методическая разработка "Педагогическая технология взаимодействия ДОУ и семьи в процессе организации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мною разработаны этапы и конкретные формы взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающие рост их педагогической компетентности в вопросах организации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Взаимодействие с родителями в процессе организации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей младшего возраста

Ожидаемые результаты от внедрения разработки: объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей. Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросе организации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей. Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ. Обогащение опыта детей посредством объединения педагогов и родителей в решении данной проблемы.

Первый этап «Информативный».

Цель: активизация интереса родителей к проблеме сенсорного развития детей и обогащение  их представлений в данной области.

Содержание:

1. Развитие у родителей интереса к проблеме сенсорного воспитания детей; желание участвовать в проведении педагогических мероприятий, посвященных данной проблеме.

2. Углубление и расширение представлений родителей о сенсорном развитии детей  (актуальность проблемы; понятия «сенсорное развитие», «сенсорная культура», «сенсорное воспитание», «сенсорные эталоны»; задачи; некоторые методы и приемы взаимодействия с детьми).

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и приемах, формах:

Информирование: Объявление о родительском собрании помещается в родительском уголке (в объявлении: приглашение родителей принять участие в собрании, сообщение о выступлении психолога и возможности получить ответы на интересующие вопросы от специалиста, указывается дата и время проведения).

Также в уголке для родителей размещается информация актуальная для предстоящего родительского собрания: «Необходимо ли сенсорное воспитание  ребенка в младшем дошкольном возрасте?»; «Знакомимся с авторскими технологиями, направленными на сенсорное развитие детей»; «Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды дома»; адреса магазинов, где можно приобрести качественные игрушки, направленные на обогащение сенсорного опыта; перечень дидактических игрушек и пособий.

Информация родительского уголка и объявление о родительском собрании дублируется на сайте группы (раздел «сенсорное развитие»).

В период между объявлением о родительском собрании и проведением родительского собрания организуется экскурсия по среде в группе. Цель: познакомить родителей с возможностями дошкольного учреждения для сенсорного  развития ребенка (показ игрушек, материалов, типов ситуаций и игр, направленных на обогащение сенсорного опыта детей).

Проводится анкетирование родителей (цель: выявить представления родителей о сенсорном развитии дошкольников).

 Родительское собрание «Сенсорное развитие - фундамент общего умственного развития ребенка».

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями, привлечение внимания родителей к проблеме сенсорного развития детей через обогащение их представлений.

 Ход собрания:

1.Вступительное слово педагога, сообщение родителям результатов диагностики, направленной на выявление уровня сенсорного развития детей.

2. Выступление психолога с  характеристикой возрастных особенностей детей и знакомство родителей с показателями развития ребенка третьего года жизни.

3. Презентации с  комментариями воспитателей относительно организации развивающей среды в домашних  условиях.

4. Обмен опытом между участниками собрания.

По окончании родительского собрания вручение родителям рекомендаций «Педагогические заповеди»  (Приложение 12).

Создание каталога книг для свободного пользования родителями (родители могут почитать в процессе ожидания  ребенка; либо использовать выходные дни (по записи)).

Индивидуальные консультации. Консультации могут быть организованы специалистом ДОУ (психологом) по инициативе родителей (размещение на стенде приемных часов), а также педагогом для родителей детей имеющих затруднения.

Реализация  данного содержания предполагается в сентябре, октябре, ноябре.

К концу этапа: появление у родителей интереса к проблеме сенсорного развития детей; представлений об возрастных особенностях детей младшего возраста; знания задач, средств и методов сенсорного развития малышей; понимание  роли семьи в развитии сенсорных способностей ребенка.

Второй этап «Развиваемся вместе!»

Цель: активизация  взаимодействия  ДОУ и семьи в процессе решения проблемы сенсорного развития детей младшего возраста.

Задачи:        

- накапливать (формировать) сенсорный опыт малышей; расширять представления детей о сенсорных эталонах, развивать умения обследовать предметы, выделять сенсорные свойства, различать и группировать, соотносить предметы по названным признакам; закреплять полученные знания в деятельности;

- активизировать полученные родителями знания на практике;

-способствовать взаимодействию родителей и детей в процессе совместной деятельности, направленной на сенсорное развитие малышей;  

- налаживать взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса (родитель — ребенок; родитель — родитель; родитель — педагог).

Данное содержание реализовывалось в следующих методах и формах:

1. Проект «Цветная неделька» (Приложение 13).

