Главные вкладки

    Консультации для родителей "Кризис трех лет", "Закаливание детей", "Роль развивающих игр в воспитании детей"
    план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

    Татьяна Ивановна Фадеева

    Советы, рекомендации для родителей и воспитателей "Закаливание детей", Роль развивающих игр в воспитании детей"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Кризис 3 лет у детей - как пережить?

     Ваш чудесный малыш внезапно стал строптивым и упрямым, он может не слушаться и делать все прямо противоположно тому, что Вы сказали? Не спешите отчаиваться, этот период становления личности при переходе от раннего возраста к дошкольному, случается у каждого ребенка.

    Возраст строптивости

    Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе все должно развиваться и быть в непрестанном движении. Кризис трех лет у детей тоже является знаком развития, ступенькой для перехода на более высокий уровень.

    Данный период наступает у разных детей в разное время, у кого-то за полгода до трех лет, у кого-то может прийти и в возрасте четырех лет. Точно так же он может и протекать различным образом. Одни родители едва замечают его, для других же кризис трех лет у ребенка становится достаточно большой проблемой.

    Почему вообще наступает этот кризис? Если взглянуть на окружающий нас мир, то можно провести некую параллель с птенцами. В надежной скорлупе тепло и уютно, но приходит время, когда скорлупа трескается. И вот когда «скорлупка» раскалывается, Ваш малыш понимает, что он способен что-то сделать сам, что в некоторых вещах он уже может справиться и без мамы. Ребенок осознает себя самостоятельной личностью, начинает проявлять собственную волю. Есть мнение: Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом периоде у ребенка начинает формироваться воля и независимость.

    Однако ребенок в силу своих возрастных возможностей, к своему огорчению, не может обойтись без помощи, именно поэтому он пытается «мстить» Вам слезами и криками. В центре событий обычно оказывается тот, кто ближе всего малышу, чаще всего – мать. Как правило, ребенок не собирается конфликтовать с другими взрослыми или со своими сверстниками, все бремя кризиса направлено именно на самого самых близких людей. На них же и возлагается обязанность помочь ребенку пережить этот период становления личности.

    Более подробную информацию о кризисе трех лет Вы можете узнать в нашей статье "Кризис трех лет у детей - взгляд изнутри: что это, что ему предшествует и как он проходит"

    Ну а сейчас  мы расскажем:

    Как можно помочь ребенку и себе в периоде кризиса 3 лет

    Когда  начинается возраст строптивости, самое важное для Вас - помнить, что, в первую очередь, от этого кризиса страдает Ваш малыш, а только потом уже Вы. Не забывайте, что ребенок не пытается выставить Вас плохой матерью или невнимательным отцом, он просто пытается определиться со своим местом в жизни. Что ж, придется попринимать настойку пустырника или валерианы, быть терпеливыми и снисходительными, а так же полезно обратить внимание на несколько рекомендаций, приведенных ниже. И тогда Вы и Ваш малыш как можно безболезненнее пройдете этот сложный период.

    8 правил смягчения кризиса 3 лет у детей

    1.  Спокойствие, только спокойствие. Итак, это случилось, у Вашего ребенка начались вспышки гнева, зачастую со слезами и истериками. Малыш выходит из себя, кричит, а Вы совсем растерялись? Просто будьте мудры и терпеливы, Вы ведь из вас двоих единственный взрослый.Не позволяйте себе срываться в ответ. Если ребенок видит, что вы спокойны, это поможет успокоиться и ему самому.  В противном же случае, ребенок может решить, что утроить истерику – неплохой способ на Вас воздействовать.

    Если малыш часто упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство силой. Будьте хитрее, в конце концов, вы ведь старше и опытнее. Посмейтесь, обратите все в шутку, переключите внимание ребенка мягким юмором, примените какую-нибудь маленькую хитрость.

    Самое главное, помните, что своим поведением ребенок проверяет Вас, пытается заново выстроить для себя какую-то систему восприятия окружающего мира. Если раньше ему было позволено практически все, то теперь что-то оказывается под запретом. К тому же, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, а Вы – самый близкий из них, поэтому именно на Вас ребенок учится отстаивать свою независимость, показывать свою натуру. Помните, что малыш проверяет Ваш характер не потому, что ищет в нем слабые места, а потому что для закрепления системы ему нужно несколько раз проверить, что в действительности можно, а что нельзя.

