Консультация для родителей. КАК РАЗБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ ЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЬ?
консультация на тему

Ольга Гибадулловна Газиева
КАК РАЗБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ ЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЬ? У родителей часто возникает вопрос, как научить ребенка читать. Предлагаю вам методы и советы, которые вам в этом помогут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitayu.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК  РАЗБУДИТЬ  В  РЕБЕНКЕ ЖЕЛАНИЕ  ЧИТАТЬ?

У родителей часто возникает вопрос, как научить ребенка читать. Предлагаю вам методы и советы, которые вам в этом помогут.

Есть этап технического чтения, что называется «голый» навык и есть этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.  Советуем несколько условий, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое – то есть сам еще читать не хочет и по-настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

  • Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия! Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать –ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.
  • Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.
  • Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
  • Берите для первого чтения только подходящие книжки- яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах- их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля –

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находиться на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интересный текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте. А потом у отца / у домашних/ категорически «нет времени» на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему... Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать. И читают с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод искры Даунис /детского психолога/

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлесона, где он всего в двух крупных строчках сообщает, что его любит и хочет с ним дружить. А подарок для него находиться там то и там то. Подарок в нужном месте находиться.  Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говориться, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длинеее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод неграмотной татарской женщины.

У одной татарской женщины достаточно смышленый сын в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка- баба Катя. И мальчик решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать – плохо и с ошибками. Баба Катя решила по воспитывать соседского мальчика «Ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись, как следует, тогда и хвались».

Что тут стало с матерью! «Зачем ты обижаешь моего ребенка? Бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!) И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием.»Я ее выгнала- рассказала она. И сказала этой бабе Кате – не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне»  

Дальше –больше. Мать зарабатывает очень мало, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. «Тогда,- объясняла она сыну - ручки меньше болят». Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери: «Ты чего мама, плачешь?»

- Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь ученым и много книжек прочитаешь.

- Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать. Когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. А сейчас сын стал очень хорошим математиком.

Советы родителям

  • Определите для книг заметное место в квартире
  • Создать различные семейные ритуалы, связанные с книгами. Самый простой из них, но в то же время бесценный, -это чтение малышу перед сном. Сюжет для чтения на ночь не должен быть устрашающим.
  • Включайте в «репертуар» книги, в которых есть узнаваемые для малыша ситуации, непосредственно связанные с его жизнью. Побывали с ним в зоопарке –по свежим следам возьмите для чтения хорошую книгу о животных.
  • Старайтесь при чтении ребенку вслух постепенно превратить его из пассивного слушателя в активного «переработчика» информации. Задавайте по ходу чтения вопросы: как ты думаешь, почему на картинке этот мальчик грустит? И т.д. Время от времени прерывайтесь, чтобы узнать мнение малыша о том, например, что произойдет с главным персонажем книги дальше, и т.п.
  • Если малыш уже потихоньку сам начинает читать, постарайтесь, чтобы это происходило каждый день и в определенное время. Поначалу можно быть рядом, просто слушая его или обсуждая прочитанное.
  • Подпишите ребенка на интересный детский журнал. Они с нетерпением будут ожидать каждого номера, а о том, чтобы прочитывался он или самостоятельно, можно договориться заранее.
  • Постарайтесь найти к одной из детских книг соответствующую аудиозапись. Дайте книгу в руки ребенку, включите запись и попросите его следить по тексту, отмечая, где звуковое сопровождение совпадает с текстом, а где не очень. Такая тренировка полезна и для  выработки навыка беглого чтения, и для понимания текста.
  • Неплохим стимулом может стать чтение по ролям- вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи. Волей –неволей придется и маленькому упрямцу взять в руки книгу.

Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...