"Рекомендации по речевому развитию детей"
консультация (средняя группа) на тему

Волкова Наталья Семеновна

для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по речевому развитию ребенка

Далеко не каждый родитель догадывается, что задержка в формировании речи часто возникает не столько в связи с патологиями или незрелостью органов речи, сколько вод воздействием неблагоприятной речевой среды. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими по принципу подражания, поэтому необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически правильной.

 Любое нарушение речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Он может стать молчаливым, застенчивым, нерешительным, даже агрессивным, расторможенным. Наличие своевременной и правильной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения в речевом развитии.

 Но если у вашего ребенка есть проблемы в развитии речи, то очень важно не растеряться в этой ситуации. Реально помочь ребенку может только спокойный, образованный, уверенный в себе родитель. Если вы хотите избежать печальных последствий и научить ребенка правильно говорить, то отнеситесь с вниманием к следующим советам:

 • Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

 • Смягчайте речевые неудачи малыша, внося в них долю юмора. Хвалите даже за самый маленький успех.

 • Внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы он чувствовал вашу заинтересованность.

 • Не критикуйте, а корректно исправляйте неправильную речь.

 • Не искажайте слова при общении с ребенком, не имитируйте детскую речь.

 • Задав вопрос, делайте паузу, оставляя место для ответа.

 • Проговаривайте вслух то, что вы видите и слышите; описывайте действия ребенка, как бы подсказывая ему нужные слова.

 •Уделяйте детям как можно больше внимания для общения, игр, массажа, упражнений и это окупится с лихвой.

 Нередко у детей возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. В этом случае можно предложить несколько упражнений, которые помогут снять это напряжение, научат детей ощущать движение языка, губ, челюсти. При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования;

 • занимайтесь ежедневно по 10-15 минут перед зеркалом;

 • движения проводите неторопливо, четко, ритмично;

 • сравнивайте образец своих действий с действиями ребенка;

 • следите, чтобы ребенок не уставал от гимнастики.

 Некоторые несложные и полезные упражнения для губ и языка

 «Лопаточка» (положить широкий язык на нижнюю губу)

 «Иголочка» (высунуть узкий язык вперед)

 «Качели» (широкий язык поднимается на верхнюю губу — опускается на нижнюю, верхнюю — нижнюю; затем так же на зубы; верхние — нижние, потом за зубы: верхние — нижние) .

 «Вкусное варенье» (облизывать кончиком языка верхнюю губу)

 «Лошадка» («поцокать», пощелкать языком) .

 «Часы» (язык вправо-влево)

 «Трубочка» (несомкнутые губы вытянуть вперед, как для звука «у»)

 «Улыбка» (губы растянуть в улыбке, как для звука «и») .

 «Чашечка» (положить широкий язык на нижнюю губу и приподнять края языка) .

 Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхания. Развитие мелкой моторики очень важно, потому что центры ответственные за движение руки, за артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, вы готовите почву для правильного выполнения артикуляционных движений, для этого есть множество пальчиковых игр («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» и т. д., можно собирать мозаику, перебирать крупу, пуговицы.

 Очень хорошо проводить массаж пальчиков, особенно тщательно массируя их кончики. Ребенку будет веселей и интересней, если вы при этом будете рассказывать стихи:

 «Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка, этот пальчик — я, вот и вся моя семья», начиная с большого пальца. Или: «Этот пальчик — в лес пошел, этот пальчик — гриб нашел, этот пальчик — чистить стал, этот пальчик — жарить стал, этот пальчик —все съел, от того и потолстел», начиная с мизинца.

 Как видите - ничего сложного! Желаем вам удачи, успехов в занятиях с вашими детьми. Главное, любите их, знайте, что вы им нужны, и никто не сможет им помочь так, как вы, самые близкие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...

Рекомендации по речевому развитию детей 4-5 лет.

Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! ...

Методические рекомендации по речевому развитию детей 3-4 лет

В данной статье представлены речевые особенности детей 3-4 лет. Показаны примерные игры и упражнения, которые можно использовать с детьми в этом возрасте. Материал будет полезен воспитателям, родителя...