Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ольга Владимировна Нестерова

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.

Артикуляционные упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений. Выработке артикуляционных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) будут способствовать специально подобранные комплексы упражнений.

Артикуляционная гимнастика является комплексом специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа.
 
Польза артикуляционной гимнастики:
- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;
- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;
- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
- увеличение амплитуды движений;
- снижение напряжённости артикуляционных органов;
- постановка правильного произношения звуков.
 
Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда.
При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом.
Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.
 
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Для достижения максимального эффекта артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, иначе полученные навыки могут не закрепиться. Желательно заниматься дважды в день: например, после садика и перед сном.  Помните, что с ребенком нужно выполнять задания  только тогда, когда он хорошо себя чувствует, весел и бодр. Ничего не навязывайте ребенку. Играйте, показывая, что это очень интересно и вам. Не выполняйте все задания сразу, лучше позанимайтесь несколько раз (распределяя занятия на каждый день недели) Занятие должно длиться 15-20 минут. 
В процессе упражнений необходимо постоянно контролировать качество их выполнения и не допускать чрезмерного утомления ребёнка. Комплекс артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять, стоя перед зеркалом, в котором маленький пациент будет видеть не только себя, но и взрослого человека. Все упражнения следует выполнять медленно, плавно и точно, иначе они не будут иметь смысла.
 
Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада. И здесь артикуляционная гимнастика будет очень полезна. Логопед подбирает необходимые упражнения и составляет комплекс для каждого конкретного случая. Давая домашнее задание родителям, педагогам, он указывает страницу и номер упражнения, требующего доработки дома.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Четвертый лишний

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах логопед может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

Юные поэты.

Логопед дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки - точки, бочка – почка, и т.д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например:

В норке жили-были мышки,

А на столе лежали пышки.

Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр (воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине

слова звук "Т" и.т.д.

Вариант 2:

То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки – минутки

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Звуки по кругу

(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

Начало, середина, конец

(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

Эхо
Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой логопед обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.
Затем назначают водящего – ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”).

Живая азбука

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

Путаница

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

Заколдованное слово

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

Логопед рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.
Педагог называет слово – жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” – ”Я, б, л, о, к, о”.

Починим испорченный телефон

Игра для развития фонематического слуха
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Логопед следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Разноцветные прищепки

Вариант  1.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза, внимания, зрительного восприятия.
Игровое поле разделено на две части. На первой из них изображены объекты, к которым нужно подобрать правильный ответ. Картинки помещают в разноцветные рамки или помечают цветным кружком. На второй части игрового поля изображены варианты ответов (или картинки). Ребенок находит на второй части игрового поля соответствующий заданию ответ и отмечает его прищепкой, цвет которой совпадает с цветом рамки картинки-задания.

С помощью данного пособия можно в интересной форме преподнести задания с любым речевым материалом: на определение наличия заданного звука в слове, количества звуков, букв, слогов в слове, на подбор обобщающих слов, слов-признаков, действий к словам-предметам и наоборот, нахождение родственных слов, синонимов, антонимов и т.д.

Вариант 2

«Солнышко»
Для игры потребуются: набор карточек-заданий и деревянные прищепки разного цвета. Карточка-задание – это круг, разделенный на 6-8 секторов. В каждом секторе – картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, если в центре изображена капелька, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обитания. Содержание нескольких картинок в секторах связано с темой игры, остальные картинки не имеют к ней отношения. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней – красными. Карточка с выполненным заданием благодаря прищепкам становится похожей на солнышко.

Такое пособие можно использовать для закрепления как фонетических, так и лексико-грамматических тем. Так, если в центр карточки поместить букву, можно предложить ребенку отметить прищепками те картинки, в названиях которых есть данный звук. Цифра в центре круга поможет ребенку отработать навыки определения количества звуков, слогов в слове.

Посмотри вокруг

Цель: учить определять наличие звука в слове.
Ход игры. Дети должны внимательно посмотреть вокруг себя и найти в группе предметы, в названиях которых есть заданный звук.

Лото
Цель: учить определять наличие звука в слове.
Оборудование: карточка лото для каждого играющего, разделенная на четыре квадрата, в каждом из них наклеена предметная картинка; фишка.
Ход игры: только в трех квадратах находятся картинки, в названиях которых присутствует заданный звук. Дети должны найти лишнюю картинку, в названии которой нет изучаемого звука и закрыть ее фишкой. Moжно использовать более сложный вариант игры. Каждому играющему дается альбомный лист, на котором наклеено много предметных картинок. Дети должны найти картинки, в названиях которых есть заданный звук и закрыть его фишкой.

Брось мяч

Цель: учить выделять первый и последний звуки в слове, последовательность их в слове.

Оборудование: мяч.

3адания:

1. Убрать первый звук в слове. Какое слово получится?
Логопед стоит в центре, играющие - вокруг него. Он бросает мяч
кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний
звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему;
Речевой материал: лужи-ужи, косы-осы, крот-рот, бочки-очки, клещи- лещи, сурок-урок.

2. Убрать последний звук в слове. Какое слово получится?
Речевой материал: рост-рос, стол-сто, марка-Марк, бегут-бегу.

Два берега

Цель: учить определять наличие звука или первый звук в слове.
Оборудование: предметные картинки; изображение лодки или корабля.
Ход игры. На доске мелом изображается река. Посередине реки магнитами укрепляется лодка или корабль, в которых есть прорези для предметных картинок. Логопед рассказывает детям, что на лодке (корабле) плывут слова.
Слова, начинающиеся, например, со звука [к], должны причалить к одному берегу, а все остальные - к другому., Дети выходят к доске по очереди; достают из прорезей картинки, называют их, определяют наличие звука или первый звук в слове (в зависимости от задания) и укрепляют их магнитами к нужному берегу.

Раскрась картинки

Цель: учить определять наличие звука, его позицию в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: несколько нераскрашенных предметных картинок, изображенных на альбомном листе.

Ход игры: играющим раздаются листы, на которых нарисовано несколько нераскрашенных картинок. Дети должны раскрасить или заштриховать только те картинки, в названиях которых есть заданный звук или звук, находящийся в определенной позиции. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Чей домик?

Цель: учить определять первый звук в слове.
Оборудование: картонные домики красного и синего цвета (в зависимости от задания); предметные картинки.

Ход игры:

1 вариант. На стол выставляется синий или красный домик в зависимости от изучаемого звука, например [л]. Нужно отобрать картинки со словами, названия которых начинаются с этого звука.

2 вариант. На стол выставляются два домика: красный
и синий. Дети по очереди выходят к столу, берут предметную картинку, называют ее, определяют первый звук в слове (гласный или согласный) и кладут ее в соответствующий домик.

Соберем цепочку

Цель: развивать умение выделять первый и последний
звуки в слове.

Ход игры.

Логопед называет слово, а ребенок называет слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова и т.д. Например, мост - телефон – носки – игла.

Домино

Цель: развивать умение выделять первый и последний звуки в слове.

Оборудoвaниe: предметные картинки.

Ход игры: играть лучше группами по 3-4 человека.
Играющим раздаются предметные картинки. Один из детей кладет картинку на стол, называет ее и определяет последний звук в данном слове. Тот, который находит у себя картинку с таким же начальным звуком, кладет ее следующей, называет ее и последний звук в слове и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких...

Комплекс артикуляционной гимнастики для самых маленьких

Вашему вниманию представлен комплекс артикуляцинных упражнений для самых маленьких...

Артикуляционная гимнастика для самым маленьких

данная гимнастика разработанна для детей от двух до четырех лет.  Она помогает улучшить подвижность органов артикуляции, объем и силы движений воздуха....

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Костыгина В.Н. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких. 2-4 года.

В этой книге артикуляционная гимнастика и отработка звукопроизношения сочетается с забавными движениями и жестами. Поэтому освоение развивающего материала будет и увлекательным, и несложным для самых ...

Книжка-малышка «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких»

Цель:  выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков речи.Пояснения: Разработка выполнена в виде книжк...