Родительский форум "Поговорим о нравственности"
материал (средняя группа) на тему

Миргасимова Айгуль Фаритовна

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_forum.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский форум

Поговорим о нравственности

С целью активизации родительского внимания к теме собрания воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:

  1. Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др. )
  2. Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
  3. Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей является день рождения! Как его праздновать?

(Родители делятся опытом о проведении интересного дня рождения).

Об эмоциональном развитии ребенка

Что нужно знать об эмоциональном развитии шестилетнего ребенка?

  • В этом возрасте меняется поведение ребенка, уходит в непосредственность.
  • Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
  • Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
  • Начинает осознавать свои переживания.
  • Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку.

В этом возрасте ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию является одним их свойств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопереживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по–разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и т. д. дети чутко реагируют на доброжелательное отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребенок может заплакать если видит, что плачет его сверстник. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Жизнь ставит перед родителями целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребенку плохое? О чем он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызывать у него сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких – нет? Его же не учат сопереживать отрицательным героям художественных произведений и сказок! Известно, какую силу воздействия на ребенка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей в группе поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребенку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приемы воздействия на ребенка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания. К сожалению, в силу непонимания мотивов поведения ребенка взрослые зачастую способствуют зарождению и проявлению агрессивности, которая распространяется, как правило, на его сверстников. Грубые методы воздействия, равнодушие, нетактичность по отношению к провинившемуся как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей ничем не могут быть оправданы.

Однако из основных нравственных качеств – гуманное отношение к окружающим – воспитывает у детей с раннего детства. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежат заботливое, внимательное отношение к другим людям, помощь и взаимопонимание, отзывчивость, доброжелательность. Важным моментом в нравственном воспитании ребенка является и положительнее эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

Наказывать или прощать?

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что « родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.

Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Что эффективнее – похвала или наказание?

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.

Памятка для родителей

Искусство наказывать и прощать

  1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
  2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
  4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
  7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
  8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
  9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
  • Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
  • Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
  • Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Наглядная информация для родителей

Вечер в семье

Как давно вы проводили время вместе с семьей в теплой домашней обстановке, позабыв и забросив все необходимые и не очень  дела? Как давно собирались все вместе, для того чтобы насладиться уютом и ощущением близости родных людей?

Каждый день мы спешим, суетимся, куда-то бежим, откладывая "на потом" самое главное человеческое богатство - богатство общения друг с другом. Новый год и дни рождения не считаются, речь идет о самых простых вместе проведенных со своей семьей днях и вечерах.

Всем известно, что семейные традиции закладываются именно в раннем детстве. А во взрослую жизнь мы уже забираем с собой те моменты, которые остаются в нашей памяти теплыми семейными воспоминаниями. И по прошествии огромного количества времени эти воспоминания согревают душу и сердце. Именно сейчас стоит задуматься над тем, что смогут вспомнить ваши дети, какие впечатления о семье они заберут в свою взрослую нелегкую жизнь.

Если вы хоть раз обращали внимание на то, чем сейчас интересуются и живут дети, то прекрасно понимаете - во многих моментах их желания и интересы сильно отличаются от желаний старших. Подрастающее поколение жаждет массы новых ярких впечатлений каждый день, в то время как взрослые представляют себе семейные вечера как моменты общего просмотра фильма. Замечательно, если у мамы или у папы есть какое-то хобби, к которому зачастую привлекаются и дети: рисование, фотография, спортивные занятия, астрономия, танцы и так далее.

Больше всего дети интересуются компьютерными играми, а также просмотром фильмов дома или в кинотеатре, прослушиванием современной музыки. Чтобы не отставать от моды, попробуйте заранее подготовить занимательную компьютерную игру или увлекательный фильм, не забыв непременно приготовить на ужин что-то вкусненькое и всеми любимое. Если из всех игр выберете не стрелялку, а нечто доброе и полезное, то с удовольствием проведете время. Что касается фильмов, то веселая комедия наградит вас массой приятных эмоций, а веселый смех мамы и папы поселит в душах ребят ощущение счастья и домашнего уюта.

Совместный спорт тоже играет не маловажную роль. Если имеется домашний питомец, можно попробовать выходит на вечернюю прогулку вместе с ним. Неторопливая прогулка  по парку с душевными разговорами обо всем на свете способна сплотить всех одной общей целью или мечтой, поможет построить планы на будущее или просто эмоционально отдохнуть вместе. Зимой замечательно поиграть всем вместе в снежки или вылепить снеговика. А летом выбраться на природу, на пикник или загородную прогулку, поиграть в волейбол, в бадминтон, покататься на велосипеде или на роликах. Заранее продумайте, какое лакомство будет вас ожидать по приходу домой, чтобы дружно сесть за стол и насладиться вкусным чаем вприкуску со сладостями. Отличное настроение гарантировано!

Семейный ужин - это святое. Не бойтесь экспериментировать на кухне, радуя своих близких новыми и вкусными блюдами. Еще вкуснее и интереснее станет, если семейный ужин готовить всей семьей. Наденьте забавные фартуки, достаньте необходимые продукты и приступайте к приготовлению блюд. Подобная семейная добрая традиция не только сплачивает  родных людей, но и помогает детям постичь азы кулинарного искусства, что непременно пригодится в будущем. Если вы готовите блюдо из какой-то другой страны, полезно будет рассказать домочадцам об этой стране все самое интересное, а после вкусного ужина посмотреть кинокартину про эту страну, если есть такая возможность.

Совместное прослушивание музыки также окажет положительное влияние на всех домашних. Приглушите свет,  красиво разложите на диване подушки, достаньте мягкий теплый плед и включите приятную музыку или сказки-онлайн, которые вы предварительно выбрали вместе со своими домочадцами. Музыкальные композиции должны быть легкими и расслабляющими, а сказочные истории - поучительными и добрыми. Такой ритуал также полезно проводить именно в то время, когда детишки готовы ложиться спать. Можно даже предложить им лечь в кроватки.

Как видите, существует немало способов приукрасить долгие вечера, и всей семьей постараться сделать их интересными и запоминающимися. Здесь же можно увлечь друг друга, рассказав смешную историю, спеть караоке, устроить фотосессию или даже организовать домашний спектакль! Разбудите свою фантазию и подарите вашим близким незабываемые впечатления и хорошее настроение.

Консультация для родителей

Нужно ли учить читать детей 4 –хлет

Причины, по которым дети не любят читать… то, что читали мы!  

1.    У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами.  2.    Дети слишком рано учатся читать -- раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями.   3.    Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.  4.    Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.   5.    Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к  воображению.  6.    Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым  родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников.  7.    Одновременно с чтением дети  учатся писать, вернее,  печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей – это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр. 8.    Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше – существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.  9.    Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению. 

Приемы мотивации чтения у детей.  

1.    Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение  книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания.  Наивно полагать, что если  все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке. 2.    Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.  3.    Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам,  и ему. Детская литература постоянно обновляется, и по-прежнему трудно следить за новинками.  4.    Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.  5.    Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.  6.    Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они  с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.  7.    И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом:  как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании. 

Индивидуальная беседа

Закаливание – одно из форм профилактики простудных заболеваний детей.

Вообще на сегодняшний день появляется все больше приверженцев закаливания детей, начиная с дошкольного возраста, с целью повышения естественного иммунитета, профилактики простудных заболеваний и укрепления детского организма в целом. Естественно, к данному методу оздоровления необходимо подойти с максимальной серьезностью, чтобы не причинить вред ребенку. Специалисты рекомендуют начинать закаливание детей только в теплое время года (в идеале это должен быть самый разгар лета). Процедуры должны вводиться постепенно и выполняться в последующем систематически. Только так можно добиться положительного эффекта от закаливания детей дошкольного возраста. Очень важно учитывать кратность процедур, а также их разнообразие и совместимость, чтобы ребенок сам проявлял интерес к такому образу жизни.

