Главные вкладки

    Семья как важный фактор психического развития ребенка.
    статья на тему

    Налётова Наталья Яковлевна

    Материал статьи полезен как родителям, так и воспитателям. Материал статьи можно использовать при проведении родительского собрания  о влиянии семьи на развитие ребенка. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семья как важный фактор психического развития ребенка.

    Здоровье – понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

    Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

    Здоровье – это состояние полного физического, психического и социально-нравственного благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.

    Основываясь на данное определение, можно выделить следующие компоненты здоровья:

    − физическое;

    − психическое;

    − социальное; 

    − нравственное здоровье.

    • Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
    • Здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
    • Здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
    • Здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

              Все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.

           Психически здоровый человек – это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

    В результате исследования Джюэтта, изучавшего психические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психически здорового человека, который приводится многими исследователями

    неблагоприятные семейные факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка:

    Проблемный характер семьи (антипедагогическая семья; семья ведущая аморальный, асоциальный образ жизни; семья, находящаяся в конфликтных отношениях внутри себя и с обществом, и др.);

                Нарушение правил семейного воспитания (эмоциональное отвержение членов семьи (ребенка в частности), гипертрофированная моральная ответственность, гипоопека (гипер – много, гипо – мало) и др.).

                 

                Неправильный стиль семейного воспитания

    Стиль семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. Выделяют 4 стиля воспитания:

    − авторитетный стиль;

    − авторитарный стиль;

    − либеральный стиль;

    − индифферентный

    1 − Авторитетный стиль (принимающий, демократический) —  родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; они допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности: они равны, уважают друг друга.

    2 − Авторитарный стиль (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный) – отношения холодные. Родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Они закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

    3 − Либеральный стиль (либерально-попустительский, бесконтрольный) – родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

    4 − Индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку) – родители не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Они закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

     правила правильного семейного воспитания:

    • 1. Помните: от того, как Вы, родители, разбудите своего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
    • 2. Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не нужно при встрече с ребенком сразу спрашивать «Что он ел и пил?», ругать его за испачканные вещи, его плохое поведение и пр. Обязательно поинтересуйтесь: «Что было интересного в садике?», «Чем он занимался?», «С кем помирился, а с кем поссорился?», «В какие игры игра?», «Что нового узнал?», «Как его успехи?» и т.д.
    • 3. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Не скупитесь на похвалы. Почему-то в жизни часто бывает так, что на плохих делах внимание заостряется, а на хороших — нет. А ведь добрые слова много значат для детей.
    • 4. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок – единственный в своем роде, непохож ни на кого. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами.
    • 5. Ребенок обязательно должен знать и чувствовать, что он любим. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого захочется. Но постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью.
    • 6. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Дружеские отношения с родителями помогают укрепить детскую психику. В целом мирная обстановка в семье делает детей спокойными и уравновешенными.

    Каждый родитель должен задуматься и выбрать для себя правильный стиль воспитания своего ребенка, думая о дальнейших последствиях своего выбора.

    Помните, что психическое здоровье Ваших детей в Ваших руках!

    Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.

                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семья как важный фактор психического развития ребенка.

    Материал статьи полезен как родителям, так и воспитателям. Материал статьи можно использовать при проведении родительского собрания  о влиянии семьи на развитие ребенка....

    Семья как важный фактор психического развития ребенка.

    Материал статьи полезен как родителям, так и воспитателям. Материал статьи можно использовать при проведении родительского собрания  о влиянии семьи на развитие ребенка....

    Семья -как важный фактор психического развития ребенка

    Презентация для родителей.Краткий и доступный рассказ о роли семьи в воспитании ,развитии и формировании ребенка ....

    Семья как важный фактор психического развития ребенка.

    Что такое семья?Ее положительные и отрицательные способы влияния на жизнь и развитие ребенка...

    Консультация для родителей «Семья как важный фактор психического развития ребенка»

    Проблема влияния семьи на психическое развитие ребенка является актуальной и требует пристального рассмотрения....

    «Семья как важный фактор психического развития ребенка»

    Данный материал будет полезен родителям воспитанников дошкольных образовательных учреждений, воспитателям подготовительной группы (6-7 лет). Проблема влияния семьи на психическое развитие ребенка акту...

    Консультация для родителей «Семья как важный фактор психического развития ребенка»

    Данная консультация поможет родителям выбрать ориентир при воспитании своего ребёнка....