    2. Положительное отношение – залог успеха

    Ребенка внезапно начинают ругать за разбитую чашку, испачканную одежду, какие-то другие проступки. И малыш постепенно начинает думать, что вы его не любите. Дело в том, что в этом возрасте ребенок не может самостоятельно разграничить Ваше отношение к каким-то конкретным поступкам и общее отношение к нему. Чаще хвалите ребенка, показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это плохо. Ни в коем случае не срывайтесь, не закрепляйте у ребенка комплекс вины. Помните – Ваш ребенок отнюдь не плохой, он просто не умеет себя вести верно в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.

    3. И опыт – сын ошибок…

    Помните, что не бывает идеальных людей, а уж тем более, не ожидайте от Вашего малыша того, что он не будет ошибаться. Позвольте ему иногда падать, в переносном смысле, разумеется. Несколько ошибок, сделанных при Вас и разъясненных ребенку, могут спасти его от более серьезных ошибок в будущем. Да и к тому же, на чем-то ведь вы собираетесь учить Вашего малыша?

    Не ставьте ему общих оценок. Одно Ваше в сердцах брошенное «растяпа» может очень больно ранить ребенка и заложить основу для дальнейших психологических проблем. Избегайте категорических суждений, поддерживайте в ребенке уверенность в том, что он сможет сделать все, показывайте ему, сопровождая фразой: «Ты молодец, у тебя почти получилось, давай, я помогу тебе и мы сделаем все вместе правильно»

    4. Никаких «других» детей.

    Не сравнивайте достижения и поступки Вашего ребенка с поступками и достижениями других детей. В этом возрасте у малыша еще нет чувства здорового соперничества, а вот внушить недобрые чувства к тому, с кем Вы сравниваете, Вы можете вполне. Лучше приводите в пример малышу его же самого, к примеру: «А вот сегодня у тебя получился цветочек лучше, чем вчера». Это закрепит у ребенка желание развиваться дальше. Помните, что, несмотря родительская похвала всегда нужна малышу.

    5. Пускай сам решает

    В этом возрасте ребенок уже хочет самостоятельности. Позвольте ему что-нибудь делать самому, например, поливать какой-нибудь цветок или приносить столовые приборы к трапезе. И даже если цветок увял от чрезмерного полива, а к супу ребенок принес вилку, важно то, что вы позволили ему делать это самостоятельно.

    Не смейтесь над вкусом ребенка, если он хочет надеть синие штаны, красную футболку и желтую панаму – для малыша будет очень важно, что родители одобряют его выбор, а привитие вкуса произойдет постепенно.

      Давайте ребенку выбор. Спрашивайте, что он хочет съесть, почитать, какие игрушки он хочет взять на прогулку. Пускай малыш учится принимать самостоятельные решения.

    6. Все познается в игре…

    Ваш малыш все-таки ребенок, а дети любят играть. Более того, игра сейчас становится главной деятельностью малыша, его ведущей линией развития. Зачастую вы можете узнать о Вашем малыше что-нибудь интересное, если понаблюдаете за ним именно во время игры. Попросите, например, ребенка, чтобы он накормил медвежонка супом, скажите, что мишка есть суп не хочет… Или, если ребенок сам не желает есть кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с малышом.

    Придумывайте ролевые игры, через них ребенок великолепно понимает многие вещи. Объясняйте ему правила вежливости, нормы поведения, учите вести себя за столом или в гостях, взяв в союзники его игрушки.

    7. Больше гибкости

    Разумеется, это не означает, что вы должны тут же начать потакать малышу во всем. Однако в некоторых мелочах можно спокойно уступить. Например, если ребенок хочет за обедом съесть сперва второе, а только потом суп – уступите. Ничего страшного не случится, ребенок съест весь обед и все пройдет без капризов. Ведь Вы поступили так, как хотел малыш.

    Если ребенок пытается воздействовать на Вас истерикой, не поддавайтесь. Малыш должен понять, что криками и слезами он ничего добиться не сможет, и прекратит использовать это прием. Не наказывайте бьющегося в истерике малыша. Не кричите на него – Вы сможете добиться только усиления криков. Будьте спокойны, малыш сам поймет, что плакать и визжать бесполезно. Чтобы в большей степени разъяснить вопрос позитивного "укрощения" истерик и капризов - возьмите на заметку нашу статью "Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)"

    Ищите компромиссы. Может быть, Вам просто не хватает умения взглянуть на себя со стороны? Ищите обходные пути, совершайте маневры уклонения, обходя упрямство ребенка. Не требуйте беспрекословного послушания, помните, что иногда ребенку просто нужно давать пошалить.

    8. Добрым словом и заботливым вниманием…В этом возрасте ребенок уже начинает испытывать новое чувство – гордость за свои успехи. Одобряйте даже самые маленькие его удачи, хвалите, поддерживайте. Закрепляйте у малыша мысль о том, что делать что-то хорошо – это… хорошо.

    Беседуйте с ребенком, обсуждайте все, что ему интересно, отвечайте на все его вопросы. Помните, что для малыша Вы – главный источник знаний о непонятном взрослом мире.  

    Показывайте ребенку, что вы считаете его достаточно взрослым для каких-то вещей. Если вы едете в командировку, напишите письмо персонально Вашему чаду. Ему будет очень приятно. Позвоните с работы, попросите к телефону малыша, он тоже отметит этот знак внимания. Сделайте ребенку какой-нибудь «взрослый» и одновременно с тем полезный подарок – красивую ручку для письма, блокнот.

    В качестве заключения...

    Кризис трех лет является очень важным периодом в развитии любого человека. Любите, играйте, беседуйте с ребенком, учитывая его потребности. Уважайте его личность и учите уважать других. Этим Вы поможете малышу быстрее и безболезненно перерасти свой кризис 3 лет.  

    И помните – каждый из нас когда-то был точно таким же ребенком.

    ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.

    Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни, несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

    Основные правила закаливания ребенка

    1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.

    2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.

    3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

    4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

    5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

    6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

    Вместе с мамой и папой

    Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!

    Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

    К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

    Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста — катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде — от 15 до 30 минут.

    Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам поднимался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

    С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале — правильно стоять на них, затем — ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

    Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься — по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).

    Купание и плавание.

    Купание в открытом водоеме — наиболее эффективная закаливающая процедура. Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

    Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален — не ниже 24), в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите — не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» — сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

    После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

    «Достань». Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно).

    «Кто скорее». Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.

    «Кто выше». Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.

    «Спрячься под воду». Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

    Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» — выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

    «Полоскание белья». Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.

    «Мельница». Грести руками в воде: одна рука гребет, другая проносится по воздуху.

    «Поплавок». Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.

    «Медуза». После того, как малыш научится делать «поплавок», выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.

    «Ножницы». Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.

    Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале — не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

    Следующий этап — научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие , затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

    Если это сразу не получается,— не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

    Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременный греб» руками и быстрые движения ногами.

    Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,— применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

    Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

    Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно — надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной — и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.

    Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя.

    Осторожность, постепенность, систематичность — три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

    Развивающие игры для детей 3 - 4 лет на развитие мелкой моторики

    Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.

    Шаловливые ручонки!

    Нет покоя мне от вас.

    Так и жди, что натворите

    Вы каких-нибудь проказ

    Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Игры на развитие мелкой моторики используют в своей работе логопеды, психологи, педагоги. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

    Шаловливые ручонки

    Игра развивает чувствительность пальцев, мелкую моторику.

    Необходимый инвентарь: прищепки, карандаши, фасоль, горох, пуговицы и другие мелкие предметы.

    ◈ Как играем: познакомьте ребенка со своими пальцами — большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Поиграйте с ними: каждый пальчик на одной руке здоровается со своим «тезкой» на другой — большой с большим, указательный с указательным и т. д. (прикасаясь подушечками пальцев). Затем каждый палец одной руки знакомится с каждым по очереди на другой.

    ◈ А теперь пусть малыш сложит ладошки и потрет подушечки пальцев друг о друга.

    ◈ У вас дома наверняка найдутся прищепки. Тогда можно поиграть в такую игру. Прочитайте стихотворение:

    Кусается больно котенок-малыш,

    Он думает — это не пальчик, а мышь.

    Ведь я же играю с тобою, малыш!

    А будешь кусаться, скажу тебе: «Брысь».

    На каждое произнесенное слово слегка «покусывайте» каждый пальчик прищепкой.

    ◈ Перебирая пальцами, покрутите карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок. Сначала используйте все пальцы, затем по два.

    ◈ Откручивать и закручивать пробки на флаконах, бутылках — полезное и интересное занятие для малышей. Пусть ребенок катает каждым пальцем карандаш, фасоль и т. д. Перебирает пуговицы, поднимает с поверхности стола фасоль по одной штучке — всего не перечислишь.

    ◈ Закрепляем: весьма полезно для развития тактильной чувствительности трогать пальцами наждачную бумагу, ребристую поверхность, катать мелкие шары и др.

    Полезные стихи

    Этот пальчик папа.

    Этот пальчик мама.

    Этот пальчик деда.

    Это пальчик баба.

    Этот пальчик — я.

    Вот и вся моя семья!

    (Начинаем считать с большого пальца)

    Этот братец гриб нашел.

    Это братец резать стал.

    Это братец жарить стал.

    Ну, а этот только ел,

    Оттого и потолстел.

    (Начинаем считать с безымянного пальца)

    Этот пальчик лег в кровать.

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж уснул.

    Ну, а младшенький не спит,

    На братишек он глядит.

    (Начинаем считать с указательного пальца)

    Шнурочки

    Необходимый инвентарь: шнурки.

    ◈ Как играем: ваш ребенок плохо шнурует свои ботинки? Научите его это делать — это отличное упражнение для пальцев. Не огорчайтесь, если получится не сразу, помогайте ему. В магазине продаются цветные шнурки, ими можно сделать шнуровку на картонном «башмачке» (отверстия проколоть дыроколом).

    ◈ Закрепляем: можно придумать и смастерить «шнурованные» игрушки. Например: нарисуйте кораблик, проколите отверстия для волн-шнурков. Подберите шнурки разных оттенков голубого и синего — если их продеть в дырочки, получится красивая картинка. А чтобы было веселей — соревнуйтесь с ребенком. Кто не пропустит ни одного отверстия, тот и победил. Скорость здесь не главное.

    Пуговичная поляна

    Необходимый инвентарь: пальто с пуговицами.

    ◈ Как играем: вы собираетесь на прогулку? Поиграем. Кто не пропустит ни одной петельки и застегнет пальто, тот и победил. Не торопите ребенка — это не главное.

    ◈ Закрепляем: если у вас есть старое одеяло — нашейте на него пуговицы любого размера, вырежьте из кусочков кожи, фетра, фланели цветы, грибочки, бабочки. Сделайте в них небольшие прорези для пристегивания пуговиц. Пуговочная поляна готова — а украсит ее ребенок, пристегнув к пуговицам ее обитателей.

    Пальчиковые рисунки

    Игра развивает, творческое воображение

    Необходимый инвентарь: гуашь, бумага.

    ◈ Как играем: сколько удовольствия приносит ребенку рисование пальцами! Ими можно нарисовать что угодно: цветы, листья, дорожки, пушистых животных и т. д.

    ◈ А если рисовать ладошками, то можно нарисовать Чудо- дерево (помните стихотворение К. И. Чуковского «Как у наших у ворот Чудо-дерево растет»?). А что на нем будет расти, пусть скажет ребенок. Может, вы тоже примете участие в этом?

    ◈ А если рисовать... ступней ноги, использовав для этой цели гуашь, и оставить рисунок на память потомкам? Фантазируйте!

    Необходимый инвентарь: цветная бумага, старые книги, журналы.

    Рваные рисунки

    Игра развивает мелкую моторику, творческое воображение и целостное восприятие.

    ◈ Как играем: предложите ребенку порвать бумагу на мелкие части, а затем наклеить кусочки внутри контура предмета. Например, это будет волшебный цветок или сказочное дерево. Клеить можно несколько дней, ведь это занятие кропотливое. Наклеивать кусочки можно произвольно друг на друга. Используйте клеящий карандаш. Творение ребенка повесьте на стену — будет очень красиво.

    ◈ Закрепляем: вы хотите выбросить старые книги, журналы? Дайте их ребенку, пусть он порвет страницы на относительно ровные полоски. Наклейте их концами на палочку — получится палочка-шуршалочка. Возьмите ее на улицу и шуршите на здоровье.

    «На нашей елке как всегда…»

    ◈ Как играем: вы наряжаете елку? Украсьте ее детскими поделками. Чтобы сделать флажки, сложите лист цветной бумаги пополам и повесьте на прочную нитку. А бусы — склейте тонкие полоски бумаги в колечки, продевая их друг в друга. Это работа кропотливая, она требует усидчивости. А праздничные колпачки для членов семьи? А волшебные палочки? Нечего не забыли? Это радость творчества!

    ◈ Закрепляем: вы нечаянно рассыпали конфетти и его надо поднять с пола? Это же превосходное упражнение на развитие мелкой моторики!

    Оригами

    Необходимый инвентарь: цветная бумага, клей, ножницы, картон.

    ◈ Как играем: всем известно, что дети любят играть игрушками, сделанными своими руками. Из бумаги несложно сделать лодочку, колпачок, лягушку, трубочку и многое другое. Поделки можно украсить, нарисовав на самолетике окна, приклеив к лодочке флаг и т. д. Обязательно обыгрывайте получившиеся игрушки.

    ◈ Закрепляем: из бумаги можно смастерить множество разнообразных вещей, в дождливую погоду это полезное занятие. Если вы не умеете делать сложные поделки, сделайте колпачки, трубочки, лодочки.

    Королевские подарки

    Необходимый инвентарь: цветная бумага.

    ◈ Как играем: скоро 8 марта или день рождения? В подарок смастерите веер из цветной бумаги. Украсте его аппликацией. Скотчем приклейте петельку, чтобы можно было повесить веер на руку. А если на ниточку нанизать несколько бусинок или пуговиц на ножке — получится целое произведение искусства.

    Мышка – в норке, лиса – в норке

    Необходимый инвентарь: рисунок мышки в норке и кошки рядом с норкой и т. п.

    ◈ Как играем: скажите, что кошка хочет поймать мышку. Как ей помочь? Надо так заштриховать мышку в норке, чтобы кошка там ее не заметила.

    ◈ А если заштриховать две норки с мышками? Или помочь лисе спрятаться от волка, зайцу от лисы? Фантазируйте вместе с ребенком. Главное при этом — не выходить за контур норы. Ваш ребенок будет совсем молодец, если его штрихи будут ровные и на одинаковом расстоянии друг от друга.

    ◈ Закрепляем: штриховать можно все что угодно — цветы, домики, вазы, машинки и т. д.

    Облака

    Игра учит штриховать делая нужный нажим на  карандаш.

    Необходимый инвентарь: картинка — два нарисованных самолета, вокруг них темное и светлое облако; мягкий карандаш.

    ◈ Как играем: вспомните о том, как наблюдали за облаками на улице. Есть светлые облака, воздушные, есть темные — дождевые. Из-за темного облака самолета почти не видно, из-за светлого видно хорошо. Другие темные и светлые облака вокруг самолетов ребенок нарисует сам.

    ◈ Закрепляем: «По водичке я плыву и ребяток я зову». Можно подрисовывать волны к уточке, к лодке и т. д. Важно, чтобы ребенок при этом старался делать разный нажим на карандаш (в море шторм — волны темные).

    ◈ Обыгрывайте рисунки, дорисовывайте детали: солнце, утят, песок и т. д.

    Извилистые дорожки

    Игра развивает точность движении

    Необходимый инвентарь: нарисованные дома и машины, между ними на расстоянии несложные извилистые дорожки (извилистые, ломанные кривые).

    ◈ Как играем: скажите ребенку, что он водитель и ему нужно провести машину к дому. На дороге быть осторожным — не вылезать за пределы дорожки и не отрывать карандаш от бумаги, ведя машину по изгибам дорог.

    ◈ Закрепляем: ребенок научился водить карандаш по таким изгибам — сужайте дорожки или меняйте сложность изгибов.

    Пластилиновые рисунки

    Учим делать пластилиновый фон налепом, разбиваем мелкую моторику, творческое воображение

    Необходимый инвентарь: пластилин, горох, рис, пшено, гречка, картон.

    ◈ Как играем: предложите ребенку нанести ровным слоем пластилин на картон, или на контур рисунка (ваза, птица, дерево и т. п.), или на настоящий предмет. Затем путем вдавливания украсьте поделку горохом, рисом и др. А что это будет — решать вам. Или елочка в снегу из риса, или волшебная птица с перьями из гороха и фасоли, или камни на песке — пшено и гречка на желтом пластилине.

    ◈ Закрепляем: а если облепить пластилином старую вазу и украсить ее пуговицами? Решать вам.

    Не замочи ноги

    Игра развивает точность движений

    Необходимый инвентарь: нарисованные кружочки-кочки. Они должны быть нарисованы извилистой кривой близко друг к другу.

    ◈ Как играем: «По кочкам, по кочкам, в ямку — бух». Ребенку нужно пройти по кочкам, не замочив ноги — не выходя карандашом за контуры кочек, иначе замочишь ноги или попадешь в болото. Напомните ему, что нельзя отрывать карандаш от бумаги.

    ◈ Закрепляем: а может, нужно провести волка по длинной дороге, а зайца по короткой, чтобы он быстрее добрался до своего дома? Фантазируйте вместе с ребенком.

    Бумажный лес

    Игра развивает точность движений, творческое воображение.

    Необходимый инвентарь: ватман, цветные карандаши, фигурки животных, птиц.

    ◈ Как играем: на листе ватмана вместе с ребенком нарисуйте или наклейте деревья, животных, птиц — это лес. Предложите ребенку через весь лес провести тропинки от домиков животных друг к другу. Заштрихуйте муравейник, нору лисы и т. д. Фантазируйте!

    ◈ Закрепляем: эта игра увлекает ребенка, в нее можно играть несколько дней, пока не заполните весь лес его жителями. На елках пусть растут шишки, которые ребенок может нарисовать самостоятельно. А может, в лесу будет расти яблоня с волшебными яблоками, нарисованными детьми? Ведь в волшебном лесу чего только не бывает. Придумайте сказку про лес, запишите. Это произведение повесьте на стену, пусть на него посмотрят все домочадцы. А может, добавят что-нибудь свое.

    «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет

     

      Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

      Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.

      Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.

      Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.

      Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

      Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

       И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

      Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

      Правило первое: не давайте малышу, для постоянного пользования, игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

      Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

      Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую, и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

      Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

      В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

    Так играйте же вместе с малышом!



    Предварительный просмотр:


    КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

    ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ

    КАРТИНЫ МИРА

    ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

    Тема: «Обувь.  Головные уборы». 

    Цель: 

    Цель:познакомить с обобщающим понятием «головные уборы и обувь». Дать представление о том, что одежда и обувь сделаны людьми, побуждать проявлять самостоятельность при одевании куклы, соблюдать алгоритм одевания

    ЗАДАЧИ:

    1.Учить детей дифференцировать виды одежды по временам года; называть ее части.

    2. Закреплять знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей, обобщающее слово «одежда»;

    3. Активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь; 

    4.Развивать память, воображение.

    5.Воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды.

    Материал: ПК, экран, мультимедийная установка, презентация к занятию в программе Power Point, картинки с изображением одежды, головных уборов, обуви (на каждого ребенка)

    Ход занятияДети сидят на стульчиках. Воспитатель обращает внимание детей на экран, на экране картинки. Ребята, скажите, пожалуйста, что это? (слайд 1). Ответы детей (свитер, пальто, футболка, кофта, носки, платье).

    -Как можно сказать одним словом? (одежда )

    -Посмотрите на экран (слайд2) -это тоже одежда. Одежда- это то, что мы с вами надеваем на себя.

    -слайд 3- что это  Как можно сказать одним словом? (обувь).

    -слайд4- что это  Как можно назвать одним словом? (головные уборы).

    -Одежда, обувь, головные уборы различаются по сезонам. Они бывают зимние, летние, весенние и осенние.

    - слайд 5- Какое это время года? (зима)

    - слайд 6-  что изображено? Ребята, как вы думаете, в какое время года одевают? (зимой). Почему зимой? Правильно, потому что одежда вся теплая. И одежда это называется зимняя.

    - слайд 7. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте:

    Тает снежок,

    Ожил лужок,

    День пребывает,

    Когда это бывает?

                                                     (Весной)

    -Какое время года изображено? (Весна) 

    - Почему? (Тает снег, прилетают птицы, дети пускают кораблики, солнце ярче светит.)

    - Как вы думаете, какая погода весной? (Теплая, люди надевают легкую одежду и т.д.)

    - Правильно, весной на улице тепло, неморозно.

    - Какие вещи надевают малыши на прогулку? (Теплые, куртки, шапки, сапожки, варежки) (слайд 12).

    -Скажи Настя как называется одежда, которую мы надеваем в это время года? (весенняя).

    - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли Катя и Маша. Они очень хотят пойти на прогулку, но не знают, как правильно одеться. Давайте им поможем. (Слайд 13 ).

    - Что наденем сначала? (Колготки) (Слайд 14)

    - За колготками? (Носки) (Действие 2)

    - Затем? (Кофту или свитер) (Действие 3)

    - После кофты? (штаны) (Действие 4)

    -Затем(сапожки)

    - Затем? (Шапку) (Действие 5)

    - После шапки? (Пальто или куртку) (Действие 6)

    - И сверху? (Шарф) (Действие 7)

    - Молодцы, Таня и Маша одеты, вышли на улицу, Может и мы с вами тоже пойдем гулять?

    Физкультурная минутка

    В какой одежде пойдём гулять? (В зимней, в тёплой) Так давайте одеваться! (все встают)

    Игра «Прогулка»

    (выполнение движений за текстом)

    Очень холодно зимой,                       (погладить себя за плечи)
    Но мы пойдем гулять с тобой.          (шаги на месте)

    Я надену шапку,                              (имитируем движение «надеваем шапку»)

    Я надену шубку                                 (показываем, как надеваем шубку)

    Я надену шарфик
    Потуже завяжу.                                      
    («завязываем» шарфик)

    А потом красивые, Теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

    Крошки – рукавички
    На ручки натяну.                              
    (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

    И хотя я маленький                              (руки на пояс)

    У меня есть валенки.                      (ноги поочередно выставляем на пяточку)

    Возьму с собою санки
    На горочку пойду.                           
    (шаги на месте)

    На горку поднимусь                        (руки поднять вверх)

    И с горки прокачусь!
    У-у-у-ух!                                               (
    быстрое движение рук вниз)

    -Теперь садитесь за столы.

    -Давайте поиграем

    Игра «Четвертый лишний»

    Слайд 15.Скажите, что лишнее? (футболка, ботинок, платье, свитер) Почему, Милана? Ответы детей. Правильно, ботинок. Так как все-это одежда, а ботинки- это обувь.

    Слайд 16.Что лишнее? (Шапка, кепка, халат, шляпа). Ответы детей. Софья, скажи, почему халат лишний?

    Слайд 17.Что лишнее. (Сапожки, шапка, тапочки, сандали). Ответы детей. (Аналогично)

    Игра «Какую одежду я спрятала?»

    Для запоминания берется по четыре предметных картинки с изображением одежды. Игра проводится аналогично игре.

    Слайд 18, 19, 20

    «Бабочка» Гимнастика для глаз

    Спал цветок

    (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

    И вдруг проснулся,                     (Поморгать глазами.)

    Больше спать не захотел,           (Руки   поднять   вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

    Встрепенулся, потянулся,                (Руки согнуты в стороны (выдох))

    Взвился вверх и полетел.(Потрясти    кистями,    посмотреть вправо-влево.)

    Игра «Покажи»

    У вас на столе лежат картинки одежды, обуви, головных  уборов.

    «Я скажу, например, слово обувь, а вы поднимете картинки, на которых нарисованы туфли, тапки, валенки, калоши и пр.
    Если я скажу слово одежда, надо поднять картинки, на которых нарисованы предметы одежды. Итак, давайте начнем: «обувь».
    Дети поднимают соответствующие картинки. Воспитатель проверяет, как выполнено задание, объясняет, почему в том или ином случае задание следует считать невыполненным или выполненным неправильно. «

    Игра «Одежда или обувь»

    -Скажите что изображено на картинке? Одежда или обувь?

    На экране картинки с изображением одежды или обуви. Ребенок определяет, одежда это или обувь. Слайд 21, 22,23,24,25, 26, 27

    скажи, что ты видишь на экране?(одежда).

    Спросить каждого ребенка, что это? (одежда или обувь)

     Одежда грязная и чистая.

    Ответьте, а какое произведение вы знаете о неряшливом мальчике, от которого сбежали брюки? Дети: «Мойдодыр». А кто автор этого произведения? К. И. Чуковский.

    Ребята, можно быть таким грязнулей? (Нет). За одеждой нужно ухаживать. По мере загрязнения одежду мы стираем. Нужно быть опрятным и аккуратным.

    Вспомните, о чём мы сегодня с Вами говорили. Что понравилось? (Ответы детей). За то что вы хорошо отвечали на вопросы, Я вам хочу подарить красивые картинки с изображением любимых героев мультфильмов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в подготовительной группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

    Задачи:дать родителям знания о значении развивающих игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из ...

    Сценарий родительского собранения по теме "Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста"

    Сценарий родительского собранения по теме "Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста"...

    Выступление на родительском собрании в старшей группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

    дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, ...

    Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

    Игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе....

    «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

    Выступление на родительском собрании в подготовительной группе. Тема: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»«Поиграй со мной!» – как часто слышим мы эту просьбу от своих д...

    «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

    Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка...

    Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста

    Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста....