Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе
материал на тему

Леванова Марина Николаевна

Роль дидактической игры по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»

Родителям кажется, что детский сад в жизни детей не такое уж и важное событие в жизни. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Занкова. система В.В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

При этом роль несложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Воспитателю необходимо активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

При проведении занятий используются стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:

Мы делили апельсин, много нас, а он ...(один).

Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Все дидактические игры разделили на группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени

III.        Игры на ориентировку в пространстве

Игры с геометрическими фигурами. Игры на развитие логического мышления

Приведу примеры некоторых игр, которые проводятся, обучая детей математике.

К играм путешествиям во времени относятся такие игры как, «Живая неделя», «Круглый год» с помощью данных игр дети достаточно быстро запомнили дни недели, времена года, месяцы.

Игры на ориентировку в пространстве были следующие, это «Расскажи про узор», «Найди похожий узор», «Путешествие по комнате» с помощью этих игр и других дидактических игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под.

Благодаря таким играм с геометрическими фигурами как, «Найди пару», «Подбери по форме», «Каждую фигурку на свое место», дети в непринужденной форме узнали основные геометрические фигуры, достаточно быстро освоили классификацию по разным признакам предметов.

С помощью игр на логическое мышление: «Найди лишний рисунок», «Чем отличаются», «Что изменилось», дети учились строить логические цепочки, делать какие-то выводы, старались мыслить самостоятельно.

А такие дидактические игры с цифрами и числами как «Путаница», «Найди цифру», «Какой цифры не стало», помогли детям освоить прямой и обратный счет. Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться с предложенными мной заданиями.

Например, при знакомстве с цифрой 3 использую следующие дидактические игры: с цифрами и числами «Найди цифру», с геометрическими фигурами «Подбери по форме», на " логическое мышление «Сложи цифру». Использование на занятии данных игр способствует развитию зрительной памяти, навыков счета, образного мышления. Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.

Вся работа велась в тесной взаимосвязи с родителями. Взаимодействие с ними строилось на основе:

-установления доверительных отношений с родителями

-открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке

-обеспечение общей готовности ребенка к школьному обучению

-совместное вхождение педагога и родителей в проблемы общения с ребенком

Родители активно включились в нашу работу, увлеклись нашими делами. Работа с ними велась по следующим направлениям. Родителям было предложено анкетирование: «В какие игры играют ваши дети». Проведены консультации: «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Яркие и интересные игры». Мной была также организована беседа с родителями: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка». Регулярно вывешивается наглядная информация с различными примерами дидактических игр, с рекомендациями как правильно играть с ребенком. Часто родители обращались за советом и рекомендациями.

Также детям давалось домашнее задание, которое они охотно выполняли дома. Задания были разнообразны: различные дидактические игры, работа в рабочей тетради «Ступеньки к школе «Азбука счета».

Проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. В ходе работы дети стали хорошо справляться со всеми заданиями, употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математических знаний у детей, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в подготовке ребенка к школе

Готов ли Ваш ребенок к школе? Какова роль родителей в подготовке ребенка к школе, в чем должна заключаться помощь будущему школьнику, чему его надо научить до школы?...

Родительское собрание "Роль семьи в подготовке ребенка к школе""

Протокол № 1родительского собрания в подготовительной группе от 23.09.2013гТема «Роль семьи в подготовке ребенка к школе»Повестка дня:1.Тема «Роль семьи в подготовке детей к школе».2.Выступление учите...

Родительское собрание на тему"Роль семьи в подготовки ребенка к школе"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ«СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»...

Родительское собрание.Тема: «Роль семьи в подготовке ребенка к школе».

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья  с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом  развитии,  но и о том, чтобы  уметь  вос...

Отчет по самообразованию на тему «Роль семьи в процессе подготовки ребенка к школе»

В данной статье описывается опыт работы с детьми и родителями в процессе подготовки к школе....

Занимательный материал в обучении математике при подготовке ребенка к школе

Из всего многообразия  занимательного  математического материала наибольшее  применение  находят дидактические игры  и  упражнения. Основное назначение  их – ...