Главные вкладки

    Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад
    консультация на тему

    Молчанова Наталья Александровна

    Сентябрь. Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится  ребенок с новой ситуацией?
    Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для Вашего малыша?

    Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло два года - значит ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья... Да и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад – необходимость, без него не обойтись. Он - одна из тех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.

     В срок так в срок... И вы, как все, в два года отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю... Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша.  По любому поводу истерики, причем несколько часов подряд. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Да еще пуглив, как никогда. Он боится даже своей тени. Не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Упирается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya_rebenka_k_detskomu_sadu.docx27.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад

    Сентябрь. Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится  ребенок с новой ситуацией?
    Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для Вашего малыша?

    Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло два года - значит ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья... Да и мама должна выйти на работу. Словом, детский сад – необходимость, без него не обойтись. Он - одна из тех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.

     В срок так в срок... И вы, как все, в два года отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю... Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша.  По любому поводу истерики, причем несколько часов подряд. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Да еще пуглив, как никогда. Он боится даже своей тени. Не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Упирается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. 

    Да, с ребенком что-то происходит, словно он вдруг "развивается назад". У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю. Не волнуйтесь, это все естественно. И, конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему.

    Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение ребенка.

    Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый или все-таки больной. Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

    Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша. Вы видите и наблюдаете у малыша проявление его протеста в виде разных невротических реакций, говорящих о довольно сильном психоэмоциональном напряжении, которое испытывает он.

    Чтобы более детально и как можно объективнее судить о процессе адаптации, существуют специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.

    I.
    Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.
    Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные эмоции. Но, к сожалению, все это лишь на время.
    В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду  ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу.
    Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

    II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Навряд ли вам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам  Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.

    III. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.

    IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, многообещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как- будто "опьянен" ориентировочной реакцией на новизну. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции.

    V. Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.

    VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В два-три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ваш "почемучка" словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется, или, в конце концов, вы все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

    VII. Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

    VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами употребляя лишь младенческие или облегченные слова.  Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть.

    IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

    X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

    XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже ваш малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. На фоне стресса ваш ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.


    Итак, вы уже, наверно, поняли, что адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и , возможно, приводящий к стрессу.
    Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?
    В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина "М". Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
    Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую вам прогнозировали у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
    Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
    Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант -  адаптация средней тяжести.При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

    Что еще может осложнить адаптацию ребенка к дошкольному учреждению?

    - Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению:
    I. До родов (антенатальные факторы).
    Токсикозы I и II половины беременности.
    Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.
    Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.
    Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.
    Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
    Профессиональные вредности матери в период беременности.
    Употребление матерью алкоголя во время беременности.
    Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.
    Курение матери в период беременности.


    II. Во время родов (интранатальные факторы).
    Осложнения в родах.
    Наличие асфиксии разной степени тяжести. Родовая травма.
    Хирургические вмешательства во время родов. Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.


    III. После родов (постнатальные факторы).
    Недоношенность или переношенность ребенка.
    Крупная масса тела (вес больше 4 кг).
    Заболеваемость на первом месяце жизни.
    Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.
    Курение матери во время вскармливания грудью.
    Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).
    Искусственное вскармливание ребенка.
    Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия).
    Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет.
    Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.).
    Задержка нервно-психического развития.
    Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.
    Отсутствие закаливающих мероприятий.
    Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.
    Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
    Конфликтные взаимоотношения в семье.
    Отсутствие отца или матери в семье ребенка.
    Первый или единственный ребенок в семье.
    Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека, гипоопека и т. д.
    Есть факторы, которые вам изменить сегодня не под силу. Ну, например, все то, что было связано с беременностью или с родами ребенка. Однако среди многих неблагополучий, влияющих на адаптацию ребенка и выявленных после родов, есть группа факторов (социальных), которые возможно устранить и даже нужно. Ну, например, пассивное курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении, лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т. д. Если вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался к саду быстрей и легче, чем он должен адаптироваться по прогнозу, как можно раньше устраните все, что устранимо из этого набора неблагополучий различных факторов анамнеза ребенка.


    Как же надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад?

    • Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
    • Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
    • Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
    • Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
    • Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
    • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
    • Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
    • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
    • Повысить роль закаливающих мероприятий.
    • Оформить в детский сад по месту жительства.
    • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
    • Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
    • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
    • "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
    • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
    • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
    • Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
    • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
    • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
    • Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

     

    Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?

    • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
    • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
    • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
    • Щадить его ослабленную нервную систему.
    • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
    • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
    • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
    • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
    • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
    • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
    • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

    http://www.detsad14.ru/images/fggreen3-side.gif


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: "Адаптация ребенка к детскому саду - первый раз в детский сад".

          Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло 3 года - значит ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся др...

    Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»

    И.  брандт:Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети, Мы за слова свои в ответе И за дела. Легко толкнуть Дитя на неразумный путь, А как пот...

    Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад

    Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится  ребенок с новой ситуацией?Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла...

    Проектная деятельность по адаптации детей в детском саду «Первый раз в детский сад»

    Информационная характеристика: Проект по адаптации детей в детском саду «Первый раз в детский сад» -краткосрочный, педагогический, практико-ориентированый. Участники проекта:Дети, воспитател...

    Адаптация ребенка к детскому саду. Первый раз в детский сад.

    Консультация для родителей. Как подготовить ребенка к посещению детского образовательного учреждения....

    Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!

    Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!...

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

    ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...