консультация для родителей
консультация на тему

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorikakonsultatsiya_dlya_roditeley.docx317.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, то есть развития личности ребенка в целом.

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и тому подобном, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное воспитание.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. И основная задача родителей – это помочь в сенсорном развитии своему ребенку.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитие внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимость помочь приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение.

Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания. Обеспечивая приток новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. А это значит, что родителю следует знакомить ребенка со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра, белым и черным цветом, с такими фирмами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Игры-упражнения

Формирование у малышей различных сенсорных навыков и умений – дело непростое. Поможет здесь игра. Для подарка кукле нужно сделать бусы, браслеты. Предложите ребёнку нанизывать на леску большие пуговицы, распиленные катушки, мелкие шарики, крупные бусы.

Из ремешка для часов получится отличный ошейник для собачки. Его поначалу трудновато расстёгивать и застёгивать, но постепенно малыш научится делать это. Ведь собачку нельзя выпускать гулять без ошейника!

Скоро праздник, и нужно одеть кукол в праздничные наряды. Приходится быть терпеливым, застёгивая пуговицы, крючки, молнии, кнопки, завязывая всем игрушкам ботинки. А мишке на лапы можно надеть пипетки, зашнуровать их. Взрослые или старшие дети могут вырезать из картона бабочку, рыбку, грибок. По краям их дыроколом наделать дырок. Пусть малыш шнурует, продевая в дырочки разноцветные шнурки.

Дайте ребенку вырезанные из картона фигурки животных: курицу с цыплятами, кошку с котятами и. т. п. Предложите малышу собрать в одном месте мам, в другом детей, подобрать к каждой маме ее детеныша. Более того, можно заменить реальное изображение предметов их условным изображением: длинная полоска серого картона - кошка-мама, короткие полоски - котята. Взрослый вырезает из бумаги фигуры различной конфигурации, малыш определяет, что это: розовые овальные фигурки - поросята, удлиненные салатные - кузнечики, ярко-зелёные - лягушата. Как интересно играть с ними.

Малыш с вашей помощью учится делать разноцветные коврики из цветных полосок бумаги или осенних листьев; чередовать бусинки и шарики, нанизывая их; собирать фигурные пирамидки, чередуя колечки с кубиками, шарики одного цвета втулочки другого. Если вы покажите нарисованную на картоне пирамидку, то ребенок соберет точно такую же.

Большие и маленькие.

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по величине.

Материал: Четыре большие бусины (приблизительно 2 см) и четыре маленьких (приблизительно 1 см). Бусинки одинаковой формы и цвета. Тонкие шнуры или толстые нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами. Кукла и корзиночка.

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку красивую куклу, рассказывает, что она пришла к нему в гости и что-то принесла в корзиночке. Взрослый сажает куклу на стол, и вынимая из корзиночке коробочку, показывает ребёнку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказав, что кукла просит сделать для неё красивые бусы, взрослый обращает внимание ребёнка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала взрослый берёт большую бусину и нанизывает её на нитку, затем маленькую, потом снова большую. Взрослый предлагает ребёнку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и маленькие бусинки. Затем кукле показывают, какие получились бусы. Если чередовать бусы наоборот, то есть сначала брать маленькую, а затем большую, ребёнку труднее справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Взрослый следит за тем, как ребёнок нанизывает бусы, помогает ему продевать нитку в отверстие бусинки, если у того не получается, напоминает о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательней!». Во время самостоятельной игры ребёнку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок). Можно использовать и катушки, а вместо шнуров скакалки со снятой с одной стороны рукояткой.

Какой это формы.

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по форме.

Материал: Четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусины одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см. Тонкие шнуры или толстые нитки для нанизывания.

Ход игры: Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребёнку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребёнка с куклой и показывает, что у неё в корзиночке. Кукла просит ребёнка сделать из бусинок украшения. Взрослый показывает ребёнку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик потом кубик. Затем взрослый предлагает ребёнку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание ребёнка фиксируется на том, что оказалось, надето на нитке: шарик, кубик, шарик, кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик…». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание. В конце занятия ребёнок показывает кукле, какие красивые бусы он для неё сделал, и надевает их на неё.

Игры с водой

Дети обожают возиться с водой. С каким удовольствием они брызгаются, плещутся в воде, переливают водичку в пузырьки и чашечки! Помимо удовольствия и радости такие игры имеют и терапевтический эффект — вода помогает малышу снять напряжение, расслабляет и успокаивает. Почаще организовывайте такие веселые занятия дома, в ванной комнате, а летом на свежем воздухе у ручья, озера или бассейна.

Приготовьте для игры небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, чашечки, ведерко. Поставьте тазик с теплой водой и вместе с малышом наполняйте емкости и переливайте водичку из одной в другую. В следующий раз тазик с водой превратится в озеро, в котором плавают рыбки или уточки, или в море, где на волнах качаются кораблики.

Чтобы получить фонтанчик, подставьте под сильную струю воды ложку (выпуклой стороной вверх) либо пузырек с узким горлышком. Обычно такой эффект приводит детей в восторг.

Купание кукол — тоже отличная игра. Вымойте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце. После кукольного обеда вымойте посуду.

Игры с красками

Для проведения игры «Цветная вода» потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы на столе и наполните водой. Опустите кисточку с краской в стакан с водой. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. В следующий раз можно развести краску быстро, помешивая воду кисточкой. Веселая игра, которая нравится малышу, побуждает его к активным действиям — он «заказывает» следующую краску или берет кисточку и начинает действовать сам. Можно смешивать краски, получая новые цвета. Для этого растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получается оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего — фиолетовый.

Незабываемые сенсорные ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув его в тазик с водой) и положите на клеенку, пригладив мокрой губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите ей по бумаге. Продолжайте с использованием других цветов, не бойтесь смешивать краски. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода перемешается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, размытые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

Игры с тестом

Тесто — пластичный, приятный на ощупь и к тому же безопасный материал. Дайте малышу кусочек мягкого теплого теста (чтобы оно не липло к рукам, можно смазать его небольшим количеством растительного масла). Покажите, как можно мять тесто, пошлепать по нему ладошкой, сделать в тесте ямки пальчиком. Научите ребенка лепить из теста шарики-колобки и раскатывать колбаски. А чтобы получить из теста плоский блинчик, надо много раз с силой похлопать по нему ладошкой. Чтобы разнообразить игры с тестом, можно сделать цветное тесто с помощью пищевых красок.

Игры со свечами

Установите свечу устойчиво и зажгите на глазах у ребенка, предложите подуть на пламя, обратите внимание малыша, что огонек погас, а вверх поднимается дымок. Скорее всего, ребенок попроситвас зажечь свечу еще раз. А когда стемнеет, не включайте в квартире электрический свет, а зажгите свечу и походите с ней по дому, освещая путь.

Приготовьте зефир в шоколаде, либо пастилу, и воткните одну или несколько праздничных свечек (используйте маленькие свечи для именинного торта). Организуйте игру «День рождения Мишки»: вместе с крохой накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.

Игры с бумагой

Предложите малышу поиграть с бумагой. Покажите, как можно рвать бумагу на кусочки (чтобы карапузу было легче, заранее сделайте небольшие надрезы по краям листа), мять ее. Из полученных кусочков и полосок цветной бумаги можно сделать простую аппликацию — например, цветочек, полоски на теле кота. А с комочками белой бумаги легко устроить игру в снежки.

Игры со светом и тенями

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван. Пусть ребенок попробует поймать убегающего зайчика, а потом сам пустит прыткого ушастика скакать по полу и потолку.

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. С помощью кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы, бегущего оленя. При наличии сноровки и фантазии, можно даже устроить теневой театр.

Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с ним по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время вечерней прогулки по темным аллеям парка. С помощью фонарика можно устроить освещение в кукольном домике, палатке или в игрушечном замке, который несложно соорудить из большой картонной коробки.

Игры со льдом

Заранее приготовьте лед — заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите из формы в мисочку. Предложите малышу потрогать лед, обратите внимание на то, какой он холодный и твердый. Затем налейте в прозрачную стеклянную кружку или стакан горячую воду и опустите в нее один или несколько кусочков льда. Понаблюдайте вместе с ребенком, как потрескивает и быстро тает лед: раз — и нет его. Зимой на прогулке обратите внимание малыша на заледеневшие лужи и сосульки на крышах.

Игры с крупами

Расположитесь на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите структуру крупы. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались! Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки одну о другую. Немножко колется, да?» В следующий раз используйте другие крупы.

Можно прятать мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем искать их. Или пересыпать крупу с помощью совочка, ложки из одной емкости в другую.

Игры со звуками

Обращайте внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, шум проезжающих машин и т. д. Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, поскрипите пальцем по стеклу.

Насыпьте в одинаковые коробочки (для этого удобно использовать пластмассовые футляры из-под фотопленки или шоколадных яиц с сюрпризами) разные крупы. Коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Один набор коробочек у вас, другой — у малыша. Потрясите одну из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию — пусть он найдет у себя коробочку, которая звучит точно так же.

Купите малышу разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, а также детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Научите кроху различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребенок пусть угадает, на чем вы играете. Научите малыша играть на инструментах громко и тихо, медленно и быстро, двигаться и танцевать под разные ритмы.

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь к звукам вокруг — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка, пению птиц. Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                    «Детский сад № 80 комбинированного вида»

Консультация на тему:

«Сенсорное развитие ребенка»

C:\Users\admin\Desktop\день в д.с\SDC16786.JPGC:\Users\admin\Desktop\день в д.с\SDC16779.JPG

        Подготовила воспитатель Каткова Д.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...