Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, используя народные подвижные игры Поволжья.
консультация на тему

Булах Оксана Витальевна
Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotizm.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста,  используя народные подвижные игры Поволжья.

Подготовила:

Булах Оксана Витальевна

г.о. Тольятти, 2014г.

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального Государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную религиозную терпимость. Задача эта особенно актуальна  для города Тольятти,  который по численности занимает 18-е место в России. По данным всероссийской переписи населения 2002 года в городе проживали люди 104 национальностей. Пятерка национальностей с наибольшим количеством проживающих в городе выглядит следующим образом: в этническом составе преобладают русские (83,2 %), проживают татары (3,8 %), украинцы (2,8 %), мордва (2,0 %), чуваши (1,8 %), прочие национальности составляют в сумме 6,4 % (2002). В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, посредством приобщения детей к национальным игровым традициям. Введение детей в национальную культуру  мы реализуем через следующие задачи:

1.Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья;

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах;

3.Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой);

4. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и играм народов Поволжья.

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Их разнообразие огромно. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.  Мы предлагаем рейтинг подвижных игр нашего детского сада. На вопрос  «Назовите подвижные игры, в которые вы играли в детстве» или «В какие игры вы любите играть (для самых маленьких) отвечали  3 поколения  в возрасте  от 5 до 65 лет.  Количество опрошенных  составило 86 человек. Всего респондентами были названы 38  подвижных игр. Среди них лидирующие позиции занимают:

  • на 10 месте  игра «Футбол», «Кандалы» («Цепи»), «Скакалки»;
  • на 9 игра «12 палочек»;
  • 8-е место разделили  игры «Жмурки», «Резинки», «Штандер»;
  • на 7 «Лягушки»;
  • на 6 «Лапта»;
  • на 5 «Классики»;
  • на 4 «Казаки – разбойники»;
  • на 3 «Прятки»;
  • на 2 игра «Вышибалы»;
  • на 1 игра «Догонялки» («Ловишки»).

В результате опроса мы пришли к выводу, что одинаковые игры объединяли целые поколения людей, находящихся в разных концах бывшего СССР,  а теперь России, то есть люди, проживавшие в одно и тоже время в России,   Украине, Белоруссии, Казахстане и других союзных республиках играли в одни и те же  игры:

  • поколение 60 – 70-х: «Лапта», «Чижик», «Клек», «Городки», «Вышибалы», «Штандер», «Казаки – разбойники», «Прятки»;
  • Поколение 80 – 90-х: «Резиночки», «Штандер», «Вышибалы», «Классики», «Казаки – разбойники»,  «Прятки»;
  • Поколение 2000-х: «Чай – чай выручай», «Винкс»,  «Драконы и оборотни», «Вышибалы», «Штандер», «Жмурки».

        Народные игры интересны и современным детям.  Так для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с интернациональным. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр («Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»). Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям»), детская борьба-возня и др. Вместе с тем эти игры служат выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники» и др.). Многочисленны игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста»).

Прекрасная природа Южного Урала способствовала развитию башкирских народных игр, фольклора. В древнем искусстве башкир  сочетались драма, музыка, танец, игра.  Дети, наблюдая за игровыми упражнениями взрослых, стремились освоить необходимые навыки. Взрослые готовили детей к этим упражнениям. С 4-5-летнего возраста мальчиков начинали обучать верховой езде. Мальчики чуть постарше тренировались в стрельбе из лука, постигали премудрости охотничьего мастерства. Башкир - охотник, воин, отличный наездник - должен был передать свои умения и навыки сыновьям. Современные народные башкирские игры  пользуются популярностью. Известны игры в «Альчики», «Городки», («Бура»), «Чижик», «Прятки», с мячом, с деревянным шаром. Играют в них и мальчики, и девочки. Ряд башкирских игр содержит элементы театрализации. Одни из них сопровождаются песнями, другие основаны на танцевальных движениях. Встречаются игры, которые развиваются в форме драматического диалога, например «Возьму птенца», «Спрячу платочек», «Медведи-волки есть ли тут?», «Кольцо», «Верблюд».

Современные игры в Бурятии имеют самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики. В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных (разные виды игры «Шагай»  и др.). В популярных среди молодежи шуточных танцах-играх часто также изображаются действия животных или птиц («Медвежий танец», «Танец тетеревов» и др.). В этих танцах-играх нашел отражение охотничий промысел, распространенный в лесных районах Бурятии.

 

Татарский народ тоже богат на игры и праздники. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского языка означает «праздник плуга». Люди радовались пробуждению природы и хотели задобрить землю, чтобы она подарила богатый урожай. Сабантуй – это массовое гуляние и, конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке, битье горшков, перетягивание каната, бег в мешках.   Дети   играли в    «Дедушка с посошком»,  «Ящерица», «Летели – Летели».

Чувашские игры: «Хищник в море», «Рыбки» (Пула), «Луна или солнце»;  марийские народные игры: «Катание мяча», «Биляша»; удмуртские игры: «Водяной», «Серый зайка», «Охота на лося» и т.д.

Игры народов Поволжья возникали  свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п.   Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т. п.), а также придумывались наказания проигравшему.

 

Широкое использование фольклора   в подвижных играх способствует ознакомлению детей с традициями разных народов. Кроме познавательного фольклор имеет важное воспитательное значение, так как показывает эстетическое богатство культуры народов Поволжья. В результате  у воспитанников детского сада формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру, целостные представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья.

Вся работа по  ознакомлению детей с подвижными играми народов Поволжья проходит в тесном контакте с семьей. Родители стали активными участниками проектов, помогают в оформлении фотовыставок о любимых играх детства, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок.

В результате ознакомления детей с подвижными играми народов Поволжья воспитанники нашего детского сада достигли следующих результатов:

  1. Умеют самостоятельно играть в  народные подвижные игры.  
  2. Дети используют   в активной речи жеребьевки, считалки, загадки.
  3. Дети осмысленно и активно участвуют   в русских народных праздниках.  
  4. Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.
  5. Используют  атрибуты русской народной культуры (костюмы, головные уборы) в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Литература:

Кенеман  А.В. Детские подвижные игры народов СССР.- М.: Просвещение, 1988г.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста».

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма"....

Тема:«Ознакомление детей с окружающей действительностью – как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»

Презентация на тему "Ознакомление детей с окружающей действительностью - как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста"....

Конспект спортивного развлечения по физкультуре для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные подвижные игры».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида       Конспект спортивного развлечения  по физкультуре для детей стар...