Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения.
консультация (младшая группа) на тему

Блинова Алина Викторовна

Раскрывается понятие детской адаптации, ее суть и механизмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения.

       В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, к способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним.

Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения, адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.

Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.

Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в дошкольное учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций.

У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроится ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения с взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей.

Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Характер поведения в адаптационный период зависит от возраста детей.

Дети в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребёнка, он часто отказывается от кормления, во время приёма пищи наблюдаются случаи рвотных позывов.

Разрушаются ранее приобретённые привычки: ребёнок перестаёт проситься на горшок, речь его затормаживается. Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, переходят в детском учреждении на ползание. Можно также отметить и другие регрессивные функции желудка, изменение кожного покрова и т.д.

На характер адаптации влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.

Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть, от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы и приспособления к меняющимся условиям жизни.

Дети, которые живут в многодетных семьях, и семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.

Как видно из всего сказанного, главное для ребёнка – это взрослые. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.

Следует учитывать потребность ребёнка в общении.

Выделяют примерно три группы по характеру различий в поведении и потребности общения.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2 – 3 месяцев.

Вторая группа – это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа /второй и третий/ и длится от 7 дней до 10 – 20 дней.

Третья группа – дети, испытавшие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении с взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3 – 10 дней.

Из всех причин трудного привыкания детей к новым условиям самой серьёзной причиной следует считать отсутствие единства требований воспитания в семье и в детском саду.

В первую очередь родители должны уточнить режим в детском саду.

За несколько дней до приёма малыша родители должны поинтересоваться режимом дня, рассказать воспитателю группы, в которую пойдёт малыш, каким ласковым именем зовут его дома, какими игрушками можно его заинтересовать, чтобы можно было быстрее успокоить малыша.

В первые дни ребёнка не следует надолго оставлять в стенах дошкольного учреждения.

Если взрослые предполагают, что малыш может отказаться от завтрака в детском саду, переживая разлуку с близкими, следует покормить его дома. Привести ребёнка в группу нужно к 8.30, предупредив заранее об этом воспитателя, и забрать примерно в 11 -11.30 перед обедом. Малыш пообедает дома и спокойно ляжет спать.

Усилия родителей в первые дни пребывания ребёнка в детском саду должны, направлены на то, чтобы как можно быстрее помочь воспитателю установить контакт с ребёнком.

С этой целью можно маме, с согласия воспитателя, посетить группу в конце дня /проводить вместе с малышом 1 – 2 часа /. Как только характер общения воспитателя с ребёнком достигнет третьего этапа /общение на познавательные темы, активные самостоятельные действия малыша/, присутствие близкого взрослого можно считать необязательно.

Только тогда, когда и в группе и дома ребёнок спокойно засыпает и спит положенное время по режиму, с аппетитом ест, спокойно бодрствует и общается с окружающими, можно считать, что он адаптировался к