Цель: формировать представления о цвете, как признаке предметов.

Задачи:

  1. Обогащать сенсорный опыт детей за счет организации деятельности, направленной на сенсорное развитие. Способствовать освоению общепринятых эталонов (цвета). Развивать обследовательские умения, направленные на выделение свойств предметов (цвета), стимулировать практические действия по группировке предметов по цвету.
  2. Воспитывать интерес к играм с дидактическими играми и игрушками.
  3. Способствовать взаимодействию детей и родителей, сближению всех участников проекта в процессе совместной деятельности, привлечению родителей к педагогическому процессу.

Продукт. Создание альбома-коллажа «Цветные страницы» (предметные цветные картинки, подобранные вместе с родителями). Обогащение сенсорного уголка играми и пособиями (при помощи родителей). Оформление панно «Красавец-Петушок на цветочной полянке» (рисование пальчиками).Создание коллекции «Разноцветные фантики».

Сроки проекта: краткосрочный.

Мотивационный этап. Педагог рассказывает начало сказки Владимира Сутеева «Петух и Краски», демонстрируя нераскрашенного Петушка. Где живут краски, Петушок не знает, поэтому решил обратиться за помощью к ребятам.

Описание проекта: Каждый день проекта отводится определенному цвету. Родители одевают одежду детям  или вносят элементы соответственно «цветному дню», помогают детям подобрать дома предметные картинки определенного цвета для оформления альбома-коллажа. В группе,  организованная образовательная деятельность проводится в форме путешествия с «препятствиями» на пути: «Поможем Петушку добраться до домика , где живут краски». В один день Петушок встречается только с одной Краской, которая ему помогает: раскрашивает  в свой цвет отдельные элементы пано. За это Петушок дарит ей подарок. Ежедневно ему, вместе с ребятами,  приходится преодолевать трудности , чтобы добраться до домика красок. Путешествие заканчивается, когда Петушок полностью раскрашен.

В рамках проекта работа с родителями осуществляется следующими методами и формами:

оформляется папка-передвижка с отражением идеи проекта (цель -  погружение родителей в проект);

привлечение родителей к совместному с детьми подбору предметных картинок для альбома « Цветные страницы» (цель – сближение родителей с детьми за счет совместной деятельности, вовлечение родителей в педагогический процесс);

привлечение родителей к совместному с детьми коллекционированию «Разноцветные фантики» (цель: способствовать активному взаимодействию детей и родителей, созданию доброжелательной атмосферы в группе за счет совместной деятельности и общих интересов);

в «уголок для родителей» помещаются рекомендации родителям по приобретению игрушек, способствующих цветовосприятию, запоминанию эталонов цвета;

проводится практикум для родителей «Как развивать чувство цвета у детей» (цель – педагогическое просвещение родителей, помощь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка); подбирается и оформляется библиотека и игротека (книги, методические пособия, игры  которые родители могут брать домой на время, с последующим возвратом);

привлечение родителей к помощи в обогащении развивающей среды группы: изготовление развивающих тренажеров с различными застежками, пробковых тренажеров, тактильного панно "Поляна в лесу", сенсорной дорожки "Сенсорная тропа для ног", пошив одежды для кукол.

2. Проект «Круг, квадрат – сказка на новый  лад» (за основу взят проект из методического пособия к программе «Детство»)

Цель: обогащение сенсорного опыта (уточнение и расширение представлений о форме и фигурах), способствовать освоению детьми геометрических фигур как эталонов формы.

Задачи:

1. Активизировать интерес детей к играм с «сенсорными» материалами в совместной со взрослым деятельности, вызвать интерес к выделению формы в окружающих предметах.

2. Обогащать сенсорный опыт детей (выделение свойств), способствовать освоению общепринятых эталонов (геометрические фигуры); развивать умения различать предметы по форме, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделять значимые различия (по количеству или наличию углов, сторон).

3. Развивать обследовательские умения, направленные на выделение элементов геометрических фигур, свойств предметов (цвета, размера), стимулировать практические действия по группировке предметов, развивать умения выделять свойства, соотносить с эталоном.

4. Продолжать знакомить со способами сравнения фигур (прием наложения); развивать умения выделять форму предметов и элементов специальных дидактических множеств (наборе геометрических фигур, блоках Дьенеша) и достаточно однородных предметах окружения (игрушках, книгах и др.).

5. уточнить понимание детьми слов, выражающих свойства предметов (форму, размер, цвет), геометрические фигуры, численность множеств (много кругов, мало или один квадрат); активизировать их использование в диалоге с педагогом.

6. Расширять представления детей о формах предметов (природных объектах, бытовых предметах, предметах мебели); подвести к пониманию связи формы предмета и ее некоторых функций (круглая форма днища сковороды и кастрюли).

7. Развивать умения игровой, художественно-творческой деятельности: обыгрывать эпизод, продукт деятельности в игре с педагогом, принимать участие в сотворчестве со взрослым, принимать предложенный взрослым замысел, создавать простые изображения на основе круга, квадрата (приемами печатания готовыми формами, дорисовывания заготовок), лепка приемом раскатывания между ладонями (развитие формообразующих движений, моторных умений), умение создавать декоративное изображение (ритмичное заполнение формы-основы элементами).

Продукт: атрибуты, созданные вместе с детьми, для игры – драматизации (настольный или напольный театр). Коллекция «Такие разные пуговицы».

Мотивационный этап: Проблемная ситуация. Педагог напоминает детям сказку «Теремок», уточняет их впечатления, предпочтения, предлагает послушать сказку на новый лад – в сказке вместо персонажей будут необычные герои: круг, квадрат и другие фигуры.

В рамках проекта родителей вовлекают в педагогический процесс следующими формами и методами:

 организуется практикум «Как развивать у детей чувства формы»(цель – педагогическое просвещение родителей, помощь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка),

коллекционирование «Такие разные пуговицы»(цель: способствовать активному взаимодействию детей и родителей , созданию доброжелательной атмосферы в группе за счет совместной деятельности и общих интересов);

«домашнее задание»: рассмотреть формы предметов (на кухне, в ванной и т. п.); нарисовать предметы определенной формы;  «превратить» фигуры в знакомые предметы, в сказочных героев; чтение и разучивание стихов о формах и фигурах;

 Досуг «День рождения Кружочка» (цель: эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса, общение в неформальной обстановке, вовлечение родителей в педагогический процесс);

библиотека и игротека (книги, методические пособия, игры  которые родители могут брать домой на время, с последующим возвратом).

3. Циклы игровых встреч с мамами:

«Прогулка с пользой»

Цель: способствовать развитию взаимодействия взрослых и детей, познакомить родителей с возможностями обогащения сенсорного опыта детей на прогулке.

Проводится совместная прогулка, где воспитатель обращает внимание родителей на структурные компоненты прогулки (наблюдения,  элементарную трудовую деятельность, экспериментирование, игры (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, конструктивные (с песком, природным материалом), свободное общение). Каждый компонент прогулки нацелен на обогащение сенсорного опыта ребенка.

В уголке для родителей и на сайте группы помещается информация с вариантами организации прогулки в разное время года с примерными играми и образовательными ситуациями, направленными на обогащение сенсорного опыта детей.

«Наши пальчики играют»

Цель: способствовать развитию взаимодействия взрослых и детей, помочь родителям в обогащении сенсорным опытом детей (познакомить с некоторыми играми, направленные на развитие тактильных ощущений ребенка, способами организации и сопровождения).

В ходе встречи предлагаются следующие игры и образовательные ситуации: «Готовим салат вместе с мамой» - развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);  «Ходим в гости» - развитие умения различать на ощупь фактуру предметов (узнавать шершавую и гладкую «»дорожки»); «Сухой - мокрый» - активизация ощущений, развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое; «Горячая - холодная» - развитие тактильных ощущений ребенка, знакомство со свойствами воды (горячая, холодная); «Поможем Мишке найти мячик» - учить ребенка распознавать и выбирать «такой же по величине предмет».

Оформляется игротека, с подбором возможных игр и описанием образовательных ситуаций, направленных на развитие тактильных ощущений ребенка.

«Играем с музыкальными инструментами»

Цель: способствовать развитию взаимодействия взрослых и детей, помочь родителям в обогащении сенсорным опытом детей (познакомить родителей с некоторыми играми, направленные на развитие слухового восприятия детей).

В ходе встречи предлагаются следующие игры и образовательные ситуации:

Игра «Звени колокольчик» - цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды; «Кто играет?» -цель: учить дифференцировать звуки музыкальных инструментов; «Загадочные коробочки» - умение находить одинаково звучащие предметы.

Оформляется игротека, с подбором возможных игр и описанием образовательных ситуаций, направленных на развитие слухового восприятия.

«Учимся сравнивать».

