Консультация для родителей на тему "Приходи, сказка!"
консультация на тему

Архипова Елена Николаевна

Детство - это в прямом и переносном смысле сказочный период в жизни человека.И, тем не менее, ученые все чаще обращают внимание на то, что сказка уходит из детского сада и семьи, а значит, и из жизни ребенка. Казалось бы, ничего страшного не происходит, но ведь на самом деле сказка – это не просто выдумка… В консультации раскрыта роль сказок в жизни ребенка-дошкольника, а также даны рекомендации родителям по приобщению детей к миру сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_prihodi_skazka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 80 «Чебурашка»

 г. Волжского Волгоградской области

Консультация

для родителей на тему

«Приходи, Сказка!»

Подготовила и провела

педагог-психолог

Архипова Е.Н.


Детство - это в прямом и переносном смысле сказочный период в жизни человека. Более того, сказки родились во время детства всего человечества. Наши предки многое не могли понять в окружающем их мире и придумывали собственные объяснения происходящему. В 21 веке разгаданы многие тайны природы, сбылись мечты о «коврах-самолетах», «сапогах-скороходах», «гуслях-самогудах», но сказка осталась. Ею наполнены телевизионные сериалы, детские программы. И тем не менее, ученые все чаще обращают внимание на то, что сказка уходит из детского сада и семьи, а значит, и из жизни ребенка. Казалось бы, ничего страшного не происходит, но ведь на самом деле сказка – это не просто выдумка…

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои силы.

2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д.

1. Глубинный смысл сказки и ее мораль не дидактичны.

В сказках нет прямых нравоучений, как например в баснях. «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать все наоборот.

В связи с этим хочется привести одно интересное наблюдение. Быть может, Вы замечали, что многие дети любят сказку «Три поросенка». Особенно привлекательным для них является Старший Поросенок, который может и веселиться, и построить вовремя дом, и друзей приютить, и свою жизнь отстоять. Он очень гибко соотносит принцип удовольствия с принципом реальности, являясь примером социально адаптированного, творческого существа. Бессознательно идентифицируя себя со Старшим Поросенком, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребенка "жить правильно". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.

Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Иногда смысл сказки или притчи понятен сразу, а бывает, что мы сталкиваемся с явлением "отсроченного эффекта". Человек осознает связь сказочной истории и своего поведения или ситуации через какой-то срок, часто как озарение.

2. Собирательность образов. Неопределенность места действия и имени главного героя.

"В некотором царстве, в некотором государстве"... Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе нам захочется принять происходящее.

Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Комсомольск.

Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детской и взрослой фантазии, воображению никаких рамок и преград.

3. Сказки — кладезь жизненного опыта и традиций. Многогранность и

многоуровневость хранимой информации. Образность языка.

Благодаря своей образности сказки легко запоминаются и после окончания психологического воздействия продолжают "жить" в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения.

В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это "закодировано" в образах сказки.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя. Со временем мы меняемся и ту же самую сказку понимаем совсем иначе. При изменяющихся условиях мы по-другому интерпретируем содержание историй, обогащая свой прежний опыт новым восприятием. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь человеку в разные периоды жизни решать актуальные проблемы. На примере сказки "Колобок" 3—5-летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис "я сам", ребенок старается обходиться без помощи родителей, идти по улице без руки взрослого, самостоятельно принимать пищу и пр.). С помощью той же сказки подросток, который исследует других людей и их реакции по отношению к себе, узнает, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними: как строить контакт с "Зайцами", "Медведями", "Колобками" и "Лисами". Взрослый человек, постигающий смысл происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины и следствия поступков всех героев сказки, попробует понять философскую подоплеку сказки о Колобке...

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое "хорошо, а что такое плохо". Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок складывает, как мозаику, собственную картину Мира. На ее основании, он будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вещи, "прожить" различные модели поведения. Взрослый язык, логика непонятны ребенку (так как у него наглядно-действенное мышление преобладает над абстрактно-логическим). Поэтому ответы на свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях и образах.

4. Признак настоящей сказки — хороший конец. Психологическая защищенность. Философское осмысление действительности.

Во многих сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. Читателям ясно, кто мешает жить и каким способом его можно победить. Кроме того, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

В любом случае — справедливость и добро обязательно восторжествуют. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.

Быть может, именно через сказку мы познаем подлинный смысл Добра и Зла. Если бы не было Драконов, Кощея, Чуда-Юда, герой не стал бы сильнее, не приобрел бы новый опыт. Через осознание необходимости и важности испытаний мы учимся прощать своих врагов.

5. Ореол тайны и волшебства. Раскрытие потенциальности.

Волшебная сказка как живой организм — в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок "вживляется" в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого, а также активизируется фантазия и интуиция. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.

Родителям необходимо помнить, что сказку лучше всего рассказывать ребенку, а не читать. Разумеется, это потребует от рассказчика уникальных способностей, освобождения от резонерско-менторского стиля, от стандартных подходов. Рассказчик должен уметь и рассказывать сказку, и стимулировать ее индивидуальное восприятие, и побуждать детей к собственному творчеству.

Многое зависит от того, как сказка будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику и жесты. Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово. Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей.

Эта внутренняя активность, «жизнь вместе с героем», как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.

Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание и/или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Ребенок вслушивается в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Особенно необходимы повторы для детей эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их возрастное и психическое развитие: особенности восприятия, эмоциональность.

Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (настольный театр).

Интерес детей можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: МАТРЁШКА-СКАЗКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙТема: МАТРЁШКА-СКАЗКАИгра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.Что можно дать реб...

Консультация для родителей "Что бы сказка не стала скучной"

Консультация проводится на неделе "Игры и игрушки", с целью привлечь детей и родителей к сказке, для того чтобы  использовать ее для развития воображения, мышления, речевого творчества и акт...

Консультация для родителей на тему: "Сказки в воспитании экологического сознания дошкольников"

В данном файле представлена консультация для родителей о сказках и их роли в экологическом воспитании детей....

Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама»

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Консультация для родителей на тему: «Сказка в жизни ребёнка»

Что такое сказка?Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтер...

Консультация для родителей на тему "Сказка в период адаптации ребёнка к детскому саду"

Консультация для родителей на тему "Сказка в период адаптации ребёнка к детскому саду"...

Консультация для родителей на тему: "Сказки по возрасту".

Помощь в выборе сказок, для детей разного возраста....