Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.
статья на тему

 Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увеличению времени восприятия информации. Отсюда и проявление их замедленности в выполнения заданий. Увеличение времени восприятия информации, замедленность в их выполнении приводит к трудностям, связанных с концентрацией внимания на задании, переключении с одного задания на другое, распределением своего внимания на отдельные части задания, что ведет к рассеянности и несобранности.

 Освоение предметного мира, развитие предметных действий, особенно там, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием происходит сложнее.

 Поэтому дети с нарушением бинокулярного зрения испытывают значительные трудности при обучении, не успевая охватить вниманием учебный материал в темпе его подачи на занятиях.

 Таким образом, одной из причин отклонений в развитии внимания является недостаточность сенсорного притока в мозг, то есть недостатками восприятия.

 Второй причиной снижения эффективности внимания является снижение активности ребенка в деятельности, так как во внимании проявляется взаимосвязь образа и деятельности.

 Дети с нарушением зрения быстрее утомляются на общеобразовательных

 занятиях, медленнее переключаются на другой вид деятельности, не могут сразу включится в работу. Для них характерна быстрая утомляемость, отвлекаемость в работе, где необходимо участие зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

 Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увеличению времени восприятия информации. Отсюда и проявление их замедленности в выполнения заданий. Увеличение времени восприятия информации, замедленность в их выполнении приводит к трудностям, связанных с концентрацией внимания на задании, переключении с одного задания на другое, распределением своего внимания на отдельные части задания, что ведет к рассеянности и несобранности.

 Освоение предметного мира, развитие предметных действий, особенно там, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием происходит сложнее.

 Поэтому дети с нарушением бинокулярного зрения испытывают значительные трудности при обучении, не успевая охватить вниманием учебный материал в темпе его подачи на занятиях.

 Таким образом, одной из причин отклонений в развитии внимания является недостаточность сенсорного притока в мозг, то есть недостатками восприятия.

 Второй причиной снижения эффективности внимания является снижение активности ребенка в деятельности, так как во внимании проявляется взаимосвязь образа и деятельности.

 Дети с нарушением зрения быстрее утомляются на общеобразовательных

 занятиях, медленнее переключаются на другой вид деятельности, не могут сразу включится в работу. Для них характерна быстрая утомляемость, отвлекаемость в работе, где необходимо участие зрения.

 И следующей причиной трудностей, связанных с развитием внимания может быть недостаточная организация перцептивного поля, подборка физиологически оправданных стимулов. Поэтому очень важно грамотно подходить как к организации, так и проведению коррекционной работы с детьми. Ограничение времени также выявляет дефицит внимания, поэтому детям с нарушением зрения необходимо дозирование времени ,что также является одним из условий развития внимания.

 Таким образом, при правильной организованной коррекционно - развивающей работе с детьми (с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей, с учетом зрительных нарушений), с родителями, с педагогами, при логично оправданных целях, средствах, содержании, методиках можно достичь хороших результатов в развитии детей с нарушением зрения, их коррекции трудностей психофизического развития, формирования адаптивных возможностей.

 В работу по коррекции и развитию внимания детей с нарушением зрения необходимо включать дыхательные упражнения, телесные упражнения и упражнения - растяжки, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, глазодвигательные упражнения, игры и упражнения для развития сенсорного внимания.

 Дыхательные упражнения.

 Цель: улучшение ритмирования организма, развитие самоконтроля и произвольности. Дыхательные упражнения можно сочетать с упражнениями глаз и языка, эффективным приемом является подключение упражнений визуальной и сенсорной системы («надувание» разноцветных шаров, «вдыхание» солнечного цвета и золотистой энергии).

 1.Воздушный шарик.

 Описание: детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, «надувая в животе шарик», например красного цвета. Сделать паузу, выдох. И так несколько раз.

 2.

 Описание: дыхание только через левую, а затем через правую ноздрю. Дыхание медленное, глубокое. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария, способствует расслаблению, релаксации; через правую - левого, способствует решению рациональных задач.

 3.

 Описание: вдыхать только через левую ноздрю, выдыхать через правую. На вдохе представлять, как с воздухом «серебристо- золотистая энергия» проходит в тело, а при выдохе «желтая больная энергия» выходит из организма. Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой и т. д.

 4.

 Описание: вдохнуть - закрыть глаза, выдохнуть - открыть. Продолжать вдыхать в темноте, выдыхать - при свете. Каждый раз, открывая глаза, замечать все, что видишь. Сначала замечать все темное, затем светлое и

 наоборот.

 5.

 Описание: глубоко вздохнуть, на выдохе произносить звуки: пФ-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з-з. Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж.

 Упражнения для тела и рук, упражнения - растяжки.

 Цель: нормализация напряжения тонуса мышц, что крайне необходимо при дефиците внимания и психо- эмоциональных нарушениях; развитие наблюдательности, концентрации и объема внимания, памяти, умения контролировать свои чувства и эмоции.

 1. В магазине зеркал

 Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

 Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезъянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

 Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

 2. Смотри на руки

 Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».

 Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

 Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

 Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со

 сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

 3.Слушай команду.

 Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш»

 Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

 Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны !»

 Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

 4.Нанизывание бусинок

 Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания - крупный бисер.

 Описание. Ребенку предлагают по образцу (лист 23) нанизывать бусы.

 Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

 Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

 5. Выкладывание палочек

 Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

 Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из

 палочек.

 а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);

 б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек

 (карточки);

 в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13

 палочек (карточки);

 г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей,

 состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

 Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и

 т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

 6. Выкладывание узора из мозаики

 Оборудование: мозаика, образец.

 Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из

 мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

 Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор,

 силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор,

 силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

 7. Удочка

 Описание: дети становятся в круг, взрослый в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набивным мешочком. По сигналу: «Ловлю!» - взрослый вращает шнур, постепенно его удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся ног играющего, значит, он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур до тех пор, пока кого- нибудь не поймает.

 8. По новым местам !

 Описание: играющие становятся в круг, каждый в нарисованный кружок. Взрослый говорит: «На прогулку!» Все дети идут за ним в колонне по одному под разученную песню или врассыпную. По команде взрослого: «По новым местам!» - играющие разбегаются по кружкам. Каждый должен встать на новый кружок. Занявшие места последними проигрывают.

 9.Найди мяч

 Описание: играющие становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга.

 Водящий выходит на середину круга.

 Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера.

 Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается

 угадать, у кого находится мяч. Обращаясь, то к одному, то к другому ребенку, он говорит: «Руки!» По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч, или кто уронил мяч, становится водящим.

 10. «Чайничек с крышечкой»

 Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля.

 Описание: «Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)

 На чайничке - крышечка (левая рука - в кулак, правая - делает ладонью круговые движения над кулаком).

 На крышечке - шишечка (вертикальные движения кулаками).

 В шишечке - дырочка (указательный и большой пальцы делают колечко).

 Из дырочки - пар идет (указательным пальцем рисуются спиральки).

 Пар идет из дырочки.

 Дырочка - в шишечке.

 Шишечка - в крышечке

 Крышечка на чайничке.

 10. Растяжка «Звезда»

 Описание: ребенку предлагается изобразить своим телом звезду, слегка раздвинув руки и ноги, а затем сделав растяжку.

 11. Растяжка «Дерево»

 Описание: ребенку предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается вначале в росток, затем в дерево. Напрячь все мышцы тела, вытянув руки вверх. Подул ветер - пусть ребенок покачивает телом, имитируя дерево.

 12. «Травинка на ветру»

 Описание: ребенку предлагается изобразить своим телом травинку. Начинает дуть ветер - травинка наклоняется до земли; ветер затихает - травинка выпрямляется - тянется к солнцу.

 13. «Лучики»

 Описание: ребенку предлагается поочередно напрягать и расслаблять т левое плечо, левую руку, левый бок, левую ногу, затем все с правой стороны.

 14. «Кулак, ребро, ладонь».

 Описание: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, постепенно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет движения сначала одной рукой, затем другой, затем обеими руками.

 15. «Колпак мой треугольный» .

 Описание: ребенок повторяет слова: «колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак», выполняя последовательно следующие движения ( постепенно заменяя ими слова) : колпак - показывая на голову; треугольный - рисуя в воздухе треугольник; мой - показывая на себя.

 Упражнения для релаксации и визуализации.

 Цель: развитие рефлексии ощущений и навыков, полученных во время занятия, что способствуют развитию произвольного внимания, умения контролировать свои чувства и эмоции; упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

 1. Опиши друга

 Описание: два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга.

 2. Прикосновения

 Описание: ребенок закрывает глаза, а кто-то из присутствующих дотрагивается к рукам. Малыш отгадывает и называет по имени.

 3.Поза покоя.

 Описание:

 Все умеют танцевать,

 Прыгать, бегать, рисовать,

 Но пока не все умеют

 Расслабляться, отдыхать.

 Есть у нас игра такая -

 Очень легкая, простая,

 Замедляется движение,

 Исчезает напряжение…

 И становится понятно-

 Расслабление приятно!

 4.»Кулачки»

 Инструкция: сожмите кулачки покрепче, еще сильнее, крепко - крепко. Устали. Расслабили кулачки, отдохнули. Повтор упражнения несколько раз.

 5.»Штанга»

 Инструкция: встаньте, представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены. Тяжело, руки устали. Бросаем штангу. Пуки расслаблены, отдыхают, не напряжены.

 Мы готовимся к рекорду.

 Будем заниматься спортом.

 Штангу с пола поднимаем,

 Крепко держим…

 И бросаем.

 Наши мышцы не устали,

 А еще сильнее стали!

 6. «Шарик»

 Описание: представьте, что вы надуваете шарик. Положите руку на живот:

 Вот как шарик надуваем

 И рукою проверяем (вдох),

 Шарик лопнул, выдыхаем,

 Наши мышцы расслабляем.

 Дышится легко, ровно, глубоко.

 7. «Ковер - самолет»

 Описание: лежа: « представьте, что вы летите на ковре - самолете. Ковер летит медленно и плавно. Покачивает нас, убаюкивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, деревья, поля, леса, реки, озера…Постепенно ковер - самолет снижается и приземляется в нашей комнате… Дышится легко, ровно, глубоко».

 8.Упражнения на расслабление

 Описание:

 1.Полностью расслабьтесь и подумайте о чем- нибудь приятном.

 2.Напрягитесь , при этом подумайте о чем- либо неприятном.

 3. Расслабьте лицевые мышцы и широко зевните, при этом подумав:"Как мне скучно, так, что хочется спать".

 4.Расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем- либо радостном.

 5.Расслабьте лицевые мышцы и сведите губы в напряженное "о".

 6Расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением" "Зачем меня заставляют это делать?", спокойно закройте глаза.

 7.Расслабьте лицевые мышцы и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте:"Как мне это надоело!".

 8.Расслабьте лицевые мышцы, втяните губы в трубочку , а затем растяните губы в улыбке.

 Глазодвигательные упражнения.

 Цель: глазодвигательные упражнения особенно важны для детей с нарушением зрения: они позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, развить зрительные функции, улучшить циркуляцию крови в органе зрения, укрепить глазодвигательные мышцы, снять зрительное утомление.

 1.Упражнения для шести основных глазных мускулов.

 1. Встать и расслабится, смотреть вперед в одном направлении.

 2. поочередно смотреть вверх – вниз (10 раз)

 3. поочередно смотреть влево – вправо (10)

 4. поочередно смотреть вправо –вверх, влево –вниз(10)

 5. поочередно смотреть влево – вверх, вправо – вниз (10)

 2.Упражнение «Пчела на носу».

 Села мне на нос пчела,

 Не легка, не тяжела.

 Я руками не машу,

 Носом я ее толкну.

 Я наморщил сильно нос,

 А когда его расслабил,

 То пчелы и след растаял.

 3.Упражнения на аккомодацию.

 1.стоя прямо, посмотреть на кончик носа (3-5 сек.)

 2.посмотреть вдаль (10 -15)

 3.зафиксировать взгляд на переносице (3-5сек)

 4. посмотреть вдаль (10 -15)

 4.Упражнение «Недовольный».

 Я сегодня недоволен,

 Я сегодня недоспал.

 Сильно я нахмурил брови,

 Подержал так …. И устал.

 Не могу я долго злиться,

 Я играть давно хочу.

 Лучше я расслаблю лобик

 И к ребятам подойду.

 5.Корригирующая гимнастика для глаз.

 1. Моргайте на каждый вдох и выдох.

 2. Поднять взгляд к потолку, не поднимая головы и двигая телом. (5-6 р)

 3.Стоя с мячом. Перебрасывая из рук в руки мяч, моргать при каждом касании его руками.

 4.Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты, а глазные яблоки двигаться вместе с головой.

 5. «Письмо носом». Закройте глаза. Используя нос, как ручку «пишите» или «рисуйте» им, что -либо в воздухе. Глаза при этом прикрыты.

 6.Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц.

 Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,

 А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

 Не догнали – спрятались (зажмурили)

 Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

 Стали круглыми, большими (максимально раскрыть)

 Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

 7.Упражнение «Раз, два, три»

 Раз - налево, два - направо,

 Три - наверх, четыре - вниз,

 А теперь по кругу смотрим,

 Чтобы лучше видеть мир.

 Взгляд направим ближе - дальше,

 Тренируем мышцы глаз.

 Видеть скоро станем лучше,

 Убедитесь вы сейчас!

 Игры и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания.

 1. Найди два одинаковых предмета

 Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

 Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

 Описание. Ребенку предлагается:

 а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов

 б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо

 найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

 в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

 Инструкция:

 а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

 б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания»

 2.Найди отличия

 Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение

 внимания.

 Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

 Описание. Ребенку предлагаются:

 а)серия картинок по две картинки на каждой карточке; в

 каждой картинке надо найти пять отличий;

 б) карточка с изображением двух картинок , отличающихся

 друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

 Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

 3.Смешанный лес

 Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять

 Внимание, учить узнавать предметы в условиях затруднённого восприятия (зашумление, заслонённость)

 Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

 Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных

 деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

 Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».

 4.Срисовывание по клеточкам

 Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

 Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1х1) см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.

 Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на

 чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:

 1-й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур ;

 2-й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур.

 Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен !»

 Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не

 рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

 5. Найди тень

 Цель: развитие наблюдательности, учить целостно прослеживать контур предметов простой и сложной конфигурации.

 Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой тени.

 Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображены какие то предметы и их тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».

 6.Что где лежит?

 Цель: развитие произвольного внимания.

 Оборудование: бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.

 Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно

 предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух

 вариантах.

 1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).

 2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

 Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на

 которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».

 7. Строители

 Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

 Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а

 три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой

 карандаш.

 Описание. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы , чтобы все три рисунка соответствовали образцу .

 Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не

 дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

 8.Найди героев передачи

 Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания, учить дополнять знакомую форму недостающей части, узнавать предмет в неполном предметно - силуэтном изображении (пересечение контуров), учить целостно прослеживать контур предметов простой и сложной конфигурации.

 Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.

 Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

 Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».

 9.Найди дорожку

 Цель: Развитие произвольного внимания.

 Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

 Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

 Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт.

 Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель».

 10.Найди двух одинаковых животных

 Цель: развитие произвольного внимания.

 Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов)

 Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых

 животных.

 Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».

 11. Воспроизведение геометрических фигур

 Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

 Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13х10 см).

 Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

 Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и

 постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу

 карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце»

 12.Кто внимательнее?

 Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.

 Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.

 Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинку с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее

 (меньшее) количество предметов.

 Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой выбор. Начинай играть».

 13.Лото

 Цель: развитие произвольного внимания.

 Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

 Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

 Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой

 изображены знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изображен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки- картинки своей карты. Он и станет победителем».

 Примечание. На первом этапе игры ведущий является взрослый, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.

 Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в следующей последовательности:

 1. Найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата;

 2. Найди в предметах знакомые геометрические фигуры;

 3. Затем предлагается просто материал, состоящий из множества различных

 геометрических фигур;

 14. «Что слышно?»

 Цель: развитие слухового снимания.

 Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

 Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что

 происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они

 слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

 Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

 Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.

 Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

 15.Слушай звуки !

 Цель: развитие произвольного внимания.

 Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.

 Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с

 услышанными звуками: низкий звук - становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук - становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

 Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки !» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу (плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны ! Начинаем играть».

 Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.

 16. Разведчики

 Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.

 Оборудование: стулья.

 Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок «разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.

 Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и

 придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».

 Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.

 17.Съедобное - несъедобное

 Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.

 Оборудование: мяч, мел.

 Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет)

 ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

 Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».

 Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5-6 классов.

 Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла,

 лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор,

 огурец, ножницы и т.д.

 17.Слушаем тишину

 Описание: предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине.

 18. Исключение лишнего.

 Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

 Инструкция: Посмотри внимательно на изображенные предметы и найди среди них такой, который отличается от других. Объясни свой выбор.

 Примечание: можно использовать «Прозрачный квадрат» Воскобовича, «Геометрические блоки» Дьенеша.

 19.Нарисуй круг и треугольник.

 Цель: тренировка распределения внимания.

 Описание: ребенок должен рисовать одновременно двумя руками на одном листе: круг - одной рукой, треугольник - другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).

 20. Летает - не летает.

 Цель: развитие моторно - двигательного внимания.

 Описание: ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

 Список названия предметов: орел, змея, диван, самолет, крокодил, ласточка, баран, муха, вертолет, чайка, дом, стол, собака, дерево, чайка, воробей, стрекоза, луна и др.

 21.Задания типа корректурной пробы

 Цель: развитие устойчивости внимания.

 Описание: 1. 1 строка, 1 знак; 2 строки, 1 знак.

 2. 3 строки, 2 знака; 2 строки, 2 знака, 1 символ.

 3. 3 строки, 2 знака, 1 символ ; 4 строки, 3 знака, 2 символ и т.д.

 Инструкция: Сейчас ты будешь искать, и вычеркивать те знаки, которые я скажу.

 Литература:

 Григорьева Л.П. «Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями». Дефектология №1, 2002г.; №2, 2003г.

 Психология воспитания детей с нарушением зрения. Под ред. Солнцевой Л.И. и Денискиной В.З., М. 2004г.

 Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2000 г.

 Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль,1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...

нарушение просодической стороны речи и их коррекция у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

В этой статье будут затронуты такие понятия, как просодика, темп, ритм, интонация, речевое дыхание. В кратце расскажу о коррекции (упражнения, игры) у детей дошкольного возраста имеющие нарушения в пр...

Нарушения эмоционально-волевой сферы и пути коррекции у детей дошкольного возраста

Речь идет о детях с особенностями в развитии эмоционально-личностной сферы, вызванными расстройствами аутистического спектра, нарушениями сенсорной интеграции, СДВГ, множественными нарушениями в разви...

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития речи детей старшего дошколь...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста».

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, в...

Су-джок игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.

Су-джок игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста....