Главные вкладки

    Домашний театр как средство воспитания дошкольника
    консультация (старшая группа) на тему

    Симонян Ирина Михайловна

    консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon domashniy_teatr_kak_sredstvo_vospitaniya_doshkolnika.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    АНО ДО «Планета детства «Лада»

    детский сад № 99 «Капелька»

    г.о. Тольятти

     

     

     

     

     

     

    Консультация для родителей

    на тему: «Домашний театр как средство воспитания дошкольника»

     

    (старший дошкольный возраст)

     

    Подготовил: музыкальный руководитель Симонян И.М.

     

     

     

     

     

     

     

     

     2012 – 2013 уч. год

    План

    1.     Введение. Воспитание театром.

    2.     Основные задачи домашнего театра.

    3.     Театр и дети.

    4.     «Что будем играть? Выбор пьесы».

    5.     «Кто кого играет? Как распределить роли».

    6.     Предлагаемый репертуар для домашнего театра.

    7.     Советы родителям. Итоги.

     

         1.Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное, радостное представление. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у детей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринимать ее главную идею и настроение. Даже простой театр игрушек уже воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

    Став взрослее, дети живо интересуются уже драматической игрой актеров, с одной стороны, безусловно веря в происходящее на сцене, с другой – осознавая, что «это не волк, а дядя-актер». Таким образом, театр становится формой искусства, которая способна не только развлечь, но и максимально воздействовать на зрителя, воспитывая в нем определенные нравственные черты.

    Кроме эстетического воспитания, домашний театр гораздо в большей мере, чем профессиональный, несет в себе и возможность воспитания педагогического. Ребенок может быть не только зрителем, но и творцом: сыграть роль, смастерить декорации, написать и обсудить сценарий – это один аспект. Второй – умело подобранные родителями пьесы способны оказать на психику ребенка целебное воздействие. Разыгрывая роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе и научиться преодолевать или, наоборот, культивировать положительные черты. И самое главное, что это воспитание происходит без нотаций в процессе игры.

    2.Основные задачи домашнего театра просты и понятны. Главное, что  они решаются в игре.

    - Через игру ребенок учится разрешать жизненные ситуации,  действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, осознавать  причинно-следственные связи в жизни.

     - Происходит постижение культурных мировых традиций. Каждой  национальной культуре присущи свои традиции, свой стиль   взаимоотношений, в том числе и внутрисемейных. Эти традиции  отражены в религии, в литературе, в фольклоре.

    - Очень важно заложить в детей интерес к важным вопросам  мироздания в раннем возрасте. Через театральный экспромт, импровизацию можно рассуждать с детьми на этические, социальные, исторические и философские темы.

    - Развитие детского творчества происходит через освоение родного языка, законов логического мышления, постижение всей душевной красоты и многообразия литературы и искусства.

    - И, может быть, самое главное: умело подобранный репертуар воспитывает в детях без «моралей и занудства» любовь к великому и настоящему.

    3. Дети дошкольного возраста могут быть в домашнем театре, как зрителями, так и актерами. Главное, чтобы дети могли не только понять, о чем речь в спектакле, но и сопереживать героям. Спектакль должен на полшага опережать развитие ребенка, только в этом случае ему будет интересно. Единственное чего стоит остерегаться, так это сказок, в которых запечатлелись романтизация воровства, хитрости, продажности, а также сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней.

    Чем поможет домашний театр:

    ••••••• правильно подобранные пьесы помогут вашему ребенку изжить свои страхи;

    ••••••• научат правилам общения и совместной игры;

    ••••••• разовьют фантазию и дадут импульс к началу новой собственной игровой деятельности, в которой просто необходим навык ролевой игры – умения ребенка представить себя собачкой, стулом, мамой, паровозом и т.д.;

    ••••••• дадут положительный эмоциональный заряд и научат испытывать необходимые эмоции: сострадание, жалость, радость, сочувствие, гнев на зло, отвращение к нравственному уродству.

         4.Одна из самых важных проблем любого театра – выбор репертуара. Очень часто понять, что ставить, можно поговорив с ребенком о его круге интересов. Не пугайтесь, если он предложит поставить сценку из «Человека-Паука» и т.п. В этих книгах полно сцен, которые помогут вам найти общий язык с ребенком. Не навязывайте своего мнения. Сегодня многие дети боятся трудностей, с трудом общаются, не умеют просто играть. В такой ситуации пусть они побудут зрителями, изготовят костюмы или декорации к будущему спектаклю, это придаст им уверенности в себе.

         Какую же пьесу выбрать для постановки? Разумеется, если речь идет о классике, особых проблем не возникает – это то, что прошло «испытание на прочность». Актуальные проблемы, высокая художественность, яркие образы. В сущности, это те критерии, с которыми следует подходить к любой пьесе, независимо от времени ее написания. Еще один критерий, который вам подскажет, брать ли пьесу к постановке, он очень прост: не можете ставить – не ставьте! Можно сочинить свою сказку или историю на основе известного детям сюжета, например, «Красная Шапочка», «Буратино», «Волшебник изумрудного города».

         Главное в выборе сценария – возможность создать у детей чувство внутреннего сопереживания героям, открытия родства, эмоций, переживаний. Пусть ваши постановки будут не более 30 минут. Старайтесь не затягивать и не усложнять пьесу – это только навредит.

         5.Какую роль я буду играть? – этот вопрос интересует всех. Ради этого дети и хотят играть в театр. Надо стремиться по возможности максимально удовлетворить творческие потребности ребенка. Работа над ролью должна нравиться, но в тоже время она должна дать ему возможность шагнуть вверх в нравственном, психологическом и образовательном качестве. Способы распределения роли могут быть различными. Можно объявить, кто кого играет. Можно предложить детям самим выбрать роль – вариант чрезвычайно сложный, но в психолого-педагогическом смысле весьма эффективный. Есть и запреты – нельзя эксплуатировать физические недостатки и усугублять психологические проблемы. Роль – это прежде всего проба себя в вымышленных, предлагаемых обстоятельствах. Проба тех свойств и качеств, которые ребенку хотелось бы иметь и которые он, по его мнению, пока не имеет. Для ребенка роль – мечта, надежда, но сбываться она должна все-таки в реальной жизни.

    6. Предлагаемый репертуар постановок в домашнем театре:

    ••••••• «Теремок», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Легкий хлеб», «Царевна-Несмеяна», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»;

    ••••••• стихотворные сказки К.Чуковского «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха» и т.д.;

    ••••••• сказки Андерсена, Киплинга, Пушкина или Барри («Питер Пэн»).

     7.Некоторые советы родителям на тему: «Какие скрытые проблемы психологического и нравственного характера могут подстерегать вас в игре в театр?»

    ••••••• Не превращайте игру в жизнь. Игра не самоцель – это метод и способ.

    ••••••• Следите за настроением детей. В любой игре есть недовольные ролью - не третируйте, не накаляйте эмоции.

    ••••••• Поручите лидерам играть второстепенные роли, объясняя тем, «что даже маленькую, незначительную роль он сможет сделать яркой» и тем, «что слабый тоже должен попробовать себя».

    ••••••• Помните об опасности увлечения именно лицедейством, кривлянием и блокируйте это в детях. Вы растите не актеров, а полноценных людей.

    ••••••• Не поощряйте в детях агрессии, соревновательности и экспрессивности.

    ••••••• Подбирайте пьесу так, чтобы она главной идеей учила какой-нибудь добродетели.

    ••••••• Всегда обговаривайте с ребенком главную идею пьесы и цель вашего спектакля: сделать подарок близким, развлечь младших, повеселить бабушек и дедушек – то есть принести кому-то радость и утешение.

         И последнее, о чем хочется сказать. Театр может развить в человеке душу, утончить ее, развить примитивные эмоции в целую палитру чувств, помочь освоить некоторые социальные навыки, избавиться от комплексов и недостатков. Но «театр не может и не должен подменять собой духовную жизнь. Театр – это душевность. Он не сможет дать человеку смысла и цели жизни, воспитать и образовать его».

         Уважаемые родители, помните об этом и успехов вам!

    Используемая литература

     

    1.     Абалкин Н., рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1981 г.;

    2.     Осорина М., Секретный мир детей в пространстве взрослых. – СПб.: Речь, 2004 г.;

    3.     Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л., Возрастная педагогика и психология. – М.: Покров, 2004 г.;

    4.     Чапек К., Как ставится пьеса / Сборник сочинений в 7 т. – М., 1976 г.;

    5.     Энциклопедический словарь юного зрителя. – М.: Педагогика, 1990 г.;

    6.     Калинина Г., Давайте устроим театр. – М.: Яуза-пресс, 2007 г.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Домашний театр ,как средство формирования взаимоотношений в семье

    В даном статье даны рекомендации по созданию домашнего театра...

    Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье

    Краткие рекомендации по созданию кукол различных видов театра...

    Консультация для воспитателей "Театр как важное средство воспитания дошкольников"

    Цель проведения консультации:знакомство воспитателей с особенностями театральной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи проведения:Изучить возможности театральной педагогики: актуальные её про...

    «Театр в жизни ребенка. Домашний театр — это средство воспитания детей и объединения семьи».

    Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формировани...

    Консультация для родителей "Домашний театр как средство домашнего развития и воспитания дошкольников"

    Домашний театр - это одно из средств воспитания детей и объединения семьи. Каждый из членов семьи может быть и зрителем и актером, а это безграничные возможности узнать, чем живет ваш малыш,...

    «Театр в жизни ребёнка. Домашний театр-это средство воспитания детей и объединение семьи»

    laquo; Театр-это волшебный мир, в котором  ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающее…»О.П.Радынова...