Цель: способствовать развитию взаимодействия взрослых и детей, помочь родителям в обогащении сенсорным опытом детей (познакомить родителей с методами расширения представлений об отношениях по  величине между предметами; играми, способствующими усвоению и закреплению понятий величины).

В ходе встречи предлагаются следующие игры и образовательные ситуации:

«Через ручеек» - цель: показать способ сравнения предметов по ширине; «Дома на нашей улице» - цель: показать способ сравнения предметов по высоте;

«Лесенка» - цель: показать способ сравнения предметов по длине.

Оформляется игротека, с подбором возможных игр и описанием образовательных ситуаций, направленных на развитие представлений об отношениях по  величине между предметами.

Реализация  данного содержания предполагается в ноябре-феврале.

К концу этапа: у детей расширены представления об общепринятых сенсорных эталонах; дети различают предметы по форме, цвету, размеру; выделяют сенсорные свойства предметов; знакомы со способами обследования и сравнения предметов; активно используют в своей речи слова, обозначающие свойства предметов; проявляют интерес к играм с «сенсорными» материалами в самостоятельной деятельности и совместной со взрослым. Положительные изменения в характере взаимодействия педагогов и родителей; появление  желания объединять усилия для сенсорного развития детей,поддерживать ведущуюся в ДОУ работу дома.

Третий этап «Играем вместе всей семьей!

Цель: активизации творческой инициативы родителей воспитанников, обобщение  результатов совместной деятельности педагогов и родителей в процессе решения проблемы сенсорного развития детей.

Использовались следующие формы работы:

«Вечер вопросов и ответов» с приглашением специалистов ДОУ (ответы на вопросы, волнующие родителей).

Цель: развитие активной, компетентной позиции родителей, удовлетворение интересов, обобщение  результатов совместной деятельности педагогов и родителей в процессе решения проблемы сенсорного развития детей.

«Вечер игр». Презентация каждой семьи игры – самоделки, обмен опытом по изготовлению, совместные игры с детьми.

Мини-проект «Книжка-малышка. Путешествие в сказочную страну фигур».

Цель: способствовать активизации творческой инициативы родителей воспитанников.

Задачи:

- укрепление детско-родительских отношений в процессе творческой деятельности;

- способствовать совершенствованию уровня накопленных знаний и  практических навыков через продуктивную деятельность;

- формирование представлений о технологии издательской деятельности;

- развитие оформительских и дизайнерских способностей родителей;

- воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Продукт: создание книг-самоделок с придуманной сказкой о стране геометрических фигур ; выставка и презентация книжек – малышек; пополнение библиотеки группы.

Сроки проекта: краткосрочный.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе: воспитатель – знакомит с планом проекта, способствует погружению в проект; родители и дети  - придумываю сказку о необычной стране и ее жителях-фигурах; создают самодельные книжки-малышки с красочными иллюстрациями; дети – вместе с педагогом знакомятся с книжками – малышками.

В рамках реализации проекта работа с родителями осуществляется следующими формами и приемами:

анкетирование родителей «Роль книги в жизни ребенка»;

консультация «Как прививать любовь к детской литературе»;

практикум «Как сделать книжку - самоделку»; организация презентации и выставки книжек – малышек.

К концу этапа: осознание важности и признание родителями педагогами эффективности взаимодействия в общем деле – воспитании детей; активное целенаправленное включение родителей в процесс организации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей в дошкольном учреждении и в условиях семьи, установление более тесного контакта между всеми участниками педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Картотека игр, цель которых, сенсорное развитие детей дошкольного возраста., а именно младшей и средней группы....

Формы организации разных видов деятельности, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста.

Формы организации различных видов деятельности , направленных на математическое развитие детей....

Консультация для воспитателей «Игры, направленные на сенсорное развитие детей»

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,...

"Игры, направленные на сенсорное развитие детей

консультация для воспитателей "Игры, направленные на сенсорное развитие детей"...

Формы организации разных видов деятельности, направленных на математическое развитие детей

Формы организации разных видов деятельности,направленных на математическое развитие детейПланВведение.1.Специфика организации учебной деятельности дошкольников.   1.1.Своеобразие учебной дея...

«Игры, направленные на сенсорное развитие детей 1,5 – 3 лет»

Сенсорика - это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Формировать эти умения и способности является задачей родителей и воспитателей детских садов уже с раннего возраста. Дети 1,5-3 лет...

Игровые технологии, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка раннего возраста  всех психических процессов – внимания, памяти, мышления, речи и воображения. Ученый Н.М. Щелованов называл...