Семинар – практикум для родителей «Знакомство с авторскими развивающими играми»
консультация (младшая группа) по теме

Козлова Елена Николаевна

Развивающие  игры  создают  своеобразный  микроклимат  для  развития  творческих  сторон   интеллекта.  При  этом  разные  игры  развивают  разные  интеллектуальные  качества:  внимание,  память,  особенно  зрительную,  пространственное  представление  и  воображение,  умение  находить  зависимости  и  закономерности,  классифицировать  материал,  находить  ошибки  и  недостатки  в  работе,  способность  предвидеть  результат  своих  действий.   В  совокупности  все  эти  качества  составляют  то,  что  называют  сообразительностью,  изобретательностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум  для  родителей

«Знакомство  с  авторскими  развивающими  играми»

Развивающие  игры  создают  своеобразный  микроклимат  для  развития  творческих  сторон   интеллекта.  При  этом  разные  игры  развивают  разные  интеллектуальные  качества:  внимание,  память,  особенно  зрительную,  пространственное  представление  и  воображение,  умение  находить  зависимости  и  закономерности,  классифицировать  материал,  находить  ошибки  и  недостатки  в  работе,  способность  предвидеть  результат  своих  действий.   В  совокупности  все  эти  качества  составляют  то,  что  называют  сообразительностью,  изобретательностью.   

Занятия  математикой  требуют  умственного  напряжения  и  устойчивого  внимания.  Дети  младшего  дошкольного  возраста  не  могут  длительное  время  сохранять  внимание,  поэтому,  чтобы  разнообразить  процесс  обучения,  привить  интерес  к  нему,  сохранить  внимание  детей,  мы  в  своей  работе  широко  используем  развивающие  игры.  Они  помогают  решать  не  только  образовательные  задачи,  но  и  способствуют  воспитанию  таких  качеств  личности,  как  усидчивость,  настойчивость,  любознательность,  самостоятельность.  

Развивающие  игры,  в  которые  играют  дети  в  детском  саду,  мы  рекомендуем  к  использованию  и  в  семье.  Все  они  вполне  доступны  детям  младшего  дошкольного  возраста.  Однако,  этот  перечень  игр  может  быть  дополнен  новыми  играми  или  новыми  заданиями  к  уже  имеющимся,  более  лёгкими  или  более  сложными,  в  зависимости  от  уровня  развития  ребёнка.  Здесь  родителям  надо  не  только  почувствовать,  что  даёт  каждая  игра,  но  и  узнать  интеллектуальные  возможности  своего  малыша,  чтобы  выбрать  и  дозу,     и  время,  когда  вводить  игру,  а  затем  наблюдать  и,  конечно,  стимулировать  творческие  достижения  своего  ребёнка.

От  пап  и  мам,  от  их  творческого  подхода  к  играм  зависит  очень  многое.  Например,  как  быть,  если  ребёнок  справляется  с  самыми  трудными  и  сложными  заданиями  в  игре?  Каждая  игра  предоставляет  возможность  подумать  над  тем,  как  её  расширить,  какие  новые  задания  добавить  к  ней.  И  этой  возможностью  надо  широко  пользоваться.

Какова  же  роль  взрослого  в  развивающих  играх?  Для  того,  чтобы  игра  действительно  увлекла  детей,  взрослый  должен  стать  её  непосредственным  участником.   Своими  действиями,  общением  с  ребёнком,  взрослый  вовлекает  его  в  совместную  деятельность.  Это  очень  важно  на  первых  этапах  знакомства  с  игрой,  особенно  для  младших  дошкольников.

Играя  и  занимаясь  с  детьми,  также  надо  учитывать  природу  маленького  ребёнка.  Многие  игры  необходимо  сопровождать  сказочным  сюжетом,  в  который  органично  вплетены  логические  задания  на  сравнение,  анализ  и  синтез,  классификацию  и  обобщение.  Ребёнок  как  бы  становится  действующим  лицом  событий,  «проживает»  сложные,  таинственные  и  весёлые  сказочные  приключения,  преодолевает  вместе  с  главными  героями  препятствия  и  приводит  его  к  успеху.  Например,  из  палочек  дети  делают  для  девочки  чумазой  «полотенце»,  «мыло»  и  «расчёску».  Двум  жадным  медвежатам – вкусные  «конфеты»,  чтобы  они  не  ссорились  (игра «Двухцветный  квадрат» В.В.Воскобовича),  зайчику – «фонарик»,  чтобы  он  не  заблудился  в  лесу (игра «Сложи  узор» Б.П.Никитина),  и  т.д.

Начиная  играть  с  детьми,  важно  помнить  несколько  правил:

      1. Успех  в  самом  начале – обязательное  условие.  Всегда    начинайте   с  более  лёгких  заданий,  которые  малышу  явно  по  силам.  Слишком  трудные  задания  могут  отпугнуть  его,  и  тогда  сразу  всё  усложнится.  

     2. Не  торопите  ребёнка!  Если  он   не  справляется  с  заданием,  значит,  вы  переоценили  уровень  его  развития.  Сделайте  перерыв,  а  через  несколько  дней  начните  снова  с более  простых  заданий.

     3. Радоваться  успехам,  но  не  захваливать.  Первое  условие  успеха – улыбка,  радость,  похвала,  искренняя  заинтересованность  старших  в  прогрессе  малыша,  в  росте  его  сил.  При  этом  нельзя  забывать,  что  перехваливание( похвала  не  по  заслугам)  может  и  навредить.  Всегда  нужно  уметь  показать  ребёнку  резерв  его  возможностей,  что  можно  делать  ещё  лучше.

     4. Не  обижайте  ребёнка  в  игре.  Если  он  не  может  справиться  с  заданием  или  допускает  ошибки – удерживайтесь  от  обидных  замечаний  вроде: «Ах  ты,  дурачок!»,  «Какой  ты  не  сообразительный!»

     5. Ни  пресыщения,  ни  принуждения.  Интерес  к  игре  легко  притупить  даже  небольшим  нажимом,  принуждением  или  просто  «перебарщиванием»,  т.е.  доведением  до  того,  что  игра  стала  надоедать  ребёнку.  Как  перекормленный  ребёнок  теряет  аппетит,  и  приятная  еда  превращается  для  него  в  мучение,  так  и  всякое  давление,  насилие  вызывает  у  малыша  сопротивление,  нежелание  играть  в  те  игры,  в  которые  заставляют.  Поэтому,  как  бы  ни  хотелось,  чтобы  малыш  занимался  игрой,  ни  в  коем  случае  не  оказывайте  на  него  нажима!  Отложите  игру  на  день,  на  два,  на  неделю,  но  выждите  момент,  когда  игра  будет  желанной.

     6. Самостоятельно – без  подсказки.  Нельзя  объяснять  ребёнку   способ  и  порядок  решения  задачи.  Все  задания  он  должен  выполнять  сам,  и  отыскивать  ошибки  тоже. Наберитесь  терпения  и  не  подсказывайте  ни  словом,  ни  вздохом,  ни  жестом,  ни  взглядом.

На  первом  этапе  знакомства  с  игрой  небольшие  реплики  типа: «Ай-яй-яй!»,  «Гм…»,  или  «Верно…»,  «Так,  так…»,  «Молодец!»  помогают:  одобрительные  окрыляют,  критические – побуждают  работать  внимательнее.  Но  затем  лучше  от  них  постепенно  отказаться,  т.к.  это  может  привести  к  отсутствию  у  ребёнка  самоконтроля – после  каждого  очередного  шага  в  решении  задачи  он  будет  смотреть  на  вас:  улыбнётесь  вы  или  нахмуритесь.

     7. Создавайте  в  игре  непринуждённую  обстановку.  Не  сдерживайте  двигательную  активность  ребёнка,  чтобы  можно  было,  и  попрыгать  от  восторга,  и  сделать  кувырок  на  ковре,  и  полететь  под  потолок  на  папиных  руках.

Практическая  часть:  родители  знакомятся  с  развивающими  играми  и  их  игровыми  действиями.

Игра  «Листики» И.Э.Томашпольской.

Цель:  способствовать  освоению  детьми  классификации  предметов  по  одному,  двум  и  трём  признакам.  Развивать  зрительное  внимание,  память,  речь.

Описание:  игра  состоит  из  набора  листьев  трёх  форм ( клён,  дуб,  липа ),  трёх  цветов  и  трёх  размеров – всего  54  листика ( по  два  листика  каждого  вида ).  Классифицируя  листья  по  разным  признакам:  цвету,  форме,  величине,  дети  составляют  букеты,  гирлянды,  чередуя  листья  по  заданному  условию.  

Игры с  палочками.

Цель:  развивать  пространственные  представления,  внимание,  мелкую  моторику.

Описание:  из  наборов  счётных  палочек  дети  выкладывают  изображения  различных  предметов  по  образцу  или  собственному  замыслу.

Игра  «Двухцветный  квадрат» В.В.Воскобовича.

Цель:  способствовать  усвоению  эталонов  цвета,  формы,  величины,  знаний  о  структуре  геометрических  фигур ( стороны,  вершины,  углы ),  развивать  тонкую  моторику  рук,  творческое  воображение,  умение  сравнивать,  сопоставлять.

Описание:  игра  представляет  собой  двухцветный  квадрат,  составленный  из  32  картонных  прямоугольных  треугольника.  Тканевая  основа,  оклеенная  с  двух  сторон  треугольниками,  придаёт  квадрату  гибкость  и  даёт  возможность  многократно  складывать  из  него  различные  фигуры.

Игра «Геоконт» В.В.Воскобовича.

Цель:  способствовать  формированию  представлений  об  эталонах  формы;  развивать  пространственное  воображение,  мелкую  моторику,  память,  речь.

Описание:  игра  представляет  собой  деревянное  поле  с  закреплёнными  на  нём «гвоздиками»,  на  которые  в  ходе  игры  натягиваются  разноцветные  резинки  в  форме  каких-либо  фигур  или  предметов.

Игра «Чудо – крестики» В.В.Воскобовича.

Цель:  способствовать  усвоению  сенсорных  эталонов  формы,  цвета,  величины,  знаний  о  соотношении  целого  и  части.  Развивать  пространственное  воображение,  внимание,  мелкую  моторику.

Описание:  игра  представляет  собой  несколько  одинаковых  фигур – многоугольников,  окрашенных  в  основные  цвета  и  вставленных  в  рамку.

Один  элемент  остаётся  целым  и  является  образцом,  а  остальные  разрезаны  на  несколько  частей.  Дети  складывают  целые  «крестики»,  укладывают  их  в  рамку  или  выкладывают  из  частей  различные  изображения  по  образцу  и  собственному  замыслу.

Игра «Прозрачный  квадрат» В.В.Воскобовича.

Цель:  способствовать  усвоению  эталонов  формы  и  величины,  знаний  о  соотношении  целого  и  части.  Развивать  внимание,  мелкую  моторику,  творческие  способности.  Познакомить  с  такими  физическими  свойствами,  как  прозрачность  и  гибкость.

Описание:  в  набор  игры  входят  29  прозрачных  квадратных  пластинок,  частично  закрашенных  в  форме  различных  геометрических  фигур    (квадратов,  треугольников,  многоугольников  разной  величины),  и  один  квадрат – образец (цветная  непрозрачная  пластинка). Принцип  конструирования  заключается  в  накладывании  пластинок  друг  на  друга,  таким  образом,  чтобы  из  частей  получилось  целое  изображение.

Игра «Блоки  Дьенеша».

Цель:  закреплять  знания  о  геометрических  фигурах  и  их  свойствах.  Формировать  умение  сравнивать,  классифицировать,  обобщать.  Развивать  внимание,  творческие  способности,  речь.

Описание:  игра  состоит  из  геометрических  фигур  четырёх  форм (круг,  квадрат,  треугольник,  прямоугольник),  четырёх  цветов (красный,  синий,  жёлтый,  зелёный),  разной  величины (большие,  маленькие,  толстые,  тонкие).  Дети  классифицируют  фигуры  по  всем  признакам,  сравнивают  их  свойства,  составляют  из  них  знакомые  образы.

Игра «Сложи  узор» Б.П.Никитина.

Цель:  формировать  способность  к  анализу  и  синтезу.  Развивать  пространственное  воображение,  внимание,  мелкую  моторику.

Описание:  игра  состоит  из  16  кубиков.  Все  шесть  граней  кубика  окрашены  по-разному  в  четыре  цвета – это  позволяет  составлять  из  них    разноцветные  узоры.

Игра «Сложи  квадрат» Б.П.Никитина.

Цель:  формировать  представление  об  отношении  целого  и  части.  Развивать  внимание,  цветоощущение,  пространственное  воображение.

Описание:  игра  состоит  из  24  квадратов  разных  цветов  и  оттенков,  разрезанных  на  разные  части (от  двух  до  пяти).  Один  квадрат  чёрного  цвета  является  образцом.

Игра «Внимание» Б.П.Никитина.

Цель:  развивать  зрительное  внимание,  память,  пространственное  воображение,  мелкую  моторику.

Описание:  в  игре  детям  на  несколько  секунд  показывают  какую-нибудь  фигуру  или  условный  знак,  и  убирают  его.  Дети  должны  зарисовать  его  как  можно  точнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...