнотой речи и оценки ее сверстниками. Активизирую связную речь,  играми: “Живое – неживое”, “Чудесный мешочек”, “Да – нет”, “Отгадай предмет”, “Что сначала, что потом”, “Что лишнее”.

    Уточнению значений слов,  служит работа над обобщающими наименованиями ( синица, ворона – птицы; топор, молоток, пила - инструменты и т.д.)

      Учим детей подбирать точные определения, образные выражения и использую эти умения в играх “Угадай и назови”, “Что в пакете?”, при составлении загадок, описании картин, проведенных опытов, в интеллектуальных играх  “Самый умный”, «Хочу всё знать»

 Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т.е. ребенок должен знать,  о чем говорит. Побуждаем  детей к рассуждению вопросами:

 – Может ли человек прожить без воды, пищи?

 – Почему зимой идет снег, а не дождь?

 – Чем бабочки отличаются от птицы?

       Для чего? Да чтобы ребенок высказывал свою мысль, приводил доказательства правильности или неправильности своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), рассуждая, обобщая общее мнение. Здесь уместны игры “Перевертывание”, “Путаница”, загадки, пословицы о природе, окружающем, познавательные беседы, наблюдения и совместное обсуждение интересующего вопроса. В ходе этого дети учатся высказываться, слушать собеседника, соблюдать очередность высказываний, выбирать свою тему беседы:

 – Я хочу знать, почему идет снег,  чем питаются животные.

 – Почему самолеты летают?

 А также анализируют и обобщают свои представления об окружающем:

 – Я люблю собак, потому что они умные. Охраняют дом и могут выступать в цирке.

 В ходе беседы дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями, обсуждать разные проблемы (“Как научить дружить”, “как помочь товарищу”) и, если раньше дети затруднялись и давали однозначный ответ “да” или “нет”, то теперь могут составить обстоятельный ответ на вопрос.

    Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. Потому, заботясь о богатстве, активности, связности речи, мы решаем проблему продуктивности мышления. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т.е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

 Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов (описание, рассуждение, повествование) по темам доступным его пониманию, чему немало способствует познавательно – исследовательская деятельность ребенка.

К своей работе мы привлекаем родителей, пропагандируя через папки-передвижки, консультации, советы, рекомендации методы и приёмы развития речи детей в повседневной деятельности  в процессе познания окружающего мира.

Советуем взрослым развивать у детей интерес к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений ( по главам). Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного литературного персонажа, понять мотивы поведения героев.

Родители с удовольствием приняли участие в познавательно-речевой викторине «Что, где, когда», отвечали на вопросы, соревновались в интеллектуальных конкурсах. На родительском собрании «Воспитание сказкой» делились своим опытом воспитания детей через художественное слово.

С целью воспитания любви к книге, желанию научиться читать и познать новое проводим экскурсии в детскую районную библиотеку. Дети в восторге от огромного количества интересных книг с яркими иллюстрациями. Многие родители записали своего ребёнка и, читая дома  малышу, стали активными помощниками в познавательно-речевом развитии ребёнка.