Консультация для родителей «Игры и игрушки дошкольника»
консультация

Нигаматова Ильмира Исмаиловна

Консультация для родителей «Игры и игрушки дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrushki_doshkolnika.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры и игрушки дошкольника»

Проблема: Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни – не доиграл в детстве». Да, если дошкольник не наиграется вволю – значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватать во всей его последующей жизни. В одном интересном психологическом исследовании, проделанном А.Р. Лурия и Ф Я. Юдович, прослежена история двух близнецов, которые существенно отставали в своем развитии. Они росли в изоляции от других детей, и в результате у них выработался свой собственный, понятный только им язык, основанный на жестах и звукосочетаниях. Их речь полностью зависела от предметных действий: они могли говорить только о том, что видели и что делали, хотя речь взрослых они понимали хорошо. Дети совсем не умели играть. Они не могли принять новое игровое значение предмета и делать с ним что-либо понарошку. Им говорили, что игрушечный ножик - это как будто веник, и показывали, как им можно подметать. Обычно дети 3-5 лет охотно принимают такие условия. Но близнецы, взяв ножик в руки, начинали точить карандаши или что-то резать. Взрослый в игре называл ложку топором и предлагал понарошку срубить дерево, но дети удивлялись: они не могли понять, как это ложка может быть топором. А ведь способность фантазировать и есть основа ролевой игры. Для исправления такого положения обоих близнецов поместили в разные группы детского сада, чтобы они не были оторваны от сверстников и свободно вступали в разнообразные контакты с ними. Через 3 месяца ситуация изменилась. Игра детей стала сопровождаться речью. Малыши планировали свои действия, создавали игровую ситуацию.

Что же такое игра? В истории психологии предлагалось много определений этой формы активности ребенка. Одни психологи считали, что игра – это инстинктивное развитие задатков, бессознательное упражнение будущих серьезных функций, другие связывали ее с получением удовольствия, третьи полагали, что это способ, снимающий напряжение, четвертые считали, что в игре происходит сброс полученной информации. Все это верно. Как верно и то, что игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. Если ребенок двух и более лет не любит, не умеет играть – это важный симптом, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша, о его болезненном состоянии или плохом контакте с окружающими людьми. По данным американского психолога Б. Уайта, высокий процент «поведения без задачи», т.е. проведение времени в бездействии (от 15 до 25% времени бодрствования), говорит о плохом развитии ребят. Такая вялость, пассивность наблюдается у детей, которые мало общаются со взрослыми и сверстниками.

Решение проблемы: Психологи проводили с 5 – 6-летними детьми следующий эксперимент: в абсолютно пустые комнаты (даже без мебели) помешали обученных игре и необученных. Затем предлагали им поиграть и вели скрытое наблюдение. Оказалось, что необученные дети просто ходили или бездействовали в пустой комнате. В свою очередь умеющие играть, несмотря на полное отсутствие не только каких-либо игрушек, но и просто предметов, прекрасно играли: разговаривали по воображаемому телефону, варили кашу, прихорашивались перед зеркалом, водили как будто машины, самолеты и т.д.

Отсюда мы делаем выводы: детей надо учить играть в различные игры:

  1. Игры с настоящими игрушками (куклами, мебелью, машинами...);
  2. Игры с заместителями (палочками, камешками, железками...);
  3. Игры с опорой на воображение (т.е. вообще без предметов).

В действительности это происходит как бы взаимосвязано. Но для начала нам надо побеспокоиться о создании условий, т.е. о наличии игрового материала. Не нужно много игрушек, а нужные те, которые соответствуют интересам и возрасту ребят. При соприкосновении с игрушками должны обследоваться последние. Ребенку от 2-х, 3-х и более лет желательно иметь:

  • кукольные коляски;
  • игрушки, которые можно возить за веревочку;
  • книги с твердыми страницами;
  • мячи всех размеров;
  • куклы и фигурки людей и животных;
  • ведерки, песочные наборы;
  • мозаики;
  • матрешки и пирамидки;
  • игрушечный телефон;
  • деревянные или пластмассовые панели с отверстиями разной геометрической формы (треугольная, прямоугольная, круглая) и соответствующими фигурками;
  • разноцветные кубики;
  • конструктивные и строительные наборы, «ЛЕГО»;
  • сюжетные картинки для разыгрывания ситуаций из домашней жизни;
  • музыкальные инструменты, позволяющие изучать и сравнивать различные звуки: ксилофон, губная гармошка, бубен, шарманка.

Список увеличивается за счет:

  • интересов вашего ребенка;
  • пола ребенка;
  • спортивных игрушек;
  • развивающих игр.

К фабричным игрушкам очень важно добавить так называемые хозяйственные предметы: пустые коробки всех форм и размеров, банки с крышками, открытки, испорченный радиоприемник, какой-нибудь старый абажур, прищепки для белья, «железячки» и другие хозяйственные вещи.

Не нужно, чтобы все имеющиеся в наличии игрушки были под рукой у ребенка. Понаблюдайте и отберите те игрушки, в которые наиболее часто играет ваш малыш. А остальные нужно спрятать. Один-два раза в месяц убирайте несколько игрушек и вносите спрятанные. Такая процедура должна быть постоянно-периодической. В свободном пользовании игрушки и игровой материал обязаны находиться в образцовом порядке. Тут мы, взрослые, преподаем детям урок порядка.

Начиная с 2-х лет, мы приучаем складывать игрушки на место, вначале вместе, а затем ребенок делает это самостоятельно. Всем известно, что игрушки ломаются. Поэтому мы советуем их не выбрасывать, а организовать уголок «Игрушкина больница». Ремонт (лечение) игрушек проводим сообща. Отремонтированная игрушка становится еще более любимой детьми.

Только не нужно забывать следующее:

  • дети любят играть самостоятельно;

  • но еще больше любят играть со взрослыми;

  • а чаще всего они играют со сверстниками, где по сути дела и формируется их модель человеческих взаимоотношений и постоянного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников

Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...

Консультации для родителей «Игра-драматизация в воспитании дошкольника»

Все дети хотят играть в сказку, но многим мешают страх, неуверенность, неудачи. Опыт работы подсказал мне необходимые методические приемы, стимулирующие творческое воображение детей....

консультация для родителей "Игра как ведущая деятельность дошкольника"

консультация для родителей "Игра как ведущая деятельность дошкольника"...

Консультация для родителей. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника

Консультация и советы родителям как играть с детьми...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей».

В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн...

Консультация для родителей «Игра — ведущий вид деятельности дошкольников»

Консультация для родителей "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"...