Праздники в семье.
видеоурок (старшая группа)

Шалько Анастасия Евгеньевна

Праздники в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Праздники в семье»

 

Что такое праздник? Праздником принято  называть традиционное торжество, веселье, устраиваемое народом, коллективом, семьей в честь или в память какого-либо знаменательного события.

Праздники бывают разные: календарные, народные, домашние.

Календарные праздники  - Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, 1 Апреля и т.д.

Народные  праздники - Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров и др.

     В каждой семье есть свои домашние праздники: дни рождения, юбилеи, свадьбы, рождение ребенка и т.д. Это может быть и праздник рисунка, день дружбы, праздник для взрослых, карнавал, первый звонок, новоселье, праздник первого урожая.

      Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо события.

     Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека.  Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

     Считается, что ребенок, с самого раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребенка праздник – это целое событие. Он считает свои дни до праздника, как взрослые считают года от одного важного события в жизни до другого.

     Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники

      Семейные праздники содержат также богатые возможности для воспитания ребенка и развития всех его дарований. Загадки, занимательные задачи, викторины, различные познавательные игры - непременные атрибуты детских праздников, хорошие помощники в интеллектуальном  развитии.

         В доме праздник -  нужно подготовить подарок, украсить дом, все вычистить – так входит труд в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, разыгрываем сценки, украшаем дом, наряжаемся, гримируемся, слушаем музыку – воспитываем ребенка эстетически.

        Совместная подготовка к празднику ребенка и его родителей укрепляет семью. Вместе придумать план праздника, его подготовить – большая радость для детей. Каждый делает то, что ему больше по душе, что отвечает его интересам и способностям.

       Планируя программу праздника нужно учитывать возрастные особенности детей. Малыши быстро утомляются, не могут долго сидеть и фиксировать внимание на чем-либо. В предпраздничной подготовке их участие минимально, чисто символически. Игры для них подбираются самые простые и подвижные. У дошкольников более устойчивое внимание. Им можно предложить кукольный театр, игры на ловкость и сообразительность, несложные аттракционы. Детям нравятся настольные игры, с удовольствием принимают участие в домашнем концерте.

       Родителям надо помнить, что для создания праздничного настроения, нужно не забыть о сюрпризах. Это может быть что-то новое в одежде, в оформлении комнаты, в угощениях, это и подарок, и неожиданный гость, новые стихи и песни и т.д.

       В каждой семье праздник проводится по-своему. Главное, что любой праздник, торжество, встреча с друзьями должны быть запоминающимися, веселыми, оставляющими добрый след в душе. Это получится в том случае, если будет не только застолье, но и игры. И  сегодня мы вашему вниманию предложим небольшое количество игр и потех, которые помогут сделать  ваши домашние праздники веселее, радостнее и  ярче.

Дети любят играть. Играют всегда. Но при их выборе надо учитывать и количество гостей, и степень их знакомства, и характер самого праздника.

 

 

«Встретим праздник весело»

Игры и потехи для всей семьи.

 

Показ мод.

На празднике можно устроить веселое развлечение с демонстрацией моделей имеющейся в наличии у взрослых одежды. Для этого нужно положить  в коробку всевозможные старые платья, блузки, юбки. Следует добавить туда туфли на высоких каблучках и разноцветные шарфики.

Можно дополнить подобный реквизит рубашкой, шляпой, галстуком, жакетиками и сумочками. Каждый ребенок выбирает наряд по своему вкусу. Стиль одежды, как правило, соответствует привязанности юного манекенщика: элегантно-классический или авангардный.

Старшие ребята или взрослые могут исполнять роль ассистентов, помогая малышам надевать туфельки, завязывать бантики и т.д.

Негромко звучащее музыкальное оформление поможет создать атмосферу настоящего праздника моды. Роль взрослого в этом достаточно активна, поскольку он комментирует наряд ребенка, демонстрируя свою изобретательность и выдумку в составлении кратких, ярких характеристик для каждого костюма.

Игра в подарки.

Организовать призы участникам праздника можно, устроив беспроигрышную лотерею, чтобы каждый участник праздника получил какой-нибудь приз. В начале праздника гости от хозяев получают бумажный кружок с номером, который разыгрывается в конце праздничного вечера.  В качестве подарков – сувениров могут быть фломастеры, карандаши, книжки-раскраски, открытки, календарики, наклейки, шарики, закладки для книг и другие приятные для ребенка вещицы.

Организовать призы можно и следующим образом. Нужно протянуть по ширине комнаты веревку. К ней следует привязать предназначенные гостям сувениры, упаковав их в мешочки или коробочки по количеству участвующих  в праздничном вечере. Первому гостю завязывают глаза, раскручивают несколько раз, дают ножницы и направляют к подаркам. Он должен срезать себе сувенир.

 

Поиски спрятанного в комнате предмета или приза.

Это занятие нравится детям любого возраста. Для малышей его надо сделать попроще, проследить, чтобы не запрятали предмет так, что малыш не смог его найти. Когда предмет спрятан, можно начинать. «Холодно», «теплее», «горячо» - этими возгласами дети обычно помогают в поисках. Можно использовать музыку. Если спрятанный предмет далеко – музыка звучит тихо. Чем ближе к предмету – тем музыка громче. Можно спрятать игрушку, сувенир, шоколадку – тот, кто найдет, возьмет себе приз.

Аттракционы. Игры.

«Шофер».

    Для аттракциона необходимо две машины с привязанными к ним длинными веревочками. Концы веревок закреплены на небольшой палочке или карандаше. Участники (2 человека) садятся на стулья и берут в руки палочку с прикрепленной к ней на веревке машине (машина должна находиться на одинаковом расстоянии от участников). По команде каждый из играющих начинает наматывать веревку на палочку, машины при этом двигаются по направлению к игрокам. Чья машина подъедет первой, тот признается победителем.

«Попади карандашом в бутылку».

Количество участников игры не ограничивается. Для нее потребуется несколько (по числу играющих) пустых бутылок, карандаши и нитки. Участнику игры привязывается сзади за средней длины нитку карандаш. Игрок должен слегка расставить ноги, чтобы лучше видеть карандаш, и постараться попасть им в стоящую на полу бутылку. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

«Забей картошкой гол».

     Для игры необходимо иметь 2 мяча, 2 картошины на средней длины веревочках и ворота, которые можно без труда сделать из кубиков.

    На пояс двум участникам сзади привязывается на веревке картошина. Расставив ноги и раскачивая картошку, игрок должен ударить ее по мячу так, чтобы он влетел в импровизированные ворота. Болельщики награждают победителя бурными продолжительными аплодисментами.

 «Не упади, ватка».

     В аттракционе может принять участие любое количество играющих. По числу игроков образуются команды. Главная задача участников – не уронить как можно дольше на пол мягкий комочек ваты, который будет держаться в воздухе до тех пор, пока хватит сил, терпения и ловкости у игроков, дующих на него.

«Приставь пятачок поросенку».

     На большом листе бумаги должна быть нарисована рожица поросенка. Место пятачка на ней не обозначается. Пятачок вырезается из бумаги отдельно. Участника игры ставят на небольшом расстоянии от рисунка и завязывают ему глаза. Играющий должен пойти в указанном направлении к рисунку и приложить пятачок, который лежит у него в руке, на рожицу поросенка в то место, куда считает нужным. Побеждает тот, кто недостающим элементом правильно дополнит рисунок.

«Шутливая рыбалка».

     Аттракцион организуется следующим образом. В проеме двери, ведущей в комнату, натягивается любая ткань (это берег воображаемого озера). Участники игры находятся по одну  из сторон ограничительного пространства. В руках у них импровизированная удочка: кушак от  маминого платья, привязанный к небольшому удилищу. Закидывается «удочка». Стоящий по другую сторону ткани взрослый привязывает к «удочке» любой предмет из «озера». Это может быть какой-либо подарок (игрушка, угощение) или предмет одежды (чтобы было веселее, привязать можно старую мамину туфлю, шляпу, папин ботинок, резиновый сапог и т.д.). Взрослым необходимо помнить: если один ребенок вытащил первый раз какой-либо подарок, в следующий раз роли должны обязательно поменяться (чтобы никому не было обидно)

     Заканчивается шутливая рыбалка общей пляской всех участников. Для большего веселья дети надевают на себя те вещи, которые им попались на крючок, и танец становится еще задорнее.

 

«Вкусные загадки»

     Заверните конфету или шоколад в несколько обверток и вложите в каждую по загадке. Играющий, разворачивая лакомство, должен правильно ответить на загадку. С каждой оберткой загадки становятся сложнее. Если ребенок не знает ответа или ошибается, конфета переходит другому. Съесть конфету посчастливится тому, кто отгадает последнюю, наиболее сложную загадку.

Разыгрывание приза на счет 3.

     Два участника стоят друг против друга – перед ними на стуле лежит приз. Ведущий считает: 1, 2, три…ста, раз, два, три…надцать и т.д. побеждает тот, кто окажется внимательней и первым возьмет приз, когда ведущий скажет – три.

Раздави шарик соперника.

Двум человекам дается по одному надувному шарику, который они привязывают к левой ноге. Правой же ногой надо раздавить шарик соперника.

Откуси яблоко.

     Яблоко привязывают за черенок и подвешивают. Участники подходят к яблоку по одному и пробуют откусить его, держа руки за спиной. А сделать это трудно.

Музыкальные конкурсы»

«Найди свою половинку и пригласи на танец»

     Для проведения конкурса необходимо взять несколько художественных открыток и разрезать их пополам. Потом следует перемешать половинки открыток и раздать их участникам игры. Под звуки лирической мелодии каждый играющий ищет свою пару, подбирая недостающую половинку открытки. Отыскав открытку и поклонившись своему партнеру, начинает танцевать, импровизируя движения. Ведущий праздника выбирает лучших танцоров.

«Потешный хор».

     Выстраивается хор, впереди хора становится дирижер. Каждый участник вспоминает один куплет какой-нибудь песни. По команде «дирижера» начинает петь «солист», на которого укажет руководитель хора. Особенно смешно и интересно, когда по просьбе «дирижера» начнут петь два или несколько участников. «Дирижер» должен не забывать жестом «выключать» поющих.

«Запретное движение».

     Звучит веселая ритмичная музыка. Ведущий показывает несколько движений, одно из которых (например приседание) – запретное. Все повторяют движения ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибается, выбывает, а оставшиеся дольше всех объявляются победителями.

«Дракон кусает свой хвост».

     Звучит веселая  музыка. Все встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый участник – «голова Дракона», последний – «хвост Дракона». «Голова Дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от него.

 

 

 



Предварительный просмотр:

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ!

Хочу предложить вам совсем простую методику, как вместе с ребенком сочинить сказку. Где и когда можно использовать эту методику, кратко написано ниже, а затем идет описание конкретных действий, как сочинить сказку вместе с ребенком.

КОГДА? 1. Когда ребенок попросит рассказать сказку. 2. Когда у ребенка есть какие-то вопросы или сложности, а вы хотели бы ему помочь, но не обычным советом, а с помощью сказки. 3. Когда ребенок стоит перед выбором или в преддверии кардинальных перемен (переезд в другой город, поступление в школу, поездка и новые коллективы и т.п.).

ГДЕ? Дома, на природе, в тихом месте, где будете только вы вдвоем. Это та ситуация, в которой шум мира может помешать и спугнуть «сказочную птичку». Педагогам нужно особенно тщательно подойти к выбору места и времени — обычно им приходится иметь дело с целым классом или группой детей. Но можно использовать этот метод и в групповых формах, только адаптировав к ситуации.

ЧТО НЕОБХОДИМО? Ваше желание шагнуть в мир неведомого. Смелость и решимость, ведь на пути вас могут подстерегать сказочные злодеи. Вера в то, что в конце сказки зло обязательно будет побеждено, а добро восторжествует. А из вещественного мира — все то, что окажется под рукой, то, что можно или взять в руки, или просто наблюдать. (Для особо продвинутых 🙂 Если вы сочиняете сказку уже не в первый раз, можете на время работы включить диктофон и позднее прослушать сказку повторно в записи. Возможно, ребенок захочет что-то скорректировать, а может, примет сказку в первозданном виде и будет ее слушать по многу раз как самую любимую.)

Разминка. Ее цель — вызвать сказочное состояние у себя и своего ребенка. Это можно сделать очень простыми способами, которые разбудят воображение. С самыми маленькими детками — «Ванечка, Машенька, а ты знаешь, что когда люди засыпают, игрушки просыпаются и начинают между собой разговаривать?» Дети постарше, конечно, не поверят! Им можно честно сказать, что вы хотите вместе с ними сочинить сказку. И это вовсе не сложно, нужно только обратиться к своему воображению. Например, «Ванюша, как ты думаешь, если бы деревья могли разговаривать, о чем бы они говорили именно сейчас, в эту минуту? Давай-ка мы на них внимательно посмотрим и вслушаемся, о чем нам шелестят листочки?» Или, «Машенька, а вот если бы твои куколки могли разговаривать, что бы они сейчас рассказывали друг другу?» И далее, «Давай-ка потренируемся «слушать» — деревья, кукол, машинки, кровать, подушки и т.п.» Когда вы почувствуете, что ребенок «готов», он уже весь душой и мыслями в сказочном мире, переходите к следующему этапу.

Основная часть. Непосредственно сочинение сказки. Этот процесс состоит из нескольких шагов: 1) выбор героя, 2) обсуждение правил игры, 3) прохождение обязательных сюжетных этапов: зачин, развитие событий, кульминация, развязка=хэппи-энд, 4) обсуждение с ребенком того, чем вы только что занимались. А теперь подробнее.

1)Выберите вместе с ребенком Героя. «Ванечка, Машенька, давай внимательно посмотрим по сторонам. Нам нужно выбрать, про кого будем сказку сочинять. Как тебе кажется, кто мог бы стать Героем нашей сказки?» Скорее всего ребенок не только быстро выберет игрушку или дерево или зверушку или книжку, но и сам объяснит, почему именно он должен стать Героем сказки. Если не объяснит, можете сами у него спросить, а почему именно он? Но если ребенок не хочет ничего объяснять, не застревайте в этом моменте, а быстро переходите к самому процессу сочинения.

2) Обсудите с ребенком «правила игры». Очень коротко. «Ванечка, Машенька, мы с тобой уже много сказочек читали, и в каждой сказке обязательно есть правила, которые нужно соблюдать. Их всего ТРИ (или другое число по вашему усмотрению, продумайте это заранее) — в сказке есть силы добра и силы зла, которые между собой воюют; главному герою помогают волшебные предметы или жители сказочного мира; в конце добро всегда побеждает зло. Чтобы наша сказка получилась настоящая, нам тоже нужно соблюдать эти правила. Договорились?!» Вы можете прибавить свои правила, например, если Герой совершает хорошие поступки, то получает помощь, а если плохие, то получает не помощь, а наоборот, предупреждение или наказание. И тому подобное.

3) СКАЗКА !!! На протяжении всего процесса сочинения сказки вы «ведете» ребенка с помощью открытых или наводящих, уточняющих вопросов, обязательно держа в голове мысль, что вам необходимо пройти все сюжетные этапы. «Итак, сказка началась! (Можно сделать какой-то ритуальный жест со звуком: хлопнуть в ладоши, позвонить в колокольчик и т.п.) Жил да был Герой (называется имя). Ванечка, Машенька, посмотри еще раз на нашего Героя.  Как ты думаешь, где он сейчас находится?» Ребенок называет, вы повторяете — в некотором царстве тридесятом государстве жил да был Карандаш. «А как жил Карандаш?» Ребенок отвечает. Вы подводите к конфликтной ситуации в сказке. «Но вот однажды случилась у Карандаша беда… Ванечка, Машенька, что такое случилось у нашего Героя?» Ребенок придумывает. Вы продолжаете помогать ребенку: «Как ты думаешь, наш Герой знает, что ему дальше делать? А что или кто может ему помочь? Куда ему надо пойти, чтобы найти ответ? чтобы решить проблему? Кто ему встречается на пути? Кто ему помогает, а кто мешает, чинит препятствия?» И так далее. В зависимости от ответов ребенка вы идете дальше. Главное, найти в этой сказке таких героев или такие предметы, которые помогут Главному герою одержать победу.

4) Рефлексия, обсуждение с ребенком того, чем вы только что занимались. Здесь вы можете задать серию вопросов, от простейших до сложных, «смысловых», чтобы завершить процесс сказкотворчества и затем вернуться в обычную реальность. «Ну как тебе понравилась сказка? Понравилось ли тебе сочинять сказку? Что больше всего тебе понравилось в том, как мы сочиняли эту сказку? Если бы мы еще сочиняли эту сказку, хотел бы ты что-то изменить в сюжете или оставил все, как есть?» И так далее.

Возможные проблемы и важные подсказки

а) Не исключено, что сюжет застопорится или изначально не заладится. Предложите ребенку вместе с вами… посмотреть мультик! Если ребенок начинает хныкать или упрямиться: «Да не вижу я ничего, да не знаю я, что там будет дальше» — скажите примерно следующее: «Давай представим, что мы с тобой в большом кинотеатре и смотрим эту сказку на большом экране. Представил? Вот наш Герой в таком-то месте. Давай оглядимся. Что ты видишь слева, справа, спереди, сзади?» Помогите ему подсказкой: «Ой, я птичку увидел! Вон она пролетела прямо над головой Героя. А ты успел увидеть ее?»

И «ведите» дальше: «Наверное, это птичка волшебная. Как ты думаешь, чем она может помочь нашему Герою?» Фантазируйте, представляйте, ни в чем себя не ограничивайте. И сюжет придет — равно как и решение проблемы Героя.

Прием «мультика», как правило, очень хорошо срабатывает на детях дошкольного возраста. С детьми постарше можно попробовать и приемы посложнее. «А если бы ты знал, как помочь Герою, что бы ты ему посоветовал?» «А если Герой пойдет не в ту сторону, как он об этом узнает? Что случится с нашей сказкой, если Герой пойдет не туда, куда надо?» В самый первый раз, возможно, вам придется часто помогать ребенку, но в последующие разы — увидите! — ребенок будет все больше брать инициативу на себя и уже вас удивлять неожиданными сюжетными поворотами.

б) Сказка слишком затянулась. Не планируйте сочинение сказки более чем на час. Лучше минут 30-40. А с малышами и того меньше — 15-20 минут от силы. Как деликатно прерваться? Предложите ребенку «уложить» Героя спать — в гостинице, на травке, если лето и жарко, в избушке сказочного героя, если холодно и т.п. Объясните, что путь в чужеземные страны долог и надо бы Герою отдохнуть и подкрепиться. «А пока он отдыхает, и мы чем-то другим займемся».

в) Решение проблемы Героя ну никак не находится, хотя вы все средства испробовали. Спросите у ребенка: «Ванечка, а если бы у тебя была такая же проблема, как ты решал бы ее? к кому ты обратился бы за помощью? где еще можно искать решение проблемы?» Если открытые вопросы не наводят ребенка на мысль, задайте несколько наводящих вопросов, например: «Может, ты встречал что-то похожее в других сказках или фильмах? Знаешь ли ты героев из других сказок и фильмов, у которых была похожая проблема?» И т.п.

В «особо тяжелых случаях» подведите ребенка  к тому, что «надо нам с тобой еще почитать-посмотреть пару сказок, чтобы найти решение» и назначьте конкретную дату, когда вы снова вернетесь к этой сказке. Но закончить сказку нужно обязательно, не бросайте ее на полпути. Возможно, в этой сказке заключена какая-то глубинная проблема вашего ребенка и ее просто необходимо решить.

 

Завершение. Обязательно поделитесь своими чувствами в позитивной форме. И обязательно выразите ребенку благодарность за то, что он искренне пытался помочь Герою, отважно сражался со злыми силами, не сдавался, искал выход из положения и таки нашел его, за то, что он настоящий мастер сказок и теперь к нему могут и другие игрушки обращаться за помощью. Ну и в конце концов просто обнимите и поцелуйте своего юного сказочника, который проделал такой огромный труд вместе с вами!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий конкурса: Самая дружная семья" посвященный празднику любви, семьи и верности.

конкурс проводился между тремя семьями детского сада. проводился 8 августа 2016 года....

Сценарий летнего семейного праздника «Здоровая семья - счастливая семья»

Сценарий летнего семейного праздника«Здоровая семья - счастливая семья»...

Сценарий праздника: « Шежере байрамы – праздник родословной семьи»

Помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции; сформировать положительное отношение к понятию "родственные связи"....

«Семья – это самое главное». Авторская разработка сценария праздника -День семьи.

Семья-это самое главное в жизни для каждого из нас-это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, отве...

СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ»

СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ»...

Проект в старшей группе "Моя семья" приуроченный к празднику "День семьи, любви и верности"

Идея праздновать в России день семейных ценностей возникла в городе Муроме Владимирской области еще в середине 1990-х годов, но в праздничный календарь этот праздник внесли только в 2008 году (бл...