Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
статья (подготовительная группа) по теме

Смирнова Елена Николаевна

Психологи выделяют 4 типа темперамента. Каждый темперамент имеет свои особенности, которые влияют на обучение ребенка в школе, его социальную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_podgotovit_rebenka_k_shkole_statya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Как тип темперамента ребенка влияет на его готовность к школе.

Подготавливая ребенка к школе, родители и воспитатели должны учитывать прежде всего его индивидуальные особенности нервной системы, т.е. его темперамент. Ниже приводятся основные типы темперамента и их особенности проявления в дошкольном (предшкольном) возрасте.

Дети-флегматики. Известно, что такие дети медлительны и усидчивы, у них низкий темп деятельности. Они не могут быстро ответить на вопрос,  переключиться с одного дела на другое. Ребенку-флегматику необходимо больше времени на привыкание к новой обстановке, поэтому стоит дать ему несколько больше времени на адаптацию в школе. Не стоит возлагать на него сразу большую ответственность, ждать успехов в учебе – главное для него на этом этапе социальная и физиологическая адаптация.

Зная эти особенности своего ребенка, родители не должны торопить его, так как это нервирует малыша и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при подготовке к школе – способствовать развитию их уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе.

В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы. Полезно использовать приемы опережающего воздействия, то есть заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности и т.п. Это поможет ему вовремя мобилизироваться и переключиться на новое дело. Родители должны часто хвалить своего ребенка, стимулируя его к более активным и целенаправленным действиям.

Дети-холерики. Иной подход к детям холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Они часто приступают к выполнению работы, не дослушав объяснения до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепившись, могут стать серьезным препятствием для успешного школьного обучения. Находясь в атмосфере повышенного внимания взрослых, постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становится нервным, конфликтным, перестает реагировать на замечания и указания взрослого.

Занимаясь с ребенком-холериком, необходимо учитывать его ведущие потребности (подвижность, импульсивность) и давать возможность подвигаться во время урока. Также не следует требовать от него долгого сидения за прописями и безупречного написания элементов букв и цифр.

Главное в подходе к таким детям – дать полезное направление детской энергии. Достигнуть этого можно, приобщая ребенка к интересным и полезным делам, играм, поручениям, в которых находит выход их природная активность. Можно попросить ребенка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, оценить ее. Необходимо помочь ребенку освоить связь между излишней торопливостью и низким результатом труда («поспешишь – людей насмешишь»),  поощрять старательность и терпение, организовывать спокойную деятельность для укрепления процессов торможения (конструирование, рисование, ручной труд), использовать приемы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, когда подсохнет краска»).

Полезным оказывается прием, который ставит ребенка в позицию обучающего: «Расскажи и покажи мне, как склеить домик», «Научи меня строить мост, у тебя это так хорошо получается!».

Ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но не требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное – не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его. Важно показывать холерику красоту культурных поступков, внушать необходимость проявления сдержанности, внимания к другим людям.

Дети-сангвиники. Ребенок этого типа темперамента отличается жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. Процесс адаптации к школьному режиму, коллективу, требованиям учителей протекает у таких детей довольно быстро и благополучно.

Ребенок-сангвиник быстро устает от монотонной работы. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится прекратить ее. Может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручение взрослого и предпочесть более интересное занятие.

При работе с ребенком-сангвиником необходимо иметь в запасе различные интересные игры, головоломки, загадки и упражнения. В перерывах между занятиями им полезно поиграть в подвижные игры или провести физкультминутки.

При подготовке таких детей к школе необходимо формировать у них умение доводить начатое до конца, не допускать проявления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность.

К ребенку-сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат.

Родителям нужно попытаться углубить у него интерес к какому-нибудь занятию, показывать новые, привлекательные, стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность.

Дети-меланхолики. Такие дети заслуживают особого внимания. Они отличаются повышенной чувствительностью и обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. Обычно дольше других адаптируются к школе, с трудом входят в новые условия.

В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, активность их затормаживается. Поэтому более эффективным будет использование для такого ребенка более мягкий, доброжелательный, спокойный стиль. Они быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки.

Главная задача при подготовке таких детей к школе – вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях хорошо выполнить новое дело («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»). Если необходимо отметить какие-либо недостатки в работе или поведении, то лучше это сделать наедине с ребенком, в отсутствии остальных детей. Недопустимо использование грубого, резкого и даже повышенного тона в общении с детьми-меланхоликами.

Ребенку целесообразно поручать такие дела, с которыми он безусловно справится, и результат увидят сверстники. Успех его окрыляет и пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач.

Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосно...

Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Одной из важнейших задач модернизации образования является формирование  качественного процесса в воспитательно–образовательной деятельности. Направленное на развитие самостоят...

Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

В психолого-педагогической литературе  (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова и др.) традиционно выделяются три сферы школьной зрелости: интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная....

"Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе"

Период обучения в школе является важнейшим этапом в жизни каждого человека. Это ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и ...

интеллектуальная готовность готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

определение уровня психического развития ребенка, выявление отклонения и на этой основе наметить пути коррекционной работы в формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраст...

«Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе»

Психологическая готовность детей к обучению в школе — предмет многочисленных исследований отечественной и зарубежной психологии. Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовно...