Особенности организации работы логопеда в диабетической группе.
статья на тему

Степанова Галина Вениаминовна

Особенности организации работы логопеда в диабетической группе.

 

Продолжительная работа с детьми данной группы показала, что у 80% детей имеется речевая патология.  Примерно 50% детей имеют ОНР (Ш уровня речевого развития), остальные – с ФФНР и лишь насколько – с ФН ( нарушение произношения отдельных звуков). В большинстве случаев речевой дефект усугубляется наличием дизартрии той или иной степени выраженности.

В логопедической работе в первую очередь нуждаются дети подготовительного и старшего возраста. Первые три недели в сентябре проводится обследование детей и заполнение речевых карт. По итогам  обследования  составляется  индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для каждого ребёнка, с учётом характера патологии и сохранных звеньев, так как дети имеют разные стартовые возможности.

Диагностика проводится в три этапа: стартовая (первичная), промежуточная, итоговая.

Стартовая диагностика начинается со сбора сведений о ребёнке, его семье и изучения документации, поступившей на ребёнка: заключение специалистов (отоларинголога, невролога, детского психиатра,  офтальмолога), выписки из истории развития ребёнка (эпикриз).

Всё это позволит проанализировать предварительные сведения о ребёнке, подготовиться к предстоящей беседе с его родителями, правильно организовать личные контакты с ребёнком в процессе последующего тщательного обследования всех компонентов его языковой системы.

Промежуточная диагностика проводится в январе с целью оценки адекватности выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребёнком. На основании анализа уточняются меры и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие.

Итоговое диагностическое обследование проводится в зависимости от логопедического заключения. Цель итоговой диагностики – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования, что позволяет выявить наличие более или менее выраженной положительной динамики в речевом развитии ребёнка. Кроме того, оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий год.

Задачами коррекционно-образовательной деятельности логопеда являются:

1.Развитие у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

2.Формирование у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.

3.Практическое овладение воспитанниками нормами устной речи.

Для оказания эффективной помощи детям учителю-логопеду необходимо сформировать группы для подгрупповой и индивидуальной непосредственной деятельности. Основными формами организации работы с детьми в диабетической группе являются индивидуальные и подгрупповые занятия и занятия в микрогруппах (по 2 – 3 человека). Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами 2.4.1.2660-10. На коррекционную работу учитель-логопед берёт детей с любых занятий (НОД), проводимых педагогами в группе.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4-5 человек. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий – 10  - 15 минут, с микрогруппами – в зависимости от коррекционных целей.

При составлении сетки индивидуальной работы и НОД в микрогруппах учитываются следующие требования к периодичности встреч детей с логопедом: ФН – 1 – 2 раза в неделю, ФФН – 2 раза в наделю; ОНР (Ш ур.р.р)  - 2- 3 раза в неделю.

Для реализации задач коррекционно-образовательной деятельности в диабетической группе важно реализовать принцип комплексности, который предусматривает совместную работу логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей. Логопед и музыкальный руководитель – специалисты, которые могут взаимодействовать по множеству параметров. Основные – это, конечно, музыка, речь, движение. Важность развития правильного дыхания, просодических компонентов, голоса, координации движений, развитие чувства ритма – способность выполнять движения в такт заданному ритму и способность воспроизводить ритмический рисунок по памяти

 также объединяют обоих специалистов.

Совместная работа с инструктором по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах:

1.Развитие речевого дыхания – включение в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха и т.д.

2.Развитие моторики: развитие общей моторики – учёт на занятиях особенностей развития общей моторики детей с различными нарушениями; развитие ручной и пальчиковой моторики – включение в занятия статических и динамических упражнений для развития мелкой моторики; развитие артикуляционной и мимической моторики – обычно проводится логопедом, но и в физкультурные занятия можно включать некоторые упражнения в игровой форме («Лошадка», «Индюк» и т. п., а также упражнении я на развитие мимической мускулатуры (поднять брови – удивиться, опустить – нахмуриться и т.д.) в качестве одного из элементов разминки.

Польза сотрудничества логопеда данной группы с врачами, медицинскими сёстрами особенно важна. При сборе анамнеза родители не всегда помнят все подробности протекания беременности, родов, а также раннего развития ребёнка, а зачастую и не слишком стремятся поделиться такой информацией. Поэтому совмещение данных медицинской карты с данными беседы с родителями дают гораздо более полное представление об особенностях развития каждого ребёнка.

В целях повышения качества коррекционно-воспитательной работы  в группе имеется тетрадь взаимосвязи, где логопед отражает на  неделю лексическую тему, упражнения из разделов НОД, задания на индивидуальную работу.

С целью активного включения родителей группы в коррекционную работу мы комбинируем различные формы работы:

1.Индивидуальные формы работы: консультации и беседы, индивидуальные практикумы, рекомендации для выполнения домашнего задания в индивидуальных тетрадях.

2.Коллективные формы работы: родительские собрания, «круглые столы», тематические гостиные, семинары-практикумы, совместные развлечения, интегрированные детско-родительские мероприятия, открытые занятия, смотры-конкурсы, интерактивное общение с родителями через личный сайт и представление на нём необходимой информации.

3.Наглядно-информационные формы работы: информационные стенды, печатные консультации, тематические выставки, мультимедийные презентации.

 

 

4.04.2014г.                                                             Учитель-логопед

                                                                     Степанова Галина Вениаминовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья для родителей34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации работы логопеда в диабетической группе.

Продолжительная работа с детьми данной группы показала, что у 80% детей имеется речевая патология.  Примерно 50% детей имеют ОНР (Ш уровня речевого развития), остальные – с ФФНР и лишь насколько – с ФН ( нарушение произношения отдельных звуков). В большинстве случаев речевой дефект усугубляется наличием дизартрии той или иной степени выраженности.

В логопедической работе в первую очередь нуждаются дети подготовительного и старшего возраста. Первые три недели в сентябре проводится обследование детей и заполнение речевых карт. По итогам  обследования  составляется  индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для каждого ребёнка, с учётом характера патологии и сохранных звеньев, так как дети имеют разные стартовые возможности.

Диагностика проводится в три этапа: стартовая (первичная), промежуточная, итоговая.

Стартовая диагностика начинается со сбора сведений о ребёнке, его семье и изучения документации, поступившей на ребёнка: заключение специалистов (отоларинголога, невролога, детского психиатра,  офтальмолога), выписки из истории развития ребёнка (эпикриз).

Всё это позволит проанализировать предварительные сведения о ребёнке, подготовиться к предстоящей беседе с его родителями, правильно организовать личные контакты с ребёнком в процессе последующего тщательного обследования всех компонентов его языковой системы.

Промежуточная диагностика проводится в январе с целью оценки адекватности выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребёнком. На основании анализа уточняются меры и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие.

Итоговое диагностическое обследование проводится в зависимости от логопедического заключения. Цель итоговой диагностики – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования, что позволяет выявить наличие более или менее выраженной положительной динамики в речевом развитии ребёнка. Кроме того, оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий год.

Задачами коррекционно-образовательной деятельности логопеда являются:

1.Развитие у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

2.Формирование у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.

3.Практическое овладение воспитанниками нормами устной речи.

Для оказания эффективной помощи детям учителю-логопеду необходимо сформировать группы для подгрупповой и индивидуальной непосредственной деятельности. Основными формами организации работы с детьми в диабетической группе являются индивидуальные и подгрупповые занятия и занятия в микрогруппах (по 2 – 3 человека). Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами 2.4.1.2660-10. На коррекционную работу учитель-логопед берёт детей с любых занятий (НОД), проводимых педагогами в группе.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4-5 человек. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий – 10  - 15 минут, с микрогруппами – в зависимости от коррекционных целей.

При составлении сетки индивидуальной работы и НОД в микрогруппах учитываются следующие требования к периодичности встреч детей с логопедом: ФН – 1 – 2 раза в неделю, ФФН – 2 раза в наделю; ОНР (Ш ур.р.р)  - 2- 3 раза в неделю.

Для реализации задач коррекционно-образовательной деятельности в диабетической группе важно реализовать принцип комплексности, который предусматривает совместную работу логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей. Логопед и музыкальный руководитель – специалисты, которые могут взаимодействовать по множеству параметров. Основные – это, конечно, музыка, речь, движение. Важность развития правильного дыхания, просодических компонентов, голоса, координации движений, развитие чувства ритма – способность выполнять движения в такт заданному ритму и способность воспроизводить ритмический рисунок по памяти

 также объединяют обоих специалистов.

Совместная работа с инструктором по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах:

1.Развитие речевого дыхания – включение в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха и т.д.

2.Развитие моторики: развитие общей моторики – учёт на занятиях особенностей развития общей моторики детей с различными нарушениями; развитие ручной и пальчиковой моторики – включение в занятия статических и динамических упражнений для развития мелкой моторики; развитие артикуляционной и мимической моторики – обычно проводится логопедом, но и в физкультурные занятия можно включать некоторые упражнения в игровой форме («Лошадка», «Индюк» и т. п., а также упражнении я на развитие мимической мускулатуры (поднять брови – удивиться, опустить – нахмуриться и т.д.) в качестве одного из элементов разминки.

Польза сотрудничества логопеда данной группы с врачами, медицинскими сёстрами особенно важна. При сборе анамнеза родители не всегда помнят все подробности протекания беременности, родов, а также раннего развития ребёнка, а зачастую и не слишком стремятся поделиться такой информацией. Поэтому совмещение данных медицинской карты с данными беседы с родителями дают гораздо более полное представление об особенностях развития каждого ребёнка.

В целях повышения качества коррекционно-воспитательной работы  в группе имеется тетрадь взаимосвязи, где логопед отражает на  неделю лексическую тему, упражнения из разделов НОД, задания на индивидуальную работу.

С целью активного включения родителей группы в коррекционную работу мы комбинируем различные формы работы:

1.Индивидуальные формы работы: консультации и беседы, индивидуальные практикумы, рекомендации для выполнения домашнего задания в индивидуальных тетрадях.

2.Коллективные формы работы: родительские собрания, «круглые столы», тематические гостиные, семинары-практикумы, совместные развлечения, интегрированные детско-родительские мероприятия, открытые занятия, смотры-конкурсы, интерактивное общение с родителями через личный сайт и представление на нём необходимой информации.

3.Наглядно-информационные формы работы: информационные стенды, печатные консультации, тематические выставки, мультимедийные презентации.

4.04.2014г.                                                             Учитель-логопед

                                                                     Степанова Галина Вениаминовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности организации работы в группах раннего возраста"

Особенности организации работы в группах раннего возраста...

Особенности организации работы учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития.

Материал для педагогов работающих с детьми билингвизмом....

Презентация"Особенности организации работы в детско-родительских группах". (Группа «Неваляшки»)

Особенности организации работы в детско-родительских группах.(Группа «Неваляшки»)...

Презентация к родительскому собранию "Особенности организации работы логопеда. Результаты обследования."

В презентации отражены особенности работы логопедического пункта. Проанализированы результаты логопедического обследования детей подготовительного к школе возраста....

Особенности организации работы логопеда в диабетической группе

Особенности организации  работы логопеда в  диабетической группе...

Особенности организации работы с родителями в образовательной организации: существующие запросы и новые подходы.

Особенности организации работы с родителями в образовательной организации: существующие запросы и новые подходы....