Как закаливать ребенка Существует достаточно много специально разработанных методик закаливания детей. К примеру, можно выделить воздушные ванны, а также, водные процедуры: купание в различных открытых водоемах, обтирание, обливание ног и контрастное обливание всего тела. К закаливанию в повседневной жизни можно отнести регулярное проветривание квартиры, расширенное умывание ребенка и хождение по дому босиком. К слову, такой тип закаливания является одним из самых удобных. Ведь для него не требуется каких-то особенных сложно выполнимых условий. Такое закаливание, на самом деле, показано всем без исключения детям. Правда, в каждом случае требуется свой индивидуальный подход. Необходимо подобрать самый подходящий режим с учетом состояния здоровья малыша, а также уровня его физического развития. В любом случае, нельзя забывать о соблюдении основных принципов закаливания детей дошкольного возраста: постепенности и систематичности. Еще перед началом процедур родителям нужно создать ребенку максимально положительный эмоциональный настрой. И если малышу не пришлись по душе какие-то определенные процедуры, ни в коем случае нельзя его принуждать выполнять их, чтобы с самого начала не вызвать негативное отношение.

Принимаем воздушные ванны Началом повседневного закаливание ребенка дошкольного возраста должны стать именно воздушные ванны. Ведь данная процедура включает в себя показателя, необходимых малышу: Гигиеническая процедура; Закаливание. Сперва необходимо выбрать самую оптимальную температуру, которая будет комфортна для самого ребенка, снижая ее постепенно до разумных пределов. Только при этом необходимо учитывать, что процедуры по закаливанию нельзя проводить при температуре воздуха ниже семнадцати либо выше 26 градусов. Ведь изначально низкая температура вполне может стать причиной возникновения простудного заболевания, а высокая привести к перегреванию ребенка. Однако при этом малыш не должен в охлажденном помещении просто стоять без движения. Это уже будет не здоровое закаливание, а самый верный путь к серьезной простуде. Закаливание работает просто отлично именно тогда, когда ребенок дошкольного возраста выполняет различные физические упражнения. Именно поэтому просто превосходно сочетать воздушные ванны с ежедневной утренней зарядкой, которая является обязательной для правильного развития каждого ребенка. Перед началом упражнений помещение необходимо хорошенько проветрить, затем начать зарядку с ребенком, одев на него только носочки, маечку и трусики. А когда малыш уже комфортно себя будет чувствовать при такой температуре, носочки можно снять.

Как правильно умываться После проведения утренней зарядки ребенок идет в ванную. Для начала процедура умывания начинается с теплой воды, которая постепенно делается прохладнее. Идеально подходит для закаливания так называемое расширенное умывание. То есть, под струи воды попадает не только лицо и кисти рук, а также верхняя часть груди, шея и руки до локтей.

 Здоровый сон Закаливание может не прерываться даже тогда, когда малыш спит. Причем, неважно, в ночное время либо днем. Самая оптимальная температура для закаливания ребенка во время сна должна быть примерно на три градуса ниже той, при которой ребенок обычно бодрствует. Эта же температура подойдет и для последующего принятия оздоравливающих воздушных ванн. Так, непосредственно перед сном должно быть проветрено помещение, а если на улице не слишком холодно, форточку можно вообще не закрывать. Только необходимо следить, чтобы в комнате не было сквозняков. Как одеваться при закаливании Очень важно правильно одевать ребенка дошкольного возраста дома. Точно так же, как и на прогулках, ни в коем случае нельзя с этим переусердствовать. Если в квартире температура составляет 23 градуса, вполне достаточно просто белья и тонкой хлопковой одежды. Если говорить о температурных показателях от 18 до 21 градуса, можно одеть более плотную кофточку (но только без синтетики) и колготки. Полезная информация для родителей Специально разработанные методики закаливания детей дошкольного возраста обязательно при правильном применении пойдут на пользу иммунной системе и в целом организму ребенка. Но для этого, безусловно, потребуется определенное время, а также желание и систематичность. Необходимо уметь распознавать, когда ребенок пребывает не в самом лучшем состоянии, чтобы своевременно приостановить процедуры закаливания. Как показывает практика, достаточно много родителей знакомились с методикой закаливания детей дошкольного возраста и начинали использовать ее, не беря во внимание состояние здоровья собственного ребенка. Стоит ли говорить, что далеко не всегда такой опыт был действительно удачным. Грамотные специалисты, имеющие большой опыт в использовании закаливания, не рекомендуют использовать так называемую систему интенсивного закаливания. Ни в коем случае нельзя окунать малышей в прорубь и обливать их ледяной водой, стоя босиком на снегу. Это сильнейший стресс для детского организма, который может закончиться весьма плачевно

Беседа с родителями

Возможные формы совместного отдыха родителей и детей

Если такие моменты в жизни вашей семьи возникают редко, и поэтому не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых, можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей:

1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.

2. Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе придумывают и создают какой-либо творческий проект – оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо творческих работ.

3. Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.

4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.

5. Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Игры – прекрасный источник информации о личности ребенка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится, или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.

Совместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-театрализаций (разыгрывание литературных сюжетов, которые позволяют увидеть возможности ребенка для развития творчества, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Главная задача взрослых в этой игре – поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное.

Если все же возникает конфликтная ситуация, требующая наказания, то родителям нужно помнить:

- наказание не должно быть постоянной практикой – это незамедлительная реакция на недопустимый поступок;

- наказание должно быть коротким;

- нужно быть последовательным: нельзя в одном случае наказать, а в другом – тот же самый поступок не заметить;

- нельзя в качестве наказания прекращать разговаривать с ребенком;

- ни одно наказание не должно нести своей целью унижение ребенка.

«Ребенок – это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда». (Преображенская Е.)

Консультация для родителей

 О пользе сказок

Для чего нужны сказки в жизни ребенка Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста, начиная с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, присказками. Чуть позже, после двух лет начинается настоящее воспитание сказкой. Существует несколько аспектов, раскрывающих развивающее влияние сказок. 

Сказка – инструмент ненавязчивого обучения Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пространные, серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказки можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме. Сказки по праву считают мощнейшим инструментов обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Сказки воспитывают положительные качества Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания. Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.

Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы Воспитательное значение сказок проявляется также в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств. В нежном детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям. Возможно, что любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша. В этом случае с помощью той же сказки вполне можно немного скорректировать развитие детской психики, направить ее в мирное русло. Очень важно совместно обсуждать прочитанное, обращать внимание ребенка на какие-то ключевые моменты, разъяснять непонятное. Помимо того, что сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира.... 

Консультация для родителей

Книга и телевизор

7 причин, почему книги лучше телевидения.

1. Книга уникальна

Разумеется, если вы берете в руки уже прочитанную книгу, сюжет в ней будет тем же самым, но, благодаря нашему дорогому воображению, там, где вы представляете себе фиолетовые деревья, у меня они будут серыми; где мне в качестве главного героя будет видеться Майкл Китон, у вас будет Джерард Батлер. Когда вы читаете, вы контактируете со своим внутренним миром так, как не делаете этого во время просмотра телевизора.

2. Во время чтения можно остановиться

Теоретически, при просмотре телевизора тоже можно нажать на паузу, если у вас есть записывающее устройство или вы смотрите все на своем ноутбуке. Но книгу можно просто отложить, когда вам этого хочется, и для этого вам не нужны какие-либо дополнительные устройства. Вам не нужно проводить бессонную ночь в страхе что-то пропустить (хотя некоторые книгочеи все равно так делают), потому что с утра вы можете продолжить именно там, где остановились.

3. В книгах нет повторов — если они не нужны вам самим

Когда вы принимаетесь за новую книгу, вам нет нужды задерживать дыхание и скрещивать пальцы, надеясь, что эту вещь вы еще не читали. Вам всегда гарантировано новое приключение, если только вы не захотите перечитать любимое произведение. Сделать это намного проще, да и рекламы не будет.

4. Книга всегда трехмерна, без надоедливых очков

Не знаю насчет вас, но, будучи человеком близоруким, ничто не раздражает меня сильнее, чем водружать себе на нос пару непонятных 3D-очков поверх моих собственных. Угадайте, для чего не нужны трехмерные очки, чтобы испытать полностью трехмерные ощущения? Правильно, для чтения.

5. Книга вдохновляет

Бессмертные слова песни Reading Rainbow гласят: «Бабочка в небе, я взлечу в два раза выше тебя!» Но книга не просто переносит нас в места, где мы можем не оказаться (например, космос), она помогает наладить разговор с незнакомцем, который может стать вашим другом, видя, что вы читаете. Чаще чем с кем-либо еще, у меня завязывались беседы с приятными, читающими людьми. Если у вас есть книга, вы не одиноки. Хотите пойти в ресторан, но все друзья заняты? Хватайте самую новую книгу, закажите ей картошечки, а потом съешьте ее сами! Такие дела.

6. Секретный книжный язык

Вы можете считать, что книгу не стоит судить по обложке (спорное утверждение), но я судил о большей части моих знакомых по тому, какие книги они читали. Одна дама стала моим «закадычным другом» только потому, что она использовала это выражение «закадычный друг». Люси Мод Монтгомери — навсегда, друзья!

7. Книга имеет конец

Даже самые лучшие ТВ-шоу становятся хуже и хуже, если слишком долго находятся в эфире. Они создаются для того, чтобы бороться за зрителя против своего собственного неизбежного конца. Книга же начинается с истории, которую надо рассказать, и заканчивается, когда история рассказана. И, даже если она настолько шикарна, что требует продолжения (например, «Песнь льда и пламени»), у нее все равно будет начало, середина и, слава Богу, конец.

Консультация для родителей

Азбука дорожного движения

 

Начните с себя.

Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок так или иначе соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок.

Следующие правила наиболее важны:

* По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части;

* Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево;

* Начинайте переходить улицу только при зеленом свете светофора;

* Улицу переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на обозначенном "зеброй" переходе или, по крайней мере, на перекрестке - водители машин здесь более внимательны.;

* Никогда не бросайтесь в транспортный поток очертя голову.

Лучше всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваши родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребенка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за нарушением правил движения, уясните четко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

* дорожного движения;

* элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);

* транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);

* средства регулирования дорожного движения;

* красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;

* правила движения по обочинам и тротуарам;

* правила перехода проезжей части;

* без взрослых выходить на дорогу нельзя;

* правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.

 Для этого вам нужно:

 

  1. с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  2. для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
  3. объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
  4. когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
  5. указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
  6. научите ребенка правилам езды на велосипеде (где можно ездить, а где нельзя, как подавать сигналы о повороте и об остановке);
  7. когда едете с ребенком на велосипеде, держитесь сзади, чтобы контролировать ребенка и отмечать его ошибки;
  8. закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
  9. развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
  10. развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
  11. не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
  12. читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

 

Рекомендации по обучению детей ПДД

При выходе из дома

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

 При движении по тротуару

Придерживайтесь правой стороны. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

Остановитесь, осмотрите проезжую часть. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей. Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины. Не стойте с ребенком на краю тротуара. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

 При переходе проезжей части

 Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта. Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

 При посадке и высадке из транспорта

Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть. Подходите для посадки к двери только после полной остановки. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями). Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта

Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине. 

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом!

Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком«Пешеходный переход».

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, –это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

 Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте,правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.

 Во время каникул неважно, останется ли ваш ребенок в городе или уедет, необходимоиспользовать любую возможность напомнить ему о правилах дорожного движения. Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части.

Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения. 

 

Консультация для родителей

Дети и компьютер. Хорошо.Плохо.

Роль компьютера в положительном влиянии на умственное развитие детей, о расширяющихся возможностей для обучения (в том числе  в процессе различных игр), очевидна. Игры на компьютере – это те же занятия, а ребёнка всегда легче привлечь к игре, чем заставить  учить буквы или, например,  складывать цифры. Созданы и создаются различные обучающие программы для дошкольников. Замечено, что многими навыками, например, счёта, чтения – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а, нередко, и лучше, чем при обычном обучении. Но это всё одной стороны.

        Что же тогда плохо? А плохо то, что при не соблюдении режима компьютер из друга превращается во врага. Нельзя забывать о том, что всё хорошо в меру. Замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

        Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Кроме этого, из-за долгого сидения перед компьютером затуманивается зрение, нарушается аккомодация: глаза с трудом перестраиваются с ближних предметов на дальние и наоборот. Замечено, что люди за монитором реже моргают – глаза пересыхают, появляются покраснения. А если человек ещё сидит за компьютером в неудобной позе – затекают и другие мышцы, нарушается кровообращение в шейном отделе, что влечёт за собой дальнейшие изменения в кровоснабжении мозга.

        Чтобы уменьшить вредоносное воздействие на ребёнка, НУЖНО:

  • Отказаться от использования старых мониторов кинескопного вида – они очень плохо влияют на зрение. Лучше всего – жидкокристалический экран. Чем больше размер экрана – тем лучше, т.к. глаза совершают больше движений.
  • Для каждого детского возраста существует ограничение во времени пользования компьютера: в 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 – 40 минут.
  • Правильно организовать рабочее место: отрегулировать высоту стула, расстояние от глаз до монитора (оптимально 50 – 60см). Высота стола (или специальной полочки для клавиатуры) должна быть такой, чтобы руки естественно лежали на клавиатуре, не тянулись к ней наверх и не висели в воздухе без опоры. Нельзя смотреть на монитор снизу вверх, только слегка сверху вниз. Правильное освещение – естественный свет, падающий слева, а в тёмное время суток лампа не должна освещать экран монитора, чтобы избежать бликов.
  • Если ребёнку назначены очки для чтения (так называемые «очки для близи»), их нужно надевать при работе на компьютере.
  • И, конечно, нужно делать упражнения для глаз. Офтальмологи обычно рекомендуют гимнастический комплекс для глаз, разработанный Э.С.Аветисовым. Вот он:

Упражнения для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости.

  1. Сомкните веки на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
  2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
  3. Сомкните веки и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты;
  4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза.

Упражнения для укрепления мышц

  1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положение головы; повторите 8-12 раз.
  2. Медленно переведите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
  3. Медленно переводите взгляд вправо – вверх, затем влево – вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали – влево – вверх, вправо – вниз и обратно; и так  - 8 – 10 раз.
  4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении, повторите 4-6 раз.

Допустимо применение различных вариаций гимнастики для глаз. Даже неплохо просто сказать ребёнку: «Отвернись ненадолго от экрана, зажмурь глазки, поморгай».

        Итак,  компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным Хотим мы или не хотим этого, но компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта – таким,как телефон, телевизор. Поэтому нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то,  чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.

Наглядная информация для родителей

Развитие творческих способностей ребенка

Понятие творческих способностей

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:

  • стремление к открытиям;
  • умение познавать;
  • активность;
  • фантазия;
  • инициативность;
  • стремление к познанию;
  • умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
  • живость ума;
  • умение изобретать и открывать;
  • свобода воображения;
  • интуиция;
  • умение на практике применять полученные знания, опыт;
  • открытия и изобретения.

Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3 года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша — и совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл. Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?

Возрастные особенности

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.

Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

  • 1–2 года: кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
  • 3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
  • 5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
  • 7–8 лет: младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность — изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки.

Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят выход вот таким способом — через ложь. Многие родители оправдываются, что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому что существуют различные методы развития творческих способностей детей — достаточно простые и понятные.

Методы

Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир

  • совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
  • рассказы о животных и растениях;
  • объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
  • ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

  • покупайте детям настольные развивающие игры;
  • у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
  • они должны соответствовать их возрасту;
  • мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.

3. Рисование

  • очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;
  • не жалейте бумаги на это дело;
  • никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
  • сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

4. Лепка

  • лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;
  • вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
  • после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
  • пластилин должен быть ярким и мягким.

5. Чтение

  • детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;
  • книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
  • старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
  • берите малышей с собой в библиотеку;
  • книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;
  • тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

6. Музыка

  • с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
  • пойте ему колыбельные как можно дольше;
  • это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Наглядная информация для родителей

Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной

Для наших детей зима -  долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?

Попробуйте поиграть в   специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.

Задания на внимание:

1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.

2.    Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.

3.    Обратить внимание, что:

а)    если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;

б)    яркие предметы кажутся ближе, чем темные;

в)    в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.

Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших  детей пользуются игры-эстафеты.  Такие развлечения помогают  содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.

Кто быстрее слепит снеговика

Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»

Флажки

Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.

Снежки

Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.

Шагай шире

Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.

Кто выше подбросит снежок

В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.

Самые быстрые санки

2—3 детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед. Расстояние от старта до финиша — 5 метров. Игру можно повторять 2—3 раза, с разными участниками.

Попади в лунку

Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками. За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков, затем подсчитывают итог.

На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:

—    Ходьба и бег спинами друг к другу.

—    Парный бег (взявшись за руки).

—    Быстрая ходьба с подниманием предметов.

—    Бег вперед спиной.

—    «Беги и не дотрагивайся» (шесть лыжных палок ставятся на расстоянии 2— 2, 5 м друг от друга). Ребенок должен пробежать между палками (змейкой), не дотрагиваясь до них. Вместо палок можно использовать другие ориентиры.

—    Подъем в горку руки за спиной, спуск с горы (можно шагом или бегом).

—    «След в след» — ходьба по следам взрослого,  взрослый при этом учитывает длину детского шага.

После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме, например:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, в снегу дома,

Ночью к нам пришла... (Зима)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Отгадай, кто я таков?

 Я играть с тобой готов:

 То качусь я, то скачу,

А подбросишь — полечу. (Мяч)

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной,

А когда придет весна,

 Он проснется ото сна. (Медведь)

В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». Наблюдение за жизнью пернатых, рассказы о том, из чего они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются, — подчас становятся открытием не только для ребенка, но и для взрослого горожанина.

Не забывайте почистить кормушки и положить крошки хлеба, семечки— для детей это  не только увлекательная игра, но и настоящий урок доброты!

Можно задать детям вопросы для размышления:

-Все ли синички одинаковые?

- Кто обедал на рябине? И тд.

Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

данный материал поможет родителям сфрмировать внутренний мир ребёнка....

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию " Мой город"

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию   " Мой город"...

конспект родительского собрания Воспитываем нравственность у дошкольника

разработанный план-конспект родительского собрания в средней группе .Форма проведения-круглый стол...

Презентация к родительскому собранию "Азбука нравственности"

Дается определение понятия "нравственность", раскрываются цели и задачи нравственного воспитания....

Родительское собрание "Азбука нравственности".

Создавая атмосферу радости, тепла, взаимопонимания поможет обеспечить ребенку условия для полноценного развития, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками. Как сказал древний фило...

Родительское собрание «Азы нравственности»

Предварительная работа:Подготовить презентацию с мудрыми словами о воспитании.Подготовить памятку для родителей «Искусство воспитывать».Провести анкетирование родителей на тему, которое поможет опреде...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС"

Цель духовно-нравственного воспитания - это формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры русского народа....