Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье.
консультация на тему

Алексеенко Галина Ивановна

    От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx94.96 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание девочек и мальчиков

в семье.

    От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах  многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".

Рекомендации  по воспитанию девочек:

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные  отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам  нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).  

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

 Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ И ВОСПИТАНИЕ.


          Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. Мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, — значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.
        Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2—4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам и мальчики и девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.
       По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т. д.



ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧКИ. 


У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.
Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе.
В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.
Краткая характеристика психологических особенностей девочек позво-ляет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.
Появление в семье ребенка прежде всего требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Забо-тясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек — все это служит интересам такого развития.



 Перейти вниз



http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

РОЛЬ МАТЕРИ В ЖИЗНИ ДОЧЕРИ.


Главным воспитателем детей в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, ма-теринские чувства являются определяющими в ее отношении к своему мла-денцу. Естественно, что и дети отвечают матери соответствующим образом, между ними, особенно в раннем возрасте ребенка, обычно устанавлива-ются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.
Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь, прежде всего у матери, перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.
Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде. Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.


Вернуться к началу Перейти вниз 




http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   http://illiweb.com/fa/empty.gif

РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДОЧЕРИ.


Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию лю-бознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.
Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке до-школьного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. На-личие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.


Вернуться к началу Перейти вниз



http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   http://illiweb.com/fa/empty.gif

ДОЧЬ — ШКОЛЬНИЦА. 
Поступление ребенка в школу большое событие для него и его родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей — установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.
В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возмож-ность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.
Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с ребенком. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по-прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.
Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенство-вать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение: девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов. Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.
Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

Вернуться к началу Перейти вниз



http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   http://illiweb.com/fa/empty.gif

ПЕРВЫЕ УРОКИ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ — В СЕМЬЕ.

В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется. Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.
Испытывая определенные трудности с учебой в 5—6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.


ПОЧЕМУ ДЕВОЧКИ ИНОГДА ВЕДУТ СЕБЯ КАК МАЛЧИКИ? –

 СИЛЬНЫЙ ПАПА.
Привлекательный образ отца — главы семьи, конечно, увлекает под-растающую девочку, особенно если ее мама не обладает столь ярким характером, безоговорочно уступает роль лидера мужу, занимает зависимую подчиненную позицию в семье. Яркий папа, который обеспечивает семью, определяет ее образ жизни, принимает самые важные решения, может и не уделять много времени дочери. Но даже эта его недоступность, его серьезная непонятная для ребенка взрослая жизнь, делает его образ таинственно притягательным. Он становится для девочки идеалом. Стремление быть «как папа» усиливается еще несколькими моментами. Существует естественная детская влюбленность девочек в папу, который многие годы является единственным близким мужчиной, который хоть и накажет, но потом пожалеет, поможет, позаботится. Кроме того, есть социальный феномен «следования за лидером», когда члены любой общности стремятся быть ближе к своему «вожаку» и вести себя «как он». Поэтому даже отец-самодур, эксплуатирующий зависимость и терпение своей жены, может стать для девочки образцом для подражания. Различные обстоятельства могут усилить эту тенденцию и сделать ее опасной. Например, у Маши — девочки подросткового возраста, жизнь складывается следующим образом. В детстве она была очень привязана к маме. Будучи по характеру мягкой и сентиментальной девочкой, она очень нуждалась в материнском тепле. Мама, заботливая и нежная женщина, защищала ее от обид сверстников и от несправедливых нападок воспитательницы детского сада. Папа же приходил домой поздно вечером после работы, как правило, усталым, а иногда и раздраженным. К его приходу дочь либо уже спала, либо старалась не попадаться ему на глаза. Взрослея, Маша стала замечать некоторые детали семейной жизни, которых прежде не замечала. Она почувствовала, что отец не очень-то уважает маму и обычно не считается с ее мнением. Мама давно уже не работает. Сначала сидела дома с одним ребенком, теперь со вторым. Полная финансовая зависимость от супруга наложилась на ее низкую самооценку и переросла в психологическую зависимость. Постепенно мама потеряла свое влияние на мужа и на семейную жизнь, а, в конце концов, и на подрастающую дочь. Когда Маше исполнилось 13 лет, она стала участницей драматических событий, которые происходили в жизни тети. Дядя, удачливый бизнесмен, в сорок лет вдруг принял решение изменить свою жизнь. Он оставил свою жену с двумя детьми и ушел к другой женщине. После развода тетя с детьми ни в чем не нуждалась. Дядя, будучи очень ответственным человеком, оставил за собой полную финансовую ответственность за прежнюю семью. Но тетя очень переживала. Она любила своего мужа и жизни без него не представляла. Делиться своими бедами она, естественно, приходила к своей сестре, поэтому Маша была в курсе всех событий и переживаний тети. Тетя же полностью приняла роль жертвы — постоянно жаловалась на судьбу, как будто всю жизнь только и ждала этой возможности, устраивала истерики бывшему мужу по телефону из квартиры сестры, видимо, только здесь она могла решиться на такой отчаянный шаг. В результате к 14 годам Маша увидела все «прелести» женской судьбы на примере своих близких — зависимая услужливая мама и несчастная, безутешная тетя. На этом фоне единственным кумиром для дочери стал успешный и уверенный в себе папа, которого все беспрекословно слушались и старались ему угодить — как на работе, так и дома.
Маша сначала стала избегать общения с тетей, потом начала стесняться своей мамы и наконец предпочла компанию друзей-мальчиков, находя девочек недостаточно интересными и слишком эмоциональными. Она стремилась и выглядеть, и вести себя как друзья-мальчики. Появились сигареты, сильные словечки, вызывающие манеры, и, что стало самым болезненным для мамы, она стала вести себя по отношению к ней как отец — властно и снисходительно. Проблема здесь в том, что дочь отвергает женственность, так как не видит в своем окружении достойного для подражания женского идеала, и цепь жизненных обстоятельств подталкивают ее к мужскому способу самоидентификации. Ключ к решению данной ситуации — поиск женского идеала. Если вы чувствуете, что описанный сюжет в чем-то отражает вашу реальную жизненную ситуацию, то вам нужно срочно действовать. Возможно, вы не видите в своем ближайшем окружении той женщины, которая была бы интересна ва-шей дочери и характером, и образом жизни, и судьбой. Что ж, вам предстоит поискать. Ради того чтобы помочь дочери найти взрослую женщину-друга, родителям самим придется расширить круг своего общения. Можно читать с дочкой и обсуждать разные жизненные истории, которые предлагают в большом числе молодежные журналы. Полезно предложить девочке-подростку поездку в молодежный лагерь — спортивный, языковой, компьютерный и т.д. Конечно же лучше, чтобы лагерь был международным, чтобы у дочери появился опыт кросскультурного общения. Главная цель — помочь девочке избавиться от шаблонов, к которым ее подтолкнули обстоятельства ее семьи. - СИЛЬНАЯ МАМА. Женщина часто занимает лидирующую позицию в семье, но не всегда ее образ становится для дочери притягательным идеалом, к которо-му хочется стремиться. Роль женщины-лидера, видимо, в силу некой биоло-гической неестественности часто выглядит уродливо-гипертрофированно. Властные дамы в семье проявляют такую жесткость, переходящую в жесто-кость, что мужчинам и не снилось. Такая жена изводит своими претензиями и упреками мужа, постоянно придирается к детям. Если у нее бурный темперамент, то она «украшает» семейную жизнь бурными скандалами и истериками. Семья живет как на вулкане. Спокойная жизнь продолжается только до того момента, пока мама не вернулась с работы. После этого жизнь превращается в ад, когда каждый стремится угодить повелительнице. И так до ночи, пока разгоряченная женщина не устанет и не ляжет спать. Муж объясняет сохранение семьи интересами детей. Он справедливо опасается, что после развода станет жертвой мести бывшей жены и его возможность общения с детьми будет под вопросом. Кроме того, он видит себя как единственного защитника детей от авторитарной жены и опасается за их будущее без его моральной поддержки. Кроме того, он уже привык к критике и порицанию, возможно с детства, ему не составляет особого труда мириться и терпеть супругу. Этого не скажешь о детях. Они становятся жертвами противоречивого союза родителей. В особо сложную ситуацию попадает девочка-подросток. Пока девочка мала и не может противостоять напору мамы, она пытается приспособиться к ее противоречивым требованиям. В подростковом возрасте она стремится занять осмысленную самостоятельную позицию. Единственно возможной позицией на этом поле боя является попытка защитить младших детей и отца от буйства мамы. Так дочь и мать оказываются по разные стороны психологических баррикад. Такой протест против матери может привести к бессознательному протесту быть женщиной. Пример: Ольга была средним ребенком в семье и един-ственной девочкой. Будучи ранимой и чувствительной натурой, в детстве она всегда со страхом ждала появления вечно недовольной мамы после работы и рыдала, когда родители ссорились. Семейная жизнь не задалась с самого начала. Людмила еще до свадьбы была недовольна институтскими успехами своего поклонника Бориса. Она считала, что он недостаточно хорошо учится, не активно участвует в общественной жизни, у него не те друзья, он слабо подрабатывает и т.п. Она считала, что именно он виноват, что им не дали семейного общежития и они были вынуждены начать семейную жизнь в съемной квартире. Борис действительно был натурой романтичной и тонкой. Видимо, по контрасту его привлекала напористая и активная Люба. Он рассчитывал, что с возрастом ее острые углы сгладятся и они заживут спокойной семейной жизнью. Он был уверен, что у него хватит покладистости и терпения, чтобы выдержать ее непростой характер. Свадьба состоялась. Видимо, Людмила не нашла для себя другой пары, рядом с которой ее достоинства выглядели бы так сильно. С возрастом недовольство жены отнюдь не ослабло. Рождение детей не укротило ее властный характер. Ей всегда удавалось найти объект для сравнения, рядом с которым ее собственный муж выглядел не самым выигрышным об-разом. И всегда находилось то, в чем его можно было обвинить, то пеленки не постирал, то памперсы не купил, то ужин не так приготовил, то на работе повышения не может добиться. Детям тоже доставалось от мамы. Старшие традиционно старались защитить младших, а мягкому и покладистому мужу не оставалось ничего иного, как пытаться защитить себя и детей от буйных проявлений своей половины. Когда Ольга из маленькой вечно грустной девочки превратилась в живого и любопытного подростка, она по-своему поняла причины семейных проблем. Стремясь бороться с несовершенством семейной жизни, она встала на сторону доброго и, как ей казалось, беззащитного папы. Она со свойственной подросткам прямотой начала перечить матери во всем. Когда мать устроила ей скандал и отобрала деньги, то дочь просто не пришла ночью домой. Этот эпизод несколько усмирил мать. Теперь объектами для нападок остались только младший сын и отец, а дочь вставала на их сторону и чувствовала важность своей усмиряющей всех роли. Ольга не могла и не хотела скрывать своего пренебрежения к матери, которая, казалось, совсем не контролировала себя в приступах негодования. Дочь всеми способами стремилась показать свою непохожесть на маму — и в поведении, и в одежде. Она вела себя подчеркнуто спокойно и строго со всеми, кроме мамы, к которой она обращалась грубо и вызывающе. В одежде Ольга придерживалась стиля унисекс, который принципиально стирает все межполовые различия. Эти проблемы с мамой очень сблизили Ольгу с отцом. Они стали друзьями. Именно ему она доверяла тайные страницы своей подростковой жизни. В нем находила поддержку и утешение. Ольга пришла к психологу на третьем курсе института с жалобой, что она тусуется в компании с парнями, но все они обращаются с ней как с другом, а как на девушку совсем не смотрят. В этой ситуации мы видим осознанное разочарование девочки в матери. Это разочарование и протест против маминого поведения привели к бессознательному протесту против образа женщины вообще. Поэтому Ольга, будучи уже взрослой девушкой, не смогла для себя найти притягательного женского образа ни в ком из окружающих женщин — преподавательниц, родственниц, знакомых. Единственным человеком, к которому она испытывала симпатию, был отец. Так она и осталась психологически и внешне мальчиком-подростком, защитником слабых, борцом за справедливость. Так как папа в этой истории является самым близким человеком для взрослеющей дочери, то именно он может ввести ее в новый круг общения, где она увидит разные образы взрослых женщин, разные отношения между полами. Также эта проблема, как ни странно, может разрешиться новым браком отца, когда взрослая дочь сможет изнутри увидеть другие принципы организации семьи и супружеских отношений. Сможет увидеть в быту и семейных отношениях другую женщину. Здесь главное — помочь дочери выйти за стереотипы ее родной семьи, дать ей вблизи увидеть новый жизненный опыт, где она сможет черпать образцы для сравнения и подражания.

Вернуться к началу Перейти вниз


http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   http://illiweb.com/fa/empty.gif

ДОЧЬ — СТАРШИЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ.
Роль старшего ребенка, несомненно, способствует тому, чтобы дочь становилась более мужественной по характеру. Первый ребенок в семье становится «старшим» сразу же, как только из роддома приносят младшую сестренку или братишку, хотя самому «старшему» в этот момент может быть хоть два года. В этот момент у старшего ребенка начнется «взрослая» жизнь. Родители от него будут ожидать больше ответственности, терпения, стремления помогать в уходе за младшим. Кроме того, у родителей будет намного меньше времени, чтобы жалеть старшего ребенка, вникать в его проблемы и переживания. У него может быть меньше возможностей выразить свои эмоции, желания, по-лучить поддержку и понимание. Таким образом, в старшем ребенке поощряется развитие мужественности и подавляется развитие женских черт характера. Это плохо, даже когда старший ребенок — мальчик. С позиций современной науки в гармоничном человеке с целостной личностью и женские, и мужские черты должны быть одинаково хорошо развиты. Скорее всего, старший сын будет эмоционально отстраненным и закрытым человеком. Если же старший ребенок — девочка, то такое воспитание старшего ребенка может привести уже к серьезным проблемам. Девочка может стать гиперответственной, сверхсамостоятельной, рациональной. У нее возможны проблемы с выражением своих эмоций и желаний. Она скорее будет делать то, что надо, а не то, чего хочется. В будущем, как правило, это хороший лидер, менеджер, специалист, но со сложной судьбой в личной жизни. В подростковом возрасте такая девочка легче находит взаимопонимание с мальчиками, чем с девочками. Для нее скорее естественным является мужской вариант развития характера и поведения. (вариант ранней эмансипации). Дополнительные обстоятельства могут осложнить ситуацию. Пример: Даша была непосредственным и игривым ребенком. Уже в садике она была звездой группы, лучше всех выполняла творческие задания, стремилась помогать воспитателям. Ее беззаботное детство «оборвалось», когда в десять лет мама развелась с папой, вышла замуж за другого человека и родила братика. Даша очень переживала развод родителей. Она сильно любила папу. Теперь же главным образом они могли общаться по телефон либо встречаться по выходным. Она сама часто звонила ему и никак не могла понять, почему мама любимого папу поменяла на «чужого» дядю. Мама же, чтобы сплотить семью, всеми силами старалась привлечь свою дочь к уходу за братиком. Даша часто помогала маме, иногда играла с забавным малышом, но в глубине души считала брата виноватым в ее разлуке с папой. Эти чувства она начала осознавать уже намного позже, когда выросла и пришла в кабинет психолога. В то детское время она только по ночам тихо плакала в подушку, чувствуя себя брошенной и чужой на новом празднике жизни. Так непосредственность и игривость девочки сменились на ответственность и затаенную обиду. Через несколько лет, к подростковому возрасту, Даша стала обращать внимание на то, как живут другие семьи, — многие одноклассники жили только с мамой либо со вторым папой. Она стала понимать, что жизнь у всех людей складывается по-разному и не всегда так, как хотят дети. Она стала задумчивой и молчаливой — пыталась понять своих родителей и представить свое будущее. Дашины раздумья о жизни и своей судьбе прервались еще одним важным событием. Ее родной папа в конце концов женился, у него родилась маленькая дочь. Теперь у него оставалось меньше времени встречаться со своей старшей дочерью, часто их телефонный разговор прерывался слезами малышки. Даша и не представляла, что когда-нибудь она будет чувствовать себя настолько одинокой. Ее мама была всецело занята проблемами со здоровьем у младшего брата. Папа нашел свое счастье в новой семье. Сначала Даша пыталась вернуть к себе внимание родителей эпатажем — экстравагантным цветом волос, рваной одеждой, уходом на ночные дискотеки, курением. Она даже стала «своим парнем» в дворовой компании. Но она не достигла цели. Это вызывало лишь длительные скандалы с отчимом — мама счи-тала, что в таких ситуациях необходимо мужское влияние. А папа по телефону посоветовал ей прочитать свежий номер журнала «Лиза», в котором была описана подобная ситуация из жизни девочки. «Я уверен, что ты исправишься», — так завершил он свою воспитательную беседу. У Даши не осталось никакого иного выхода, как быстро повзрослеть и начать свою собственную жизнь. Она решила побыстрее выбраться из семьи и после девятого класса уехала в Питер учиться на медсестру. Здесь ее самостоятельность, ответственность и умение держать себя в руках помогли ей хорошо учиться, подрабатывать в больнице. Она стала лидером своей студенческой группы, умела повести за собой, утешить подругу в сложную минуту, так как на своем опыте знала цену переживаниям. Но в личной жизни она еще не скоро научилась принимать заботу, внимание, говорить о своих переживаниях, доверять. Ей было трудно стать женственной и внешне и внутренне. Если ваши семейные обстоятельства провоцируют вашу старшую дочь на подобный ход развития ее характера, не оставляйте ее наедине с этими совсем не детскими проблемами. Жизнь, конечно, не дает испытаний, которых человек не мог бы вынести. Но если мы рядом — наша задача помочь ребенку выдержать вместе с нами эти непростые перипетии нашей судьбы. Здесь в первую очередь речь идет о таких «простых» вещах, как эмоциональная поддержка, внимание, забота, общение. Чаще всего нашим детям для гармоничного развития не хватает именно общения с нами. Поэтому очень важно создать такие доверительные отношения, когда ребенок без опаски будет с нами делиться своими проблемами, размышлениями, переживаниями. А если мы сможем для него стать участливым собеседником, старшим другом, то это самая надежная основа для его взросления.

Вернуться к началу



http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   http://illiweb.com/fa/empty.gif

РОЗА С ШИПАМИ.
Взрослеющая дочь, как роза с шипами. Она хорошеет с каждым днем и с каждым же днем становится более сложной. Там, где раньше она соглашалась с нами, — теперь дерзит. Там, где раньше помогала, — теперь отказывается. Где раньше просила совета — теперь нас критикует. Это чаще всего выводит нас из себя. Но давайте поймем это нежное прекрасное существо, которое готовится к самостоятельной взрослой жизни, по-степенно расстается с детскими иллюзиями и создает свое представление о будущем. Давайте хоть на минуту представим, как непросто юному нежному созданию жить в этом маскулинном мире, в котором бал правят во многом сила, напор, грубость. Как девушке найти свой путь в этой жизни, не потеряв своей женственности, когда на нее обрушивается информационная лавина насилия и порнографии, а сентиментальность — не в моде. В ее подростковой жизни — все так же, как и в нашей, взрослой, но переживается острее. И любовь, и расставания, и интриги в классе, и зависимость от учителей, предательство подруг и еще много того, что и представить-то трудно. Ее шипы — это и есть попытка защитить свою нежность, уязвимость, чувствительность от стихии внешнего мира, частью которого являемся и мы — родители. В этот сложный период жизни нашей дочери-подростку особенно нужна наша любовь — забота, внимание, понимание. Но она вряд ли подойдет и попросит. И уж благодарности от нее точно не дождешься, разве что лет через десять. Так что подростковый возраст дочери это проверка нас, родителей, на способность терпеть ее эмоциональные всплески, умение слушать в большом количестве разные истории из ее школьной жизни, помнить и не путать имена всех ее бывших бойфрендов, находить для нее и посещать вместе новые тусовочные места, следить за молодежной модой, знать сленг, оперативно смотреть «Масяню», читать журналы, которые она прячет под кроватью, учить ее разбираться в хорошем вине, иногда освобождать свою квартиру для ее тусовок, продолжать финансировать ее подготовку в институт, несмотря на то, что она нам утром надерзила и не помыла за собой посуду... Так получится у нас полюбить розу такой, какая она есть, — с шипами.

Вернуться к началу Перейти вниз


http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   http://illiweb.com/fa/empty.gif

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКА.
Семейное воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены фи-зическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Правда, на практике эти особенности в силу разных причин и обстоя-тельств и в семье, и в школе часто не учитываются. Но такая практика, разумеется, отнюдь не служит интересам повышения эффективности усилий воспитателей по формированию личности будущих мужчин. Поэтому родителям, действительно и всерьез заинтересованным в правильном воспитании своих сыновей, целесообразно знать и учитывать их половые особенности. Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие. Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей дейст-вительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные проис-шествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим тру¬дом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, кото¬рым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания, сквернословие и др.), а также правонарушения (хулиганство, воровство). Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.

Вернуться к началу Перейти вниз



http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   http://illiweb.com/fa/empty.gif

РОЛЬ ОТЦА И МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКА.

Как вообще любому ребенку, мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей. Хотя мать всегда ближе всем своим детям, для мальчика отец близок по половому признаку, и этим в большой мере определяется характер их взаимоотношений, восприимчивость мальчика к отцовскому влиянию. Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела. Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола вообще, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим.
Воспитывая сына, и отцу, и матери важно помнить о задачах всестороннего развития его личности, с раннего детства приучать к правильным, добрым и уважительным отношениям с девочками. Учитывая физические и психологические особенности мальчиков, следует уделять внимание тому, чтобы сын, сохраняя свойственное ему стремление проявлять физическую активность, вместе с тем привыкал к порядку, аккуратности, организо¬ванности, овладевал навыками дисциплинированного поведения. В этом смысле большое положительное значение имеет участие ребенка в различных играх, домашних делах. Отвечая детским интересам, развивая физически и умственно, они учат дисциплине, общению со сверстниками, а также способствуют проявлению активности, самостоятельности, инициативы, организаторских умений, полезных навыков.
Важно приучать мальчиков к самообслуживанию. Каждый мальчик – подросток - юноша в соответствии со своими возрастными возможностями должен уметь и себя обслужить, и оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. При этом, конечно, было бы неверным выделять для них только «мужские» дела и занятия: настоящий мужчина должен быть, как говорится, мастером на все руки. Успех в данном случае обеспечивается не столько словесными призывами и нотациями, сколько личным примером родителей, отца, включением сына в посильную повседневную трудовую жизнь семьи.
Как правило, с мальчиками-школьниками, подростками у родителей больше хлопот, нередко их приходится заставлять учиться. Дети не могут предвидеть последствий своих поступков, своего нежелания закончить школу, техникум, вуз. Отец и мать, опираясь на свой жизненный опыт, должны показать важность образования, его возрастающую роль в связи с научно-техни¬ческим прогрессом, содействовать выработке у сына ответственного отношения к учению, понимания необходимости непрерывного образования.

Вернуться к началу Перейти вниз



http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   http://illiweb.com/fa/empty.gif

ЮНОША В СЕМЬЕ. 
Учащиеся старшего школьного возраста требуют к себе по сравнению с подростками нового подхода. В юношеском возрасте многие качества личности, черты характера в основном уже сформированы, и задача родителей — способствовать их совершенствованию, надлежащей корректировке, преодолению имеющихся недостатков. Главное направление воспитательных усилий отца и матери — подготовка достойного гражданина, добросовестного труженика, хорошего семьянина, надежного защитника Родины.
Для нормальных взаимоотношений родителей со старшеклассниками, создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективность влияния на них, в первую очередь необходима четкая установка старших на то, что они имеют дело с людьми, которые являются равноправными членами се-мейного коллектива. Это значит, что все или почти все вопросы жизни семьи касаются и старшеклассников, что они могут и должны принимать участие в их обсуждении и реализации, что родителям следует прислушиваться к мнению молодежи и считаться с этим мнением. Такая позиция родителей, импонируя юношам, помогает сохранять и развивать на новой основе доверительные отно¬шения, способствующие дальнейшему воспитанию юношей.
Успех воспитательного воздействия отца и матери на юношу возможен лишь при постоянном общении. Оно предполагает не только специальные беседы, но главным образом совместный труд и отдых, коллективное обсуждение насущных семейных проблем, обмен новостями, взаимо-помощь и многое другое. Важно, чтобы отношения родителей к сыну строились на основе доверия, взаимопонимания, что обычно вызывает ответное доверие, ответное чувство.
Важен личный пример родителей, других старших членов семьи. Их поведение, поступки, высказывания, оценки людей и событий убедительнее всяких наставлений и нотаций воздействуют на молодежь, как бы автоматически выступают эталоном для подражания. Не жалейте времени на непринужденные беседы, обсуждайте злободневные вопросы — дети должны знать мысли, взгляды отца и матери. Ненавязчиво давайте советы. Это в сущности то же поучение, но оно не внушается, а предлагается на основе равноправия. Следует назвать и такую форму воспитания, как просьба. Если родительские просьбы учитывают реальные возможности сына, сформулированы надлежащим образом и не слишком часты, то юноша, как правило, охотно откликается и выполняет их, старается оправ-дать возлагаемые на него надежды.
Эффективное воспитание учащихся старшего школьного возраста в се-мье — дело важное, ответственное и весьма непростое. Здесь требуются творческий подход, умение быстро ориентироваться, учитывать реальную обстановку, проявлять инициативу, находчивость, смекалку. Но самое главное — родители не должны рассчитывать, что все само собой образуется, им необходима твердая установка на целенаправ¬ленное воспитание своего сына, осознание высокой ответственности за подготовку юной смены. А поэтому важно постоянно пополнять свои педагогические знания, использовать положительный опыт других родителей, поддерживать сотрудничество со школой, учителями, слушать специальные лекции, читать литературу, рассчитанную на родителей.

Вернуться к началу Перейти вниз



http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   http://illiweb.com/fa/empty.gif

НЕ МЕШАЙТЕ ПАРНЮ ПЛАКАТЬ!
Психологи убеждены: чтобы из мальчика вырастить настоящего мужчину, его надо меньше ругать и чаще хвалить. А большинство родителей делает наоборот. Воспитать настоящего мужчину сложнее, чем вырастить настоящую женщину, Мальчики от природы более уязвимы, чем девочки. К тому же понятие мужественности за последние десятилетия сильно изменилось. Теперь нам нравится, чтобы молодой человек благоухал, щеголял не только прекрасным образованием, но и хорошим костюмом, был уверен в себе, умел ухаживать за дамой, прилично зарабатывал и при этом не считал унижением вымыть за собой тарелку.
Согласитесь, этот комплекс характеристик не вписывается в традиционное представление об истинно мужском воспитании, предполагающем четкое разделение на «мужское» и «женское». Однако в сближении обоих начал - успех взаимопонимания полов и адаптации ребенка в обществе. Хорошо, если в семье, где растет малыш, работающие родители не делят домашние обязанности, а выполняют по принципу «кто сейчас свободен». При этом мама не забывает подчеркивать авторитет отца, а папа ежедневно играет с сыном в «рыцарство»: мол, «мы с тобой - мужчины, а мама - девочка».

 Перейти вниз



http://illiweb.com/fa/empty.gif

  • ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ. 
  •  http://illiweb.com/fa/empty.gif

СОВЕТЫ МАМАМ:
1. Не скупитесь на ласку по отношению к маленькому сыну, не бойтесь вырастить неженку или пробудить раннюю сексуальность. Наоборот: вы моделируете нормальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, в основе которых любовь.
2. А вот сына-подростка на колени к себе не сажайте. Это и выглядит нелепо, и опасно для парня. В его возрасте сексуальность неуправляема, и может сформироваться неверная эротическая установка.
3. Не пренебрегайте мужественностью сына в любом его возрасте, разыгрывайте перед ним свою «слабость и беззащитность». Даже годовалый джентльмен способен поднести маме книгу, пододвинуть стул.
4. Было бы ошибкой требовать от мальчика беспрекословного послушания и аккуратности. Мальчишки входят в этот мир, чтобы его изменить. Тут уж не до белой рубашки. Но для этого юному «революционеру» надо уметь проявлять инициативу и отстаивать свое мнение.
5. Не опекайте чересчур. Пусть парень трогает горячее, носится сломя голову, семь раз отрезает и прочие безобразия хулиганит.
6. Не браните за все подряд.
7. Если в доме одни женщины, отдайте мальчугана в спортивную секцию или кружок, где занятия ведет мужчина. У ребенка перед глазами должен быть тип мужского поведения, чтобы в будущем парень «не вел себя как баба».

Вернуться к началу Перейти вниз



http://illiweb.com/fa/empty.gif

  • ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   
  • http://illiweb.com/fa/empty.gif

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
- Мальчиков в 4 раза чаще наказывают, чем девочек, и в 2 раза меньше хвалят.
- Среди мальчишек вдвое больше невротиков.
- Самооценка у мальчиков значительно ниже, чем у девочек. Хотя ребята от природы требовательнее к себе, чем их ровесницы. Дело в том, что душа мальчишки каждый день жаждет подвига. И, если не удается сразу отжаться пять раз, паренек начинает плохо о себе думать.
- Неполные семьи сильнее «бьют» по мальчикам. Мальчишки, выросшие без матери или без отца, чувствуют себя одинокими, беззащитными, агрессивными гораздо чаще, чем девочки в такой же ситуации. Среди малолетних преступников 95% - мальчики, которых воспитывала одна мама.


http://illiweb.com/fa/empty.gif

  • ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ 
  •   http://illiweb.com/fa/empty.gif

СОВЕТЫ ПАПАМ :
- Не стыдите маленького сына за слезы. Настоящая мужественность воспитывается иначе. Например, если вы вместе принесете с рынка картошки (три картофелины и карапуз дотащит), или вдвоем вобьете нужный гвоздь в стену, или на пару займетесь спортом.
- Не говорите на языке силы, «как мужчина с мужчиной», не применяйте физические наказания. Насилие чревато озлобленностью. А лучше пойдите с чадом на птичий рынок и купите щенка (рыбок, черепаху - все равно кого), чтобы ваш «сильный» сын ухаживал за кем-то «слабым».
- Чаще хвалите наследника.
- Кто, как не отец, должен своевременно проинформировать взрослеющего сына о том, что у женщин обоняние острее, чем у мужчин, и предложить свою помощь в организации личной гигиены.

Вернуться к началу Перейти вниз




http://illiweb.com/fa/empty.gif

СообщениеГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ   http://illiweb.com/fa/empty.gif

10 вопросов о воспитании мальчика 
1. Мальчики более энергичные, чем девочки?
Мальчики и девочки – разные, не надо этого забывать! Женщины забывают, что у сына развивается мужское тело, и имеют тенденцию переводить свои ощущения на ощущения сына. Что делать?
- Понять. У мальчика на 30% больше мышечной массы, чем у девочки.
- Он более сильный и его тело больше нуждается в движении. У него также больше красных кровяных телец, то есть ему больше нужна физическая активность. Тестостерон, мужской гормон, зовёт его к действию.
- Адаптироваться. Активный мальчик не обязательно шумный! Он просто ведёт себя, как подсказывает ему природа... А вам надо научить его контролировать себя, с помощью спокойных занятий или используя его энергию в спорте.
2. Надо ли воспитывать мальчика также как и девочку?
Ответ – нет! Социальные нормы обуславливают наше поведение в зависимости от пола ребёнка.
Мы имеем неосознанное чёткое представление о мальчике или девочке. Исследования показали, что, когда мы видим плачущего ребёнка-девочку, мы воспринимаем её слёзы, как слёзы грусти, у мальчика эти слёзы воспринимаются, как слёзы ярости.
Более того, родители грудничков-девочек охотнее разговаривают с ними и целуют их. Ребёнка мальчика даже по-другому держат на руках. Мы дарим мальчикам машинки, а девочкам – куклы. Мы оказываем неосознанное воздействие нашим поведением и жестами на ребёнка, в зависимости от его пола.
3. Почему мальчики начинают говорить позднее, чем девочки?
Мозг также развивается в зависимости от половых признаков человека. Женщины обладают на 30% большим количеством нейронных соединений, чем мужчины. Кроме того, женские половые гормоны (эстрогены) стимулируют соединения между двумя полушариями головного мозга. Из-за этого мужчины менее одаренные в речевом отношении и задают меньше вопросов. Маленькие мальчики чаще являются посетителями врача дефектолога, чем маленькие девочки.
Как помочь нашим мальчикам лучше выражать свою мысль? Надо стимулировать их мозг, объяснил Доктор Биддулф:
- Говорите!
- Подбадривайте вашего сына в выражении эмоций.
- Рассказывайте ему истории
- Слушайте его
- Подбадривайте его словом, помогая ему достигнуть того, чего он хочет, не заставляйте его силой.
4. Как не сделать из мальчика маленького Мачо?
Мы не ведём себя одинаковым образом с мальчиком и с девочкой. Очень важно показывать сексуальное  различие между ними.
Мы естественно почитаем женскую красоту, и мы восхваляем мужество мальчиков, для Франсуаз Долто «речь идёт о воспитании ребёнка в уважении к своей половой принадлежности».
Уважать свою половую принадлежность – это не значит делать из своего сына маленького мачо. Женщина должна научить его делать работу по дому и уважать других женщин. А спутник женщины должен показывать пример современного папы, который готов делить с женщиной ответственность.
5. Почему мальчики бывают задирами?
Мальчики чаще являются задиристыми по характеру, чем девочки, это доказано. Ответственность за это лежит на тестостероне, который называют также гормоном агрессивности. Не случайно коней кастрируют, чтобы они становились более домашними! Как объясняет психиатр Биддулф, «в случае конфликта мальчики всегда пытаются использовать свою силу и именно это они должны научиться контролировать».
Как реванш, девочки чаще будут прибегать к слову, которым они лучше владеют.
Это общие правила, в которых не надо забывать об исключениях, некоторые девочки сегодня стали достаточно агрессивны… Надо ли регулировать эту агрессивность, запрещая пистолеты из принципа «ненасилия»? Мнения специалистов в этом вопросе расходятся, так как, действуя таким образом, мы уничтожаем их индивидуальность.

Индивидуально–дифференцированный подход на занятиях по физической культуре

Физическая культура – это составная часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека.
М.И Мечников

В процессе физического воспитания дошкольника необходимо создать такие условия для развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на занятиях по физической культуре.

Сегодня уже неоднократно говорилось о том, что дифференцированное обучение представляет собой такую его форму организации, когда дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на типично сходных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.

По мнению В.Н.Шебеко, В.А.Шишкиной, Н.Н.Ермака, критериями создания таких групп для занятий физической культурой могут выступать следующие показатели:

- состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;

- уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;

- уровень двигательной активности, под которой понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

С.О.Филиппова выделяет в качестве критериев еще и тип нервной системы, а также половые особенности детей. 

1. Первый показатель - состояния здоровья детей дает основание выделить три группы детей.

По результатам медицинского осмотра детей врачами-специалистами МБУЗ МО г.Нягань "Детская городская поликлиника" в начале каждого учебного года дети распределяются по медицинским группам, что помогает определить для каждой из групп оптимальную физическую нагрузку и создать необходимые условия для физического воспитания.

По результатам такого осмотра в сентябре – октябре 2011 года первую группу здоровья составили дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма (из 243 детей первую группу здоровья имеют 40 детей -16,6%).

Ко второй группе были отнесены так же здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин 1-2 степени, нарушение сна, нарушение осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям). (176 детей 72,7%).

Дети третьей группы – больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония и др.) (26 детей 10,3%).

Один ребенок имеет четвертую группу здоровья (0,4%).

При проведении физических упражнений мы учитываем отклонения в состоянии здоровья ребенка, опираясь на рекомендации В.Н.Шебеко, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Отклонения

Противопоказания

Причины

Рекомендованно

сердечно-сосудистой системы

- упражнения с резким изменением положения тела и темпа,

- упражнения с задержкой дыхания,

- упражнения с длительным статическим напряжением

вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появиться отдышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступить необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца

тренирующая нагрузка:

- ходьба по ровной местности,

- медленный бег,

Ходьба на лыжах,

- плавание,

- ОРУ для мелких мышечных групп.

повышенное АД

- подскоки, прыжки,

- упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата

вызывают головокружение, тошноту, рвоту

- ОРУ,

- игры средней подвижности,

- танцевальные движения т.к. улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов

Расстройство носового дыхания

- быстрый темп выполнения упражнения,

- задержка дыхания

Может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах

- упражнения с протяжным вдохом,

- звуковая гимнастика (произношение звуков на выдохе),

- упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки,

- дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке) т.к. тренируют дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов

ослабленные дети

- длительные пробежки,

- игры большой подвижности

Вызывают напряжение и усталость

игры средней подвижности

Своевременное информирование медицинскими работниками о детях, пришедших в детское учреждение после перенесенного заболевания, позволяет мне дифференцировать нагрузку при проведении занятия по физической культуре: изменять темп упражнений, изменять интервалы, отдыха, варьировать количество повторений и вводить дополнительные "станции" отдыха, варьировать способы и условия выполнения упражнений.

Второй показатель - учет особенностей физической подготовленности ребенка позволяет дифференцировать работу с детьми на занятиях по физической культуре следующим образом. 

Физическая подготовленность проверялась по общероссийской системе мониторинга физического развития детей, (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001г. № 916). Результаты проведенного диагностического исследования в начале года позволили распределить детей на три группы – дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

В условиях группового воспитания распределение детей по трем подгруппам неудобно для практики, поэтому наиболее рационально распределять детей на физкультурных занятиях на две группы.

В первую подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие первую и вторую группы здоровья со средним, выше среднего и высоким уровнем физической подготовленности.

Вторую подгруппу составляют дети частоболеющие, с третьей группой здоровья, ослабленные после болезни и имеющие слабый показатель физической подготовленности (ниже среднего и низкий уровень).

Установление двух подгрупп дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы.

Рассмотрим на примере:

Так в составленном мною плане физкультурно-игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста предусматривается в водной части занятия проведение игры малой подвижности ("Будь внимательным"), для того чтобы подготовить организм дошкольников для оптимальных нагрузок. В основной части занятия дети делятся на подгруппы именно по уровню физической подготовленности. Для достижения наиболее оздоровительного эффекта в основную часть занятия рекомендуется включать игры разной подвижности. Например: в игре средней подвижности "День и ночь" 1 подгруппа выполняет по условию игры знакомые движения (броски и ловля мяча; отбивание о стену; забрасывание в кольцо; набивание мяча об стену и др.) выполняют с баскетбольным мячом. А более слабая 2 подгруппа с обычным резиновым мячом среднего размера. При этом я наблюдаю за состоянием детей и качеством выполнения упражнения. Отмечаю детей, у которых хорошо получается и наоборот, показываю детям технику владения мячом, у которых что-то не получается.

После игры средней подвижности целесообразно организовать игру высокой подвижности. Так в игре "Чьё звено быстрее соберется?" дети первой подгруппы выполняют ползание на высоких четвереньках "Медвежата" или прыжки из глубокого приседа "Лягушата", а дети 2 подгруппы выполняют прямой галоп со сменой ног по сигналу или прыжки с продвижением вперед. В эту игру можно добавлять разнообразные задания, главное наблюдать за детьми, чтоб они не переутомились.

В третьей части занятия необходимо включить подвижную игру малой или средней подвижности ("Мыльные пузыри"), которая направлена не только на сохранение и укрепление осанки, но и приводит организм детей после основной части занятия к более уравновешенному состоянию. В данной игре дети, которые стоят друг к другу спиной парами, начинают медленно "летать" по залу, соприкасаясь друг с другом, соединяются в один большой круг – пузырь. При чем навык правильной осанки будет закрепляться лучше, если дети положат руки на плечи друг другу.

Работу с детьми выделенных групп, построила с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, в группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение новых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лёжа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах).

Для детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, организовала кружок "Здоровячок". Работа в кружке направлена на совершенствовании у детей двигательных навыков. Дети данного кружка являются участниками и призерами соревнований по "Губернаторским состязаниям".

Для девочек с ярко выраженными двигательными способностями организован кружок "Спортивная карусель" с элементами акробатики, художественной и ритмических гимнастик.

Элементы акробатики, музыкально-ритмические композиции использую так же при проведении физкультурных занятий, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений предлагаю специальные задания, направленные на развитие волевых и физических качеств.

Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому служат знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание уделяю развитию основных видов движений, для чего создаются условия для игр с движениями (место для движений, оборудования, игрушки – двигатели). С этой целью на занятиях часто провожу игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение: подскоки, бег на носках, галоп, прыжки с продвижением вперед, ходьба с опорой на руки и ступни и т.п.

Индивидуализация работы в процессе освоения детьми основных видов движений осуществляется по следующим направлениям.

Во-первых, некоторым детям, пропустившим занятия по какой-либо причине, необходимо дополнительно объяснить, показать полностью или частично технику выполнения того или иного упражнения. В планировании индивидуальной работе помогает журнал учета выполнения образовательной программы по образовательной области "Физическая культура". Где отслеживается посещение детей тех или иных занятий, и усвоение ими материала.

Во-вторых, следует отметить, что в индивидуальной работе нуждаются все группы без исключения. Осуществить ее помогает график, который составляю в начале учебного года.

В-третьих, знание индивидуальных особенностей детей позволяют руководить и двигательной активностью детей. По своей активности дети очень разные. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что отчетливо выделяются при обычном наблюдении дети средней большой и малой подвижности.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны. Движения у таких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправленные. При руководстве двигательной активностью этих детей достаточно создать необходимые условия (место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование). Физиологи говорят, что здесь вполне можно положиться на "саморегуляцию", которая проявляется у этих детей достаточно ярко.

Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Низкая двигательная активность – плохой признак. Её причинами могут быть неудовлетворительный психологический климат в группе, однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения. Поэтому малоподвижность у дошкольников недопустима.

Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игру с активными движениями.

Лучший метод руководства – увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой. Для этого я создаю условия для игры с движениями, стараюсь вызвать у детей желание играть двигаясь. Иногда достаточно показать простое движение, предложить ребенку повторить одно и тоже действие с разными предметами, в другом месте. Предпочтение следует отдать простым, активным движениям, в которых не требуется точность.

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно 1/4 часть. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они, как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости, точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.

Бытует мнение, что дети чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, "приучать" к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышенная потребность в движении и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной активностью таких детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности управляемостью! Использую следующие задания:

  • - все виды метания;
  • - точные движения с мячами (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке в воротца и т.п.);
  • - ходьба и бег по ограниченной площади;
  • - действия с одним предметом на двоих, когда движения выполняются по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т.п.).

Многие приемы руководства двигательной деятельностью детей одинаковы для детей разной подвижности. Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одно пособие на двоих: мяч, обруч, скакалку; прокатывать, бросать мяч друг другу по очереди пролезать в обруч (один держит его, другой пролезает), вдвоем вращать скакалку и др.

Полезно обратить внимание детей на осмысление их движений и действий: что делаешь, почему так, как можно по-другому, с каким еще предметом можно выполнить данные движения, как по-разному можно расставить предметы для движений.

Как показывает практика, когда регулярно создаются ситуации разных видов движений, дети меньше устают и с удовольствием двигаются, т.к. при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых. Дети более целенаправленно начинают использовать движения в играх.

При осуществлении дифференцированного подхода к детям в процессе занятий физической культуры учитываем и половые различия детей (полоролевая дифференциация). 

Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е.Г. Леви - Гориневская. М.А. Рунова доказала наличие наиболее значимых половых различий в средних величинах показателей двигательной активности. Такие ученые как О.Г. Аракелян, Л.В. Карманова дали научное обоснование двигательным предпочтениям детей дошкольного возраста в зависимости от половой принадлежности.

В большинстве дошкольных учреждений на физкультурных занятиях практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, в которых наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом.

Так, по нашим наблюдениям, мальчики больше проявляют интерес к спортивным играм, в которых имеется возможность быстрого свободного перемещения в зале или на улице (футбол, ходьба на лыжах), упражнениям с простейшими силовыми тренажерами. Девочкам больше нравятся сюжетные подвижные игры, в основном с бегом, а также бессюжетные игры с мячами, основным содержанием которых являются различные перебрасывания, отбивания ("школа мяча").

Учитывая данные обстоятельства, при проведении физкультурных занятий со всей группой, в водной и заключительной части организую фронтальное выполнение детьми одних и тех же упражнений, а в основной части занятия делю детей на подгруппы в зависимости от пола. Каждая группа выполняет свое задание (комплекс общеразвивающих упражнений для мальчиков с набивными мячами, для девочек – мяч средних размеров; упражнения на тренажерах для мальчиков, для девочек – комплекс стретчинга, упражнений с лентами). Используются и другие варианты подбора упражнений. Например, на протяжении всего занятия дети выполняют одинаковые упражнения, но ряд упражнений предполагает различные варианты их исполнения для мальчиков и девочек. При проведении подвижной игры в основной части занятия дети так же часто делю на группы. Например: "Караси и щука": девочки – камни, мальчики – караси. Кто-то из детей – щука. По правилам игры по сигналу "караси" - мальчики выплывают из-за камней 3 раза по 20 - 25 сек. После третьего раза мальчики меняются местами с девочками. Теперь "караси" девочки, которым будет достаточно выплывать из-за "камней" 2 раза по 20 сек. Также примерами дифференциации по половым признакам являются:

разное исходное положение (Например, в общеразвивающих упражнениях – для мальчиков И.п.: ноги шире плеч, а для девочек И.п: ноги слегка расставлены);

  • в полосе препятствий – условия преодоления препятствий (Например, мальчики перелезают, девочки подлезают);
  • в метании – расстояние до цели (Например, в метании для мальчиков корзина стоит на расстоянии 2,00 –2,50 метра, а для девочек 1,70 – 2,00);
  • в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка.

Нормирование физической нагрузки в большей степени основывалось на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности. В этой связи мальчикам с низким уровнем физической подготовленности физическая нагрузка повышается постепенно.

В то же время требования полоролевого воспитания предполагает формирование у детей установки на то, что мужчина должен быть сильным, защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. Поэтому акцентирую внимание детей на то, что мальчики выполняют более трудные упражнения.

Например, упражнение "поднимание туловища в сед из положения "лежа" значительно усложняется, если руки ребенка не "помогают", а находятся за головой. Детям говорю, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины, - 10 раз. А потом, не привлекая внимание детей, предлагаю физически неподготовленным мальчикам выполнять поднимания с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, - в положении "руки за головой".

Занятия физическими упражнениями имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволяет добиться высоких результатов в организации двигательной деятельности, способствуя развитию физических возможностей личности ребенка, заложенный самой природой.

Невозможно полноценное осуществление дифференцированного подхода без участия специалистов, воспитателей, родителей.

Ознакомление воспитателей с результатами диагностики и составленными рекомендациями по каждой группе, выделенных нами на основании перечисленных критериев, дает возможность организовать двигательную деятельность детей в течение дня, адекватную их способностям и возможностям.

Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов на занятиях по физической культуре способствует повышению уровня физической подготовленности воспитанников нашего дошкольного учреждения, но позволяет занимать призовые места в городских соревнованиях среди ДДУ города (в 2009, 2010, 2011гг).

Список литературы:

1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации Текст. : Сборник статей и документов / Отв. ред. Т. И. Оверчук. -2-е изд. исп. и доп. М.: ГНОМ и Д. 2004.-344 с. - ISBN 5-296-00193-1.

2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века: изд. 2-е исп. и доп. Текст. / Авт.-сост. Е.Ю. Антонов, М.И. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М.: АРКТИ. 2001.-80 с. -ISBN 5-89415-088-4.

3. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. : Сборник науч. трудов / Сост. Н.Т. Терехова и др. М.: АПН СССР. 1989. -142 с.

4. Карманова, JI.B. Диагностика физического развития дошкольников : методические рекомендации Текст. / JI.B. Карманова, В.Н. Шебеко, Т.Ю. Логвина-Минск. 1992. - 33 с.

5. Коробко А. В. Методика оценки физической подготовленности спортсмена Текст. / А.В. Коробко, Г.И.Черняев, П.Д. Перетьяков - М.: "Физкультура и спорт". 1963. -142 с.

6. Кузнецов А.П. Диагностика уровня физического развития и физической подготовленности детей 6-7 лет Текст. / А.П. Кузнецов, Э.И. Куликов, В.П. Катанаев. - М.: МОГИФК, 1983.- С.157-160.

7. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: книга для воспитателей детского сада. -2-е изд., испр. Текст. / С.Я. Лайзане. - М.: Просвещение. 1987.-160 е.: ил.

8. Леви-Гориневская, Е.Б. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста Текст. / Е.Б. Леви-Гориневская. - М., 1955. - 231 с.

9. Максимова Т.М. Современные проблемы здоровья населения и медицинского обеспечения: БюллетеньНИИ им. Семашко Текст. / Т.М. Максимова, Е.П. Какорина и др. - М., 1996, 23-28 с.

10. Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений 2-е изд., исп. и доп. Текст. / М.Д. Маханёва. - М.: АВКТИ. 2000. -108 с. -ISBN 5-89415-064-7.

11. Маханёва, М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе Текст.: Методическое пособие / М.Д. Маханёва. — М.: АРКТИ. 2004. -264 с. - ISBN 5-89415-381-6.

12. Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста Текст. : Автореф. дис. канд. пед. наук / Л.И. Пензулаева. М., 1973.-20 с.

13. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры ивоспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни Текст. / Н.В. Полтавцева, Н.А Гордова. — М.: Просвещение. 2005.-271 е.: ил. ISBN 5-09-013704-8

14. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду Текст. /М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез. 2000. - 256 с.

15. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников Текст. : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко и др. - М.: издательский центр "Академия" 2000. - 176 с.

16. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников Текст. : Учебное пособие / В.Н. Шебеко, К.Н.Ермак, В.А. Шишкина. -М. :Академия. 1998.-192 с.

17. Шишкина, В.А. Движение + движение Текст. : Книга для воспитателя детского сада / В.А. Шишкина.-М.: Просвещение. 1992. -96 е.: ил.

18. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику Текст. : Книга для воспитателей детского сада и родителей. —2-е изд. / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко.-М.: Просвещение. 2000. -79 е.: ил. -ISBN 5-09-005860-1.