Особенности общения с гиперактивными детьми
консультация на тему

Макарова Екатерина Петровна
Каждый психолог, работающий в детском саду, встречал детей, не умеющих вести себя на занятиях, отказывающихся выполнять задания воспитателя, с трудом общающихся со сверстниками и педагогами, агрессивных и гиперактивных, нечувствительных к социальным нормам и правилам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obshcheniya_s_giperaktivnymi_detmi.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности общения с гиперактивными детьми»

Каждый психолог, работающий в детском саду, встречал детей, не умеющих вести себя на занятиях, отказывающихся выполнять задания воспитателя, с трудом общающихся со сверстниками и педагогами, агрессивных и гиперактивных, нечувствительных к социальным нормам и правилам.

Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее, не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной лучше браться за нее "всем миром". Это значит что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, психолог и воспитатели  могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

В общении с гиперактивным ребенком следует придерживаться следующих правил:

  • Правило № 1.   Не  ожидайте  всего  и сразу.        Начинать нужно с тренировки только  одной функции  (например,   только внимания, при этом  вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.
  • Правило № 2.  Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка : вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.
  • Правило № 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из "можно" и "нельзя" были последовательны. Также необходимо учитывать  что ребенок не способен долго ждать  поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.
  • Правило № 4.  Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и  только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том,  что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его  неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.
  • Правило № 5. Используемые в вашей коррекционной работе  игры должны быть подобраны  в следующих направлениях:
  • игры на развитие внимания.
  • игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)
  • игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
  • игры, способствующие закреплению умения общаться.

Гиперактивные дети при диагностике показывают средний (а порой и высокий) уровень познавательного развития, но имеют сниженную самооценку, не уверены в собственных силах, зависимы от оценки взрослого. У многих из них можно обнаружить детские страхи. Задача психолога научить ребенка выражать свои чувства социально доступными способами, развить коммуникативные навыки и навыки волевой регуляции.

Автор статьи:

Е.П.Макарова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с гиперактивными детьми

раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направления в пла...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации для родителей и педагогов об особенностях воспитания подвижных детей...

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Презентация "Особенности общения с гиперактивными детьми"

Как найти общий язык с гиперактивными детьми...