Я сам
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Шумилова Хафиза Хафазовна

Предварительный просмотр:

В период от 2 лет 6 мес. до 3 лет 6 мес. ребенок переживает так называемый кризис трех лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязывать или запретить детям что-либо. Если взрослые всегда придерживаются одних и тех же требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают свою независимость от других. Они чувствуют себя вполне самостоятельными и компетентными и в то же время понимают свою зависимость от взрослых. Их внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности., Дети борются за самостоятельность и уважение к себе, но в тоже время ожидают, что взрослый будет их направлять и поддерживать.

Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинства.

 Устанавливайте простые и понятные нормы жизни в детской группе, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого отдельного ребенка.

        Много уже было сказано о значении продуктивного целеполагания. Для поддержания этого процесса по возможности нужно стараться в каждом случае находить форму, в которой ребенок может реализовать возникающие у него намерения и планы.

Общаться с детьми, переживающими кризис, нелегко. Их поведение - это непрерывная череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных "я хочу!" и "я не хочу!", "я буду!" и "я не буду!" Важно понять, что это не капризы. Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не случайно говорили в древней Индии: "До пяти лет ребенок - ваш царь. С пяти до десяти - ваш слуга. С десяти до пятнадцати ваш брат, а после - ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали".

Важно помнить - этот кризис порожден тем, что ребенок начинает воспринимать себя как вполне самостоятельного, отдельного от других, в том числе и от взрослых, человека. Дети, проходящие кризис, требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Различные качества - умный, умелый, добрый, храбрый - они теперь относят к себе, и для них очень важно, чтобы взрослые положительно их оценивали.

Часто так называемые ужасные трехлетки обязаны своей репутацией бесконечным заявлениям, связанным со словом "нет". "Ты хочешь пойти в магазин вместе с мамой?" - "Нет". "Мы сейчас поспим немножко?" - "Нет". Взрослые, задающие подобные вопросы, действительно хотят получить на них ответ, а дети чувствуют свою значительность, отклоняя просьбы взрослых - и именно от этого получают удовлетворение.

        Не задавайте детям вопросов, на которые вы не хотите получить отрицательный ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу, пока вы не будете готовы принять его "нет" в качестве ответа. Просто сообщите ему, что вы идете и что там его ждет что-то хорошее. Если же в этом посещении нет ничего привлекательного для ребенка, то придумайте что-нибудь.

 Требования взрослых должны в ряде случаев проводиться в жизнь независимо от мнения детей. Не вступайте с детьми в конфронтацию.

Нужно просто переориентировать их. Ребенок не хочет уходить с игровой площадки.     "Ты знаешь, что мы сейчас собираемся делать? Мы пойдем в группу и будем..." В то время, как маленький упрямец поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения.

Некоторые родители и педагоги увлекаются тем, что начинают "вбивать" в детей послушание и покорность, но это проигрышная позиция, вне зависимости от того, при меняется ли она постоянно или от случая к случаю.

Наиболее опасен вариант, когда родители начинают физически наказывать детей, считая, что дают им хороший урок послушания. Однако дети не извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых дети приучаются беспокойно съеживаться, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

Самостоятельность и стремление к независимости зачастую становятся причиной обострения взаимоотношений между сверстниками, поскольку каждый стремится настоять на своем.

От взрослого в этот период требуется большое терпение. Нужно показывать детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы всех сторон, а также учить детей договариваться. Когда будет особенно тяжело, вспоминайте, что период кризиса обязательно закончится и дети станут более миролюбивыми. Ваши воспитанники подрастут и станут более благоразумными и покладистыми.

Другой источник конфликтов - все более сложные и обширные планы и намерения, которые возникают у каждого ребенка. Реализовать их в условиях группы, где обитают еще 15-20 столь же "самостоятельных граждан", нередко затруднительно, поскольку интересы детей в этом случае объективно сталкиваются. Кукла или машинка, которая нужна одному из детей, в этот же момент может срочно понадобиться и другим. На уютный уголок для игры могут одновременно претендовать несколько детей и Т.д. Социальный опыт малышей и их речевые возможности также ограничивают их способность самостоятельно находить компромиссные решения и договариваться. В таких случаях приходите детям на помощь и помогайте им находить выход из сложившейся ситуации с учетом интересов каждого.

Если дети любят своего воспитателя, то на его внимание и участие в игре могут одновременно претендовать несколько детей. Ревность может породить конфликт. Желательно объединить интересы всех детей единым сюжетом так, чтобы каждый имел возможность индивидуального контакта и со взрослым по ходу игры: например, воспитатель по очереди "кормит" или "лечит" игрушки, которые приносят дети.

Трехлетний ребенок - неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом - клеить, лепить, рисовать. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о том, что не может непосредственно воспринимать. Он активно исследует и познает то, с чем может практически что-то делать. Его способность наблюдать, делать простейшие выводы стала более совершенной.

 Планируя занятия, педагог должен учитывать стремление детей к активным действиям и неспособность выслушивать длительные монологи воспитателя.

        Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордиться своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь собственной умелостью. Интерес к средствам и способам практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. Не случайно в так называемых традиционных культурах детей именно с трех лет начинали учить пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом и т.п.

 Не торопясь, подробно показывайте детям правильные способы осуществления действий.

 Совершенствуйте навыки самообслуживания. Если именно в этом возрасте вы научите их правильно мыть и вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в шкафу, в дальнейшем они будут педантично придерживаться заведенного порядка.

Дети с удовольствием будут упражняться во вновь освоенном способе действия, если взрослый попросит их показать ему, как надо это делать, научить его. Используйте этот прием для совершенствования тех навыков, которым вы обучаете детей.

Если в 2 года ребенок доволен любыми результатами своей деятельности, то к 3 годам он становится весьма критичным и более реально оценивает их. Он уже может оценить, что у него получилось и сопоставить результат с образом цели, который теперь становится у него понятным и ясным. Появляется стремление к совершенному результату. Поэтому ребенок уже может огорчаться, если у него не получается задуманное.

Показывайте детям способы улучшить их работу.

Источник развития и расширения кругозора и представлений ребенка о мире - непосредственные наблюдения. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным.

Планируйте экскурсии по детскому саду и выходы с детьми за его пределы.

Учитывайте реальные познавательные интересы детей своей группы. Если в ее составе много мальчиков, то их скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников раннего возраста.

Как известно развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение. Игры с меткими предметами развивают у малышей ловкость и сноровку, а еще не секрет, что развитие мелкой моторики рук имеет большое значение в развитии речи ребенка, что немаловажно в раннем возрасте. Предлагаю Вам несколько пособий, сделанных своими руками.

Пособие "Собери бусы". Основа для бусин- колечки из трубы металлопласт, каждая бусина обвязана шерстяными нитками, используемыми для детей. Бусины четырех цветов, что позволяет закрепить знание основных цветов с детьми раннего возраста.

C:\Users\alexndrov\Desktop\ФАЯ.jpgC:\Users\alexndrov\Desktop\ФАЯ1.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-147082-1423249517.jpg

Пособие "Шнуровочка". Иргы выполнены из фанеры, что обеспечивает сохранность пособия на несколько лет. Дети с удовольствием занимаются с яркими игрушками и шнурочками. Очень нравится моим ребяткам наряжать "новогоднюю елочку".

C:\Users\alexndrov\Desktop\ббб.jpg

Пособие "Осьминожка". Игра с данным пособием позволяет научиться пользоваться замком-молнией. Здесь же закрепляется знание основных цветов (ножки осьминога). 

Антуан де Сент-Экзюпери

C:\Users\alexndrov\Desktop\ююю.jpg

Пособие "Гусенички". Яблоко и листочки закреплены на основу с помощью "липучки", к каждому листочку (как и к яблоку) подходит своя гусеничка по размеру. Необходимо протянуть гусеничку ("накормить") через все отверстия.

C:\Users\alexndrov\Desktop\ппп.jpg

Пособие "Магнитная картинка". С помощью этой игры ребенок не только развивает умение работать магнитами, но и развивает речь, придумывая и рассказывая свою историю.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: