Консультация для родителей
консультация на тему

Смелянская Ольга Матвеевна

Консультация для родителей "Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_igry.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников»

     Как подготовить малыша к школе без перегрузки для него? Для дошкольника самый благодатный материал — игра: дидактическая, ролевая, подвижная с правилами. Например, как тренируется такая важная для человека способность, как ориентировка в пространстве?

Ориентировка в пространстве — основа пространственного мышления (звуковой анализ слова, математика, химия, физика как минимум), а если посмотреть шире — основа способности выживать и адаптироваться. У части людей быстрая скорость реакции и ориентировка в пространстве — врождённые качества. Но и развивать их тоже можно в широких границах. Особенно эффективно ориентировка в пространстве может быть развита в детстве.

Виды пространственной ориентировки:

1. ориентировка в схеме тела,
2. ориентировка в пространстве,
3. ориентировка на плоскости.

     Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простая ориентировка — «покажи глазки, ушки» и так далее — уже в раннем возрасте. В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое — «вверху-внизу», «впереди-позади» и, менее очевидное, «справа-слева». Четырёх-пятилетний ребёнок осваивает ориентировку в пространстве, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху — где голова, внизу — где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с ребёнком правую и левую стороны тела. Если малышу трудно запомнить это, то надо создать какие-то «якоря».

«Якоря» для ориентировки в пространстве

     Часто таким «якорем» становится ведущая рука. Ребёнку говорят: «Ты держишь ложку (карандаш, ножницы), допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая».

     Такой способ срабатывает не у всех. Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка или надет браслет.     Ещё одним «якорем» для детей дошкольного возраста может стать сердце. Мы говорим малышу: «Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним левая рука, левая сторона тела»

Ориентировка в пространстве с помощью игр

Игра «Далеко — близко»

     В эту игру на ориентировку в пространстве можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше игру усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

Игра «Дотронься до…»

     Популярная у многих логопедов игра на ориентировку в схеме тела. Игра малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт такие задания:

  1. дотянись правой рукой через голову до левого уха,
  2. погладь левой рукой правое колено,
  3. почеши левой рукой левую ногу,
  4. надуй правую щёку и т.д.

Игра «Весёлая зарядка»

    Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде «Правая (левая) рука (нога) в сторону (вверх, вперёд) и т.д.» Далее следуют шаги: «Шаг назад, два шага вперёд, шаг вправо, четыре шага влево». Шаги можно заменить прыжками. Кроме ориентировки в пространстве дети учатся чётко выполнять команды.

Игра «Куда змея ползёт»

     Детям надо стать «змейкой». Взрослый даёт команды, а «змейка ползёт» в указанном направлении. Поменяйте «змейку» на другой движущийся предмет, и для ребёнка это будет новая игра. Малыши, например, любят «ездить в автомобиле».

Игра «Найди клад»

     Тоже классная игра для развития ориентировки в пространстве. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для ребёнка или просто конфеты (если игра, например, на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите, что это клад, и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: «Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад».

Игра «Поставь игрушки, как я скажу»

     Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: «Поставь игрушки так, как я тебе скажу». Примеры заданий.

  1. Поставь на столе перед собой собачку.
  2. Справа от собачки поставь мишку.
  3. Позади мишки поставь машинку и т.д.

Игра «Фокус-покус» - поможет преодолеть «зеркальность»  в отражении действий

     Скажите ребёнку, что вы знаете один фокус. Посадите плюшевого зайца (или любую другую подобную игрушку) спиной к малышу и попросите показать, где у него правая лапка. Повяжите на эту лапку зайца и на правую руку малыша ленточки. Поверните игрушку и ребёнка «лицом» друг к другу. Что же вышло? Ленточки, повязанные на правую конечность ребёнка и игрушки, оказались с разных сторон! Опять разверните зайца спиной. Ленточки совпадают. Дайте возможность малышу самому покрутить игрушку, чтобы понять фокус.

Игра «Крутись-вертись»

     1. Начинаем крутиться-вертеться. Диалоги такие. «Повернись лицом к окну. Что  справа от тебя, что слева. А теперь повернись спиной к шкафу и тоже что слева, что справа. Где стол по отношению к тебе. А где он по отношению ко мне и прочее».
2. Дети любят учить взрослых. Этим тоже можно пользоваться время от времени. Поменявшись с малышом ролями ориентируйтесь, допуская ошибки. Будет здорово, если ребёнок ваши ошибки заметит и объяснит, как будет правильно.
3. Войдя во вкус, дети начинают предлагать собственные варианты игры на ориентировку в пространстве.

Крутись, вертись.

Куда хочешь, повернись.

Стоп! Остановись!

Крутишься-вертишься с закрытыми глазами. Стоп! Смотри и скажи быстро: что слева, что справа.

      В подобных играх на преодоление зеркальности ребёнку важно осознать, что левая рука так и останется левой, как бы он не повернулся. Сердце стучит слева и рядом с ним левая